Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему: «Некоторые вопросы Методов и приемов формирования основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
Выполнила преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО «Симферопольская детская музыкальная школа № 5» Голубкова Елена Владимировна 2021 год
Слайд 2
Введение
Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на фортепиано являются своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребенка. От первых месяцев и следующих двух-трех лет занятий во многом зависит дальнейший путь юного музыканта.
Наиболее эффективным путем введения в мир музыки является исполнительская деятельность. Именно в исполнительской деятельности у детей наиболее эффективно развиваются музыкальные способности, вкусы и интересы. Поэтому очень важно, чтобы инструментальное исполнительство уже на начальном этапе было достаточно качественным. А качество игры напрямую зависит от сформированных основных исполнительских приемов игры на инструменте.
Цель представленной работы - подбор и описание методов и приемов, направленных на формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: -дать характеристику понятий «умение», «навык», рассмотреть их в связи с процессом обучения игре на фортепиано; -выявить особенности развития обучающихся пианистов на начальном этапе обучения; - подобрать Методы и приёмы формирования основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Слайд 3
Специфика формирования умений и навыков игры на фортепиано.
(характеристика понятий «умение и навык», их связь с процессом обучения игре на фортепиано)
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями “умения” и “навыки”. Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов
Слайд 4
Начинать обучение игре на фортепиано лучше всего детям с 6-7 лет. Более поздний возраст не исключается, но не совсем благоприятен для дальнейшего роста ученика-пианиста.
Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Важным звеном в обучении игре на фортепиано является формирование умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения. Благодаря правильно сформированным умениям и навыкам на начальном этапе, учащийся-пианист успешно осваивает учебную программу.
Приобретение умений и навыков игры на фортепиано является важным основополагающим фактором для развития техники пианиста. Но, техника - это лишь одна сторона медали. Для пианиста также важно овладеть навыками художественно-выразительного исполнения. Важным средством выразительности выступает способ извлечения звука.
Известные педагоги внесли неоценимый вклад в дело воспитания пианистов, создав художественно-педагогическую фортепианную литературу для детей. Среди них: А. Артоболевская, А. Бирмак, Й. Гат, Н. Голубовская, И. Гофман, А. Гольденвейзер и многие другие. Несмотря на различия их подходов к фортепианной педагогике, обоснованные идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями того или иного временного периода, предельно ясно выступают общие закономерности в воспитании и пианистическом развитии.
Слайд 5
Особенности развития обучающихся – пианистов на начальном этапе обучения
в научно–педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей занимает значительное место. Способности - это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определённых видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определённых условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков. Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей. Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б. М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности. К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость. Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С. Л. Рубинштейна, «отправной пункт, от которого идёт формирование всяких музыкальных способностей к определённым видам музыкальной деятельности,…заключён в общечеловеческой «деятельности» музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте её развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха»
Слайд 6
По определению Б. М. Теплова ядром музыкальности каждого человека, занимающего музыкальной деятельностью, являются три музыкальные способности: 1) музыкальный слух (чувство лада);
2) музыкально – ритмическое чувство;
3) способность к музыкально – слуховым представлениям;
1. Ладовое чувство проявляется в эмоциональном восприятии и точном узнавании мелодии.
2. Музыкально – ритмическое чувство проявляется в способности чувствовать ритм и воспроизводить его.
3. Способность к музыкально – слуховым представлениям проявляется в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память) (25, с. 36).
Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причём все компоненты музыкальных способностей связаны с определённой стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально – слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально – творческими.
Музыкальные способности
Слайд 7
Методы и приёмы формирования основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Опытные педагоги знают, что ребенку, пришедшему впервые на урок, не терпится поиграть на инструменте и испытать волшебный миг возникновения под пальцами звучания. А. Артоболевская пишет: «В своей педагогической работе я стараюсь как можно скорее предоставить детям возможность самим исполнять простенькие пьески, несущие в себе привлекательный для их восприятия музыкальный образ… Уже на первом этапе необходимо привлекать внимание ребенка не только к тому, какие ноты он берет, но и как он их берет, как они под его руками звучат (разговаривают)».
Очень ответственный момент - первое прикосновение к клавишам инструмента. От недооценки его значения, из-за отсутствия у учеников навыков вдумчивого вслушивания в качество извлекаемого звука и рождается одно из самых уязвимых звеньев в работе педагогов - бесцветное, однообразное, лишенное красок и художественности звучание у многих воспитанников. Необходимо объяснить ученику, что звучание будет зависеть от движений его рук. В этот период намечается их приспособление к игре на рояле, зарождается способность «слышащей руки». Надо научить маленького пианиста, чтобы он следил за гибкостью руки и после нажатия клавиши прислушивался к звучанию струны.
Итак, важный этап в формировании умений и навыков звукоизвлечения - первое прикосновение ученика-пианиста к инструменту.
На этом этапе необходимо:
- показать механизм работы фортепиано при звукоизвлечении;
- рассказать об особенностях инструмента, которые проявляются в зависимости от характера извлечения звуков.
Следующий этап - показ исполнения пьес педагогом.
При показе необходимо:
- акцентировать внимание учащегося на работе пианистического аппарата учителя, что приведет к накапливанию в его сознании представлений о целесообразных пианистических движениях пальцев и руки;
- помнить, что пианистические движения каждого исполнителя индивидуальны. Задача учащегося перенять от педагога общие для всех принципы организации игровых движений.
Затем педагог обучает основным приемам звукоизвлечения в следующей последовательности:
· Игра нон легато
· Игра легато
· Игра стаккато
Каждый прием звукоизвлечения необходимо осваивать на примерах небольших пьес, интересных для детского восприятия.
Слайд 9
Подбор репертуара, с учетом возрастной категории учащихся младших классов (6-9 лет), играет немаловажную роль, поэтому детям нужно подбирать несложные яркие пьесы, доступные для их восприятия
В процессе разучивания этих песенок – «попевок» у ученика хорошо развивается внимание, чувство ритма и слух. В этот же первый период обучения мы начинаем работать над музыкальным «содержанием» наших «произведений»: в каждой песенке мы стремимся к передаче звуком музыкального образа. Названия песен и стишки к ним очень просты для запоминания. Например: «Василек», «Петушок», «Не летай, соловей» и другие. Данные «словесные подсказки» сразу открывают будущий музыкальный образ песенки, ученик знает, про кого или про что он будет играть. Главное, чтобы каждая песенка в итоге была хорошо доучена, сыграна в нужном темпе, без ошибок, чтобы были решены простейшие «звуковые» задачи.
Когда ученик достаточно хорошо освоит песенку, можно попросить его поиграть эту песенку от разных нот. Транспонирование, как метод развития слуха, известно давно и использовалось в работе многими знаменитыми педагогами. Транспонирование приносит ученику осознание того, что в музыке нет «железобетонных» конструкций, т. е. транспонирование также помогает развитию творческого подхода к исполнению произведения. Мы играем песенки разными руками, в разных регистрах, разным звуком, каждый раз меняя «содержание» песенки и подстраивая звук под необходимый художественный образ.
На начальном этапе нужно работать над небольшими упражнениями и попевками, на которых ребенок будет приобретать самые первые навыки и умения. (школа игры на фортепиано под редакцией А.Николаева)
Слайд 11
Начальные уроки игры на фортепиано Е.В.Толкунова
Слайд 13
Очень важна правильная посадка за инструментом. Отсутствие напряженности спины, но в то же время подтянутость корпуса, удобное ощущение плеч и шеи, без излишней скованности. Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук и плеча – необходимы как для исполнения кантилены, так и для технического развития. Нужно предложить ребенку ощутить всю руку, при этом сравнить руку человека с “крылом птицы”. Не менее важна организация свода кисти. Без ощущения прочности свода не может быть прочности пальцев, их опоры. Существуют различные образные сравнения, помогающие детскому восприятию: рука образовала домик, держит апельсин, мячик. Необходимо при этом контролировать положение 1- го и 5-го пальцев (формула Шопена). Кистевая рессора (т.е. мягкое, гибкое движение кистевого сустава), обеспечивает чередование “работы” и “отдыха” руки, амортизирует удар пальцев по клавишам
Уже первоначальный навык игры “нон легато” должен воспитывать ощущение опоры пальца, который держит всю руку, чувство кончика пальца, цепкого “осязания”. Критерием правильности ощущений служит певучий, ясный, полный звук. Конечно, в этом возрасте далеко не каждый ребенок в состоянии извлечь яркий, сочный звук, но момента изучения игры “легато”. При этом “дисциплинированность” пальцев воспитывается при постоянном слуховом контроле, внимании ученика к своей игре. Постоянно обращать внимание ребенка, чтобы пальцы активно “переступали” с одной клавиши на другую, а не вдавливались в них, чтобы движение пальца не подменялось толчком руки вниз. Работая с учеником над артикуляцией, важно обратить его внимание на движение первого пальца. Как и все остальные, он должен подниматься естественно, без нарочитости; активно, но с ощущением удобства.
Слайд 14
Движение и сила пальцев зависят от того, как “выговаривается” данное “слово”. Без налаживания объединительных движений кисти невозможно исполнение “легато” и хорошее “выговаривание” мотивов, а также ощущение “дыхания” руки. На начальном периоде обучения ребенку непросто дается исполнение пятипальцевых последовательностей, так как 4-ый и 5-ый пальцы у начинающих слабы и зависимы друг от друга. Укрепление их должно идти постепенно, на материале подбираемого педагогом репертуара. Сначала можно поиграть упражнения. Например, упражнение
С. Ляховицкой.
Слайд 15
Рассмотрим еще один из необходимых первоначальных навыков - стаккато. При игре стаккато ведущая роль активных кончиков пальцев не меньше, чем в легато и нон легато. Заметим, что правильные навыки нон легато значительно облегчают работу над стаккато. Итак, извлекают звук активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой (как мячик) до определенной точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке без остановки рука закругляется (как бы делая петлю) и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое, заторможенное, как с парашютом, движение. В верхней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс. В более быстром движении остается тот же принцип упругого отскока на фоне непрерывного движения руки, только амплитуда вертикальных движений сокращается. Как видим, в основе навыка стаккато лежит та же непрерывность и пластичность, те же правила взаимодействия пальцев с рукой, целесообразность и экономия движений. В связи с рассмотренными принципами развития техники нельзя не отметить преимущества нашей системы начального обучения (первоначальные упражнения на перенос рук, исполнение простых мелодий нон легато, переход к легато, приемы стаккато, комбинации стаккато и легато и т.д.). Эта система позволяет с первых шагов фиксировать внимание ученика на звуковых задачах, облегчает выражение характера и настроения музыки в то время, когда пальцы еще развиты слабо. Вместе с тем эти игровые приемы освобождают двигательный аппарат, создавая первые ростки взаимодействия его крупных и мелких участков, что в дальнейшем приводит к гармоничному развитию разных видов пианистической техники.
Слайд 16
- Последующие этапы работы над техникой представляют собой совершенствование первоначальных навыков и на этой основе-развитие пальцевой беглости, четкости, цепкости кончиков пальцев, ловкости движений руки на клавиатуре, при этом – постоянный слуховой контроль над выразительностью, четкостью и ритмичностью своей игры. Техническая работа ученика должна идти по пути наибольшего разнообразия фортепианной фактуры, т. к. это разносторонне развивает его творческие навыки, выявляет те индивидуальные качества учащегося, которыми педагог может руководствоваться при выборе технического репертуара. Конечно, для правильного подбора этюдов учитываются и такие моменты: величина рук ученика, особенности их строения, растяжение пальцев и степень технической подготовленности. Из этюдов для учащихся младших классов наиболее распространенными являются этюды Лемуана оп. 37, Лешгорна оп.65, Черни в ред. Гермера, этюды Шитте, Гедике и др. - Очень помогают в работе над техникой упражнения. Выбор их так же индивидуален, как и выбор этюдов. Они могут быть и отвлеченные, но интереснее для ученика упражнения, которые помогают преодолевать трудности в исполняемых произведениях. Это могут быть отдельные элементы пассажей, которые повторяются несколько разна одном месте; они могут переноситься по октавам; можно поучить элемент, трудный для одной руки, обеими руками в “зеркальном” расположении из вычленяемого элемента, можно поиграть секвенцию и т.д. - Вся начальная работа тесно связана с развитием слуха, музыкальности ученика и должна быть направлена педагогом таким образом, чтобы овладение двигательной стороной исполнения не превращалось для ученика в самоцель, а становилось средством для приобщения к прекрасному. Ибо понятие “фортепианная техника” означает владение пианизмом.
Слайд 17
Заключение
Делом первой важности на начальном этапе обучения является формирование умений и навыков звукоизвлечения. Необходимо с раннего детства заложить эту основу для дальнейшего успешного обучения игре на фортепиано, главным образом для того, чтобы юный исполнитель в будущем умел использовать все колористические возможности звука инструмента, открыл для себя богатство звуковой палитры фортепиано.
По причине затрудненной концентрации внимания у обучающихся на начальном этапе, целесообразным является разделение данного этапа обучения на периоды. Чаще всего используют деление на донотный и нотный периоды. Преподавателю необходимо владеть общими и избирательными, индивидуализированными методами обучения, так как ему приходится работать с детьми, имеющими разные способности и стремления.
Овладение начальными навыками игры сначала nonlegato, а потом legato и staccato позволяет расширить круг изучаемых мелодий, песен и пьес. Они должны быть простыми и выразительными по музыкальному материалу, различными по характеру, доступными по трудности, легко запоминающимися. Выбор пьес должен быть не случайным, а методически продуманным.
При подборе репертуара для ребенка, нужно обращать внимание не только на различные музыкальные способности, но и на индивидуальные общепсихологические и музыкально-психологические особенности обучающегося.
Список литературы
Артоболеская А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская - М.: Сов. композитор, 1986 - 103с.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве/ Н.О. Голубовская - Л: Музыка, 1985. - 142с.
Из бесед А.Б. Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей/ А.Б. Гольденвейзер //Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1967. - С. 5 - 24.
Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие/ Н.А. Любомудрова - М.: Музыка, 1982. - 143с.
Ляховицкая С.С. О дошкольном обучении в детских музыкальных школах/ С.С. Ляховицкая // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981. С.57-71.