Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мгинская средняя общеобразовательная школа», Кировский район, Ленинградская область Исследовательская работа на тему: «Определение загрязнения воздуха в посёлке Мга методом лихеноиндикации» Подготовила: ученица 10 кл. Глущенко С.Л. руководитель: учитель биологии , географии и экологии Тейюбова Ф.А. п.Мга 2014г
Слайд 2
Введение:
Воздействие, которое оказывает человек на атмосферу, особенно в последние десятилетия, несравнимо ни с чем.
Загрязнение воздуха влечет за собой тяжелые последствия не только для природы, но и для нормальной жизнедеятельности человека. Основным источником загрязнения в посёлке Мга, по праву можно считать транспорт.
Я решила определить качество воздуха в посёлке Мга.
Слайд 3
Мга- это посёлок городского типа, расположенный в Ленинградской области, Кировского района. В центральной части области, на реке Мга. В 50 километрах от Санкт-Петербурга. В первую очередь, п. Мга является крупным транспортным узлом Октябрьской железной дороги. Через нее проходят пригородные поезда на Волховстрой, Невдубстрой, Будогощь, Свирь, Тихвин.
Слайд 4
Цель:
Определить степень загрязнения воздуха п.Мга
Задачи:
1. изучить морфологические и экологические особенности, определить практическую значимость лишайников
2. изучить видовое разнообразие лишайников в исследуемом участке
3. научиться практически применять метод исследования чистоты воздуха - лихеноиндикации
4. оценить степень частоты воздуха на исследуемых участках методом лихеноиндикации
5. предложить способы решения проблемы по улучшению чистоты воздуха
Слайд 5
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала.
2. Изучение методик исследования.
3. Практическое выполнение исследования.
4. Метод лихеноиндикации
Слайд 6
Морфологические и экологические особенности лишайников:
Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают кустистые, листовые и накипные. Тело лишайника – слоевище - состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм.
Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности.
Слайд 7
Изучение видового разнообразия лишайников в посёлке Мга:
В своей работе с целью изучения состояния воздушной среды в качестве надежного индикатора я использую лишайники.
Я изучала видовое разнообразие лишайников на территории посёлка Мга. В ходе работы, я выбрала 5 исследуемых участка:
Пришкольный участок
Мгинский парк
Железнодорожная станция посёлка Мга
Начало леса на территории посёлка
Глубь леса
Слайд 8
Пармелия бороздчатая
Таллом лишайников розетковидный, до 20 см в диам.. Лопасти тупые на концах, 3—4 мм шириной и 5—20 мм длиной, надрезанные, с широко округлыми, загибающимися вверх концами. Пармелия может терпеть загрязнение и даже обитать в городах.
Слайд 9
Ксантория
Слоевище листовое, состоит из одной или нескольких прижатых к субстрату или слегка приподнимающихся листовидных пластинок и чешуек. Лишайник устойчив к загрязненности воздуха, поэтому может встречаться даже в городах.
Слайд 10
Гипогимния вздутая
Таллом лишайника розетковидный, 4-6 см в диам., кожистый. Лопасти частично плоские или вогнутые и плотно прилегающие к субстрату, частично, сильно выпуклые, восходящие и на концах загибающиеся вниз. Чувствительны к загрязнению воздуха.
Слайд 11
Пельтигера
Листовой лишайник с талломом до 20см в диам., серо-коричневого цвета в сухом состоянии. Прикрепляется к субстрату тёмно коричневыми , обособленными, многочисленными, до 5 мм дл. ризинами в виде кустиков, косиц или щетинок.
Произрастает на валунах и почве или на замшелых поваленных стволах деревьев.
Слайд 12
Так же были обнаружены такие виды как:
Кладонии:
Пармелия
обманная:
Леканора:
Калоплака
стенная:
Слайд 13
Исследования чистоты воздуха – лихеноиндикация:
1.Я выбрала 5 исследуемых участка и на каждом по 5-7 деревьев одного вида, растущие недалеко друг от друга.
2. Прикладывала палетку к стволу на высоте 1-1,5 м. Определяла, какую площадь в нём занимают лишайники
3. Подсчитывала количество разных видов лишайников, находящихся на этих деревьях. Не обязательно знать, как точно называются виды, надо лишь различить их по цвету и форме слоевища.
Слайд 14
Определение качества воздуха по площади покрытия
Площадь покрытия Качество воздуха
Больше 60% Очень чистый (I)
40-60% Чистый (II)
20-40% Уменьшение загрязнения (III)
5-20% Сильно загрязнённый (IV)
0-5% Очень загрязнённый (V)
Место взятия пробы Площадь покрытия Качество воздуха
Пришкольный
участок 20-40% Уменьшение
загрязнения (III)
Мгинский парк 40-60% Чистый (II)
Железнодорожная
станция п.Мга 5-20% Сильно
загрязнённый (IV)
Начало леса на
территории посёлка 40-60% Чистый (II)
Глубь леса Больше 60% Очень чистый (I)
Слайд 15
Место взятия
пробы Цвет и характер роста Цвет и характер роста Цвет и характер роста Цвет и характер роста Цвет и характер роста число видов качество воздуха
Место взятия
пробы Серый лишайник
Серый лишайник
Серый лишайник
Желтый лишайник Желтый лишайник число видов качество воздуха
Место взятия
пробы кустистый листовой накипный листовой накипный число видов качество воздуха
Пришкольный участок _ + + _ + 3 (III)
Мгинский парк + + + + 4 (II)
железнодорожная
станция п.Мга _ + _ _ + 2 (IV)
Начало леса на
территории посёлка + + _ + + 4 (II)
Глубь
леса + + + + + 5 (I)
Определение качества воздуха по цвету и характеру роста
Слайд 16
Оценка степени чистоты воздуха в п. Мга:
В результате моего исследования я пришла к следующим выводам:
Самый чистый исследуемый мною участок - глубь леса, антропогенное воздействие на этот участок практически не оказывается.
Начало леса и парк занимают второе место. Хотя транспорт и ходит рядом с этими участками, но он не оказывает сильного воздействия, так как лишайников на этой территории присутствует много.
Хуже показатели относительной чистоты вблизи школы. Не удивительно, ведь рядом со школой находится проезжая часть, но при этом лишайников на исследуемой территории достаточно.
И самым загрязнённым местом по результатам моих исследований оказалась железная дорога. Лишайников было обнаружено, очень мало.
Слайд 17
Способы решения проблемы по улучшению чистоты воздуха
Мы все приближаемся к тому моменту, когда истощённая планета, не сможет всех обеспечить чистым воздухом. Жизнь на нашей планете Земля станет невозможна. Шанс сохранить всё живое пока есть. И он у нас в руках. Люди должны научиться беречь богатство нашей планеты. Именно поэтому, каждый человек должен руководствоваться взаимозависимыми принципами, как общепринятыми стереотипами.
Слайд 18
Принципы:
Уважать Землю и всё живое во всём его многообразии.
Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем.
Предотвращать загрязнение окружающей среды и накопление радиоактивных, токсичных или любых других отравляющих веществ.
Способствовать разработке и внедрению в эксплуатацию экологически чистых технологий.
Слайд 19
Каждый из нас может внести свой вклад в улучшение окружающей среды. Лично я, и так же каждый человек может: • Стараться, как можно меньше тратить воды • В магазинах, вместо полиэтиленовых пакетов, использовать легко перерабатывающие - бумажные. • Не засорять свою среду обитания. • Как можно больше сажать кустарников, деревьев, цветов.
Весной я начну собирать редкие или не растущие в нашей местности виды лишайников. Рассаживать их в нашей местности. Я буду наблюдать за результатами своей работы и состоянием лишайников. Буду продолжать собирать информацию, которая может быть использована для изучения воздуха в нашей местности.
Слайд 20
• Каждый год на пришкольном участке, мы выращиваем цветы, ухаживаем за растениями, и газоном.
Слайд 21
Выводы:
На сегодняшний день идёт стремительное увеличение техногенного пресса на природу – хищническая её эксплуатация, загрязнение и засорение; быстрое увеличение промышленных, аграрных, коммунальных и других предприятий и транспорта, который в городах уже стал главным источником загрязнения. И так будет продолжаться до тех пор, пока либо не произойдёт глобальная экологическая катастрофа, либо человек научится соразмерять свои потребности с возможностями биосферы. Забота об окружающей среде, является задачей всех народов. Защита Земли, её разнообразия и красоты – священный долг!
Слайд 22
Спасибо за внимание!