Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
Прочитайте признаки стилей речи.
Определите, какие из них можно отнести к публицистическому стилю.
А – Использование слов, обозначающих понятия морали, этики, психологии.
Б – Использование языковых средств абсолютно всех стилей.
В – Широкое использование терминологии, абстрактной лексики, особой фразеологии.
Г – Непосредственность общения, отсутствие предварительной подготовки.
Б – неверный ответ
В – неверный ответ
Г – неверный ответ
А - правильный ответ Для публицистического стиля характерно:
употребление общественно-политической лексики;
использование слов, обзначающих понятия морали, этики, психологии;
употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов,образных средств языка;
применение предложений с однородными членами, обращениями, междометиями, вводными словами, риторическими вопросами и восклицаниями.
Слайд 2
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
2. Прочитайте данные предложения.
Определите, какой из выделенных предлогов характерен для научного стиля.
А – Согласно вашему заявлению, вы получите отпуск в феврале.
Б – Однородные члены предложения часто соединяются посредством союзов
В – Пойдут по-над снегом ручьи. (М. Салтыков-Щедрин)
Г – Мелькают женщины в платках, И тявкают дворняжки шалые, И самоваров розы алые Горят в трактирах и домах. (О.Мальденштам)
А – неверный ответ
В – неверный ответ
Г – неверный ответ
Б - правильный ответ Предлог «посредством» характерен для научного стиля, так же как «благодаря тому что», «вследствие того что», «ввиду того что», «наряду», «в силу», «в отличие» и другие
Слайд 3
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
3. Прочитайте данные предложения.
Определите, какие из них можно отнести к публицистическому стилю.
А – Едешь час, другой, третий – по земле, политой кровью наших ребят. Ради чего они здесь погибали? За что им такая судьба? (Ю.Калинина, «Последняя ошибка империи»)
Б – Да, не смейтесь, я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. (И.Тургенев)
В – Однако при сопоставлении этих двух подходов убеждаемся в их фрагментарности.
Г – И, бывало, так тошно на душе становится, что говоришь, говоришь, и не можешь никак остановиться...
Б – неверный ответ
В – неверный ответ
Г – неверный ответ
А - правильный ответ Показателями принадлежности данного текста к публицистическому стилю являются риторические вопросы и слова оценочно-эмоциональным значением («наших ребят», «погибали», «земля, политая кровью»).
Слайд 4
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
4. Найдите предложение, в котором употребляется подчинительный союз сравнительный.
А – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И.А.Крылов)
Б – Ночь, словно тихая музыка, плывет над землей.
В – Десятки раз ему объясняли, что делать это надо легко и просто.
Г – Он исчезал внезапно, чтобы через год внезапно же и вернуться.
А – неверный ответ
В – неверный ответ
Г – неверный ответ
Б - правильный ответ
«Словно» - подчинительный союз сравнительный. Он не является членом предложения. Союзы членами предложения не бывают.
Ночь подобна чему? – Тихой музыке. Ночь сравнивается с музыкой.
Союз «словно» можем заменить другим сравнительным союзом «как».
Слайд 5
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
5. Прочитайте данные словосочетания. Выберите лишний ряд.
А – Бросать слова на ветер, дамоклов меч, хранить как зеницу ока.
Б – Отдать Богу душу, протянуть ноги, вылететь в трубу.
В – Ахиллесова пята, бить баклуши, стереть с лица земли.
Г – Возыметь действие, поставить на вид, очная ставка.
А – неверный ответ
Б – неверный ответ
В – неверный ответ
Г - правильный ответ
Представленные в данном ряду фразеологизмы относятся к официально-деловому стилю, тогда как остальные – к разговорному стилю.
Слайд 6
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
6. Прочитайте данные ряды словосочетаний. Выберите тот из них, который относится к художественному стилю речи.
А – Речь идет о проблемах, привести к общему знаменателю, отсюда следует вывод.
Б – Пробуждающаяся природа, шорох ресниц, серебристый иней.
В – Валютный коридор, защищать природу, парламентские дебаты.
Г – Растянуться на лавке, хлопать ушами, бить баклуши.
А – неверный ответ
В – неверный ответ
Г – неверный ответ
Б - правильный ответ
Данные словосочетания можно отнести к художественному стилю речи, так как они представляют собой тропы –метафору («шорох ресниц») и эпитеты («пробуждающаяся природа», «серебристый иней»).
Слайд 7
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
7. Прочитайте данные ряды словосочетаний. Выберите тот из них, который является лишним.
А – Всеобщая уравниловка, галопирующая инфляция, кризис власти.
Б – Парламентские слушания, принято единогласно, ратифицировать договор.
В – Лицейские классы, астрологический прогноз, бизнес-тур.
Г – Хищнический рынок, рублевое пространство, акт милосердия.
А – неверный ответ
Б – неверный ответ
Г – неверный ответ
В - правильный ответ
Словосочетания в данном ряду относятся к нейтральной лексике, актуальной во всех стилях речи, тогда как остальные словосочетания относятся к публицистическому стилю.
Слайд 8
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
8. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он относится.
А – неверный ответ
Б – неверный ответ
В – неверный ответ
Г - правильный ответ
Данный текст принадлежит к публицистическому стилю, реализуя, пржде всего, функцию воздействия.
На это указывает нравственная проблематикарассуждения, употребление эмоционально-оценочной лексики («жертвенность», «целительность сердца», «губительный нигилизм», «Нравственная фигура», «величие», «отчаяние») и использование восклицательного предложения.
Жертвенность и целительность сердца былы настроением женщины и в просвещённых кругах вплоть до середины и даже за середину прошлого века, о чем свидетельствует русская литература, всегда умевшая чутко уловить внутренние общественные звуки.
Ольга Ильинская надеется победить лень Обломова, Вера у Гончарова же в «Обрыве» рассчитывает смягчить губительный нигилизм Марка Волохова, Соня Мармеладова у Достоевского, готовая на все, чтобы спасти от отчаяния Раскольникова, по бескорыстному служению своей нравственной фигуры достойны памятника; коли и литературным героям дарованы теперь эти почести – чей еще образ мог бы служить указанием на величие женщины! (В.Распутин. «Ищите женщину»)
А – Художественный стиль.
Б – Научный стиль. В – Разговорный стиль.
Г – Публицистический стиль.
Слайд 9
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
9. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он принадлежит. День был полон какого-то особого великолепия. Море внизу лежало тихое, плавясь в серебре солнечного столба. Эмаль неба напоминала помпейские фрески.Кипарисы не были темны, как вечером, резба их сказочной гущины поражала ярко-зеленым цветом. Щебет птиц висел за рощей, рассыпанный по кустам и могилам. (А.Цветаева)
А – неверный ответ
В– неверный ответ
Г – неверный ответ
Б - правильный ответ
Данный текст-описание принадлежит к художественному стилю, реализуя функцию эстетического воздействия на читателя.
На лексическом уровне этому способствует широкое использование всех выразительных средств языка – метафоры, эпитеты, сравнения («тихое море», «плавясь в серебре солнечного столба», «эмаль неба», «резьба кипарисов»,»рассыпанный щебет птиц» и прочее).
А - Публицистический стиль.
Б - Художественный стиль.
В – Официально-деловой стиль.
Г – Разговорный стиль.
Слайд 10
Выбери правильный вариант:
А
Б
В
Г
10. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он принадлежит.
Глава 1.
Основы конституционного строя
Статья 1.
Российская федерация – Россия есть демократитечское федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская федерация и Россия равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
А – неверный ответ
В– неверный ответ
Г – неверный ответ
Б - правильный ответ
Данный текст-описание принадлежит к официально-деловому стилю. На это указывает чёткая рубрикация (разделы, главы, статьи), специфическая лексика («государство», «Федерация», «Суверенитет», «права» и др.) и фразеология («правовое государство», «форма правления», «органы государственной власти» и др.), именные сказуемые, однозначность формулировок.
А – Научный стиль.
Б – Официально-деловой стиль. В – Публицистический стиль.
Г – Художественный стиль.