Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему:
«Формирование знаково-символических умений в процессе обучения информатике в 5-6 классах»
Выполнила: Евсеева Виктория Макаровна
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.Б.Захарова
Слайд 2
Актуальность:
В условиях развития информационного общества все большее значение приобретает способность человека грамотно представлять информацию, т.е. строить информационные модели, которые основаны на использовании знаково-символических средств. Не понимания, как можно представить информацию, т.е. как осуществлять знаково-символическую деятельность, человек уже не может полноценно адаптироваться к меняющимся условиям новой информационной среды.
Информатика – дисциплина, которая позволяет развивать знаково-символическую деятельность естественным образом, потому что объектами изучения информатики являются различные знаково-символические средства и системы, знаковые операции с ними. Многие виды деятельности, формируемые в школьном курсе информатики, можно охарактеризовать как знаково-символические.
Освоение знаково-символических вопросов в школьном курсе информатики способствует решению многих общеобразовательных задач, развитию мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, т.е. достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Во-первых:
Во-вторых:
В-третьих:
Слайд 3
Цель аттестационной работы:
Обосновать подходы более эффективного развития умений знаково-символической деятельности обучающихся в процессе изучения информатики в 5-6 классах.
Слайд 4
Смысл формирования знаково-символической деятельности определяется, как усвоение знаний о знаково-символических средствах, формирования умений оперировать ЗСС и производить преобразование с ними, овладение всеми видами ЗСД (замещение, кодирование, схематизация, моделирование и др.).
Слайд 5
При отборе содержания обучения руководствовались следующими критериями: -критерий преемственности содержания этого раздела с другими темами курса информатики; -критерий целостного содержания обучения; -критерий научной и практической значимости; -критерий соответствия содержания развиваемым видам ЗСД; -критерий гибкости содержания в зависимости от уровня развития ЗСД; -критерий соответствия содержания возрастным особенностям развития учащихся.
Слайд 6
В результате разработанного содержания на основе этих критериев выделены основные темы раздела «Знак и символ» курса информатики в 5-6 классах: -введение; -легко ли общаться без знаков?; -в каких ситуациях язык становится лишним? -язык регулировщика; -знак и его свойства. Как создаются знаки?; -виды знаков. Классификация знаков по форме и содержанию; -иконические знаки; -схемы, диаграммы; -знаки-индексы; -символические знаки; -знаковые системы, зачем нужна структура?
Слайд 7
Пример занятия из раздела «Знак и символ»
Движение машин и пешеходов запрещено
Правая рука вытянута вперед - С левой и правой стороны от регулировщика автомобилям разрешено движение прямо и направо
Слайд 8
Связь между формой знака и его смыслом устанавливается по договорённости.
Символ
Слайд 9
Форма знака позволяет догадаться о его смысле.
Пиктограмма
Слайд 10
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.
Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.
Знаки и знаковые системы
Слайд 11
1. В результате анализа психолого-педагогической литературы были выявлены существенные признаки знаково-символической деятельности, ее виды и составляющие, которые легли в основу выделения принципов и разработку методической системы развития знаково-символической деятельности.
2. Проведенный анализ видов знаково-символической деятельности позволил выделить основные виды деятельности, достаточно полно охватывающие все разнообразие использования знаково-символических средств в информатике: замещение, кодирование-декодирование, схематизация и моделирование.
Слайд 12
3. Разработана методическая система развития знаково-символической деятельности учащихся в процессе обучения информатике с опорой на выделенные принципы развития знаково-символической деятельности и условия их реализации, дополняющая содержание школьного курса информатики в 5-6 классах понятиями и закономерностями ЗСД на основе специально отобранных критериев.
4. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы развития знаково-символической деятельности учащихся в процессе обучения информатике.
Слайд 13
Спасибо за внимание.