Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проектирование технологической карты урока.
Подготовила
учитель начальных классов
МОКУ Малиновской СОШ
Протасова Н.В
Слайд 2
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 3
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Слайд 4
Технологическая карта позволит учителю
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Слайд 5
Пошаговый алгоритм составления технологической карты урока
Слайд 6
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
І. Блок целеполагания
Тема урока.
Цель урока.
Планируемый результат.
Личностноформирующая направленность урока.
Слайд 7
ІІ. Инструментальный блок
Задачи урока.
Тип урока.
Учебно-методический комплекс (УМК).
Слайд 8
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
Технологическая карта урока может быть представлена следующим образом
Слайд 9
Рекомендации по проектированию
этапов урока в соответствии
с технологической картой.
мин этап цель требования рекомендации
1 1-2 мин организационный этап Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
Слайд 10
2 5-6
мин этап актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
(организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;
вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
Слайд 11
3 2-3 мин этап целеполагания Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
Слайд 12
4 10-11 мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е
построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы;
определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
Слайд 13
5 4-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
«цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
Слайд 14
6 4-5 мин этап самостоятельной работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой,
закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
самостоятельная проверка по алгоритму;
создание ситуации успеха;
допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
Слайд 15
7 4-5
мин этап повторения включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
Слайд 16
8 2-3 мин этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания),
самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке
;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:
Что нового вы узнали?
Каким способом выполняли задание?
Где используется этот способ?
Каковы результаты?
Что нужно сделать ещё?
Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
Слайд 17
Технологическая карта урока.
Урок № __________
Тема ____________
Цель ____________
Задачи:
Обучающие__________
Развивающие ________
Воспитывающие_______
Материально- техническое обеспечение __________
Слайд 18
№п/п Название этапа Форма работы Деятельность учителя Деятельность ученика Компетентность
(УУД)
1-2 мин Организационный этап Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания, доброе пожелание, высказывание и т.д. Мотивация уч-ся к учебной деятельности Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Коммуникативная.
Умение поддержать разговор на интересную тему.
Социальная.
Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.
Слайд 19
5-6 мин Актуализация опорных знаний Беседа, эвристическая беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Предметные учебные действия
2-3 мин Целеполагания Беседа, учебная дискуссия, недоопределенная задача, задание с недостающими данными Создает ситуацию познавательных противоречий. Выделяет соподчиненность целей.
Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
Слайд 20
10-11 мин Открытие нового знания Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.
Дидактическая игра.
Коллективные формы работы (в парах, группах).
Учебная дискуссия.
Практическая работа.
Составление алгоритма, пооперационного состава.
Моделирование. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов. Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Слайд 21
4-5 мин Первичное закрепление Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Коллективные формы работы (в парах, в группах).
Контрольно-оценочные действия. Составление критериев и шкалы оценивания знаний Организует самостоятельную, практическую работу, организует работу в паре, группе Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.
Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
Слайд 22
4-5 мин Самостоятельная работа Планирование учебной деятельности.
Дидактичная игра.
Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действия.
Выполнение поисковых, проблемных, творческих заданий.
Работа с опорами –схемами, алгоритмом, моделями.
Коллективно-распределеннная деятельность (работа в парах, в группах).
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Индивидуальная работа. Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.
Ориентируется в информации.
Самооценка.
Выбор заданий соответствующего уровня. Предметная.
Умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная.
Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений.
Слайд 23
4-5
мин Повторение Действие по обобщению:
анализ признаков объекта;
выделение главных признаков;
объединение словом или предложением;
оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план.
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.
Проективная деятельность.
Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.
Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное.
Соединять части в целое.
Высказывать суждения по результатам сравнения.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.
Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
Слайд 24
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Беседа Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. анализирует деятельность Рефлексия способности организовать творческую работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира.
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.
Прогнозирование.
Слайд 25
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – для меня это важно и интересно …
указательный - я получил конкретные рекомендации…
средний - мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец - для меня было недостаточно…