Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Слайд 2
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательные технологии, применяемые мной в работе:
Игровая;
Информационно-коммуникативная;
Проектная и исследовательская деятельность;
Технология группового обучения;
Технология деятельностного подхода;
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Слайд 3
Технология развития критического мышления
Слайд 4
Критическое мышление - это
«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Слайд 5
Основная идея технологии развития критического мышления-
создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Слайд 6
Базовая модель технологии
1
Стадия вызова
2
Стадия осмысления новой информации
3
Стадия рефлексии
Слайд 7
Качества, необходимые обучающемуся, для овладения критическим мышлением:
Готовность к планированию;
Гибкость (готовность воспринимать идеи других);
Настойчивость (не откладывать трудные задачи);
Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);
Поиск компромиссных решений;
Коммуникативность.
Критическое мышление - это точка отсчета, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Слайд 8
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 9
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Слайд 10
Технология РКМ:
Формирует самостоятельное мышление
Вооружает методами и способами самостоятельной работы
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса
Слайд 11
Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики
Учиться вместе, а не просто
что-то выполнять вместе —
вот суть данного подхода.
Слайд 12
Стадия вызова
Цель:
-актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;
-мотивировать к учебной деятельности.
Слайд 13
Стадия осмысления
Цель:
- позволяет учащемуся получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Слайд 14
Стадия рефлексии
Цель:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 15
Стадия вызова
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Слайд 16
Функции:
мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме);
информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Слайд 17
Задачи, решаемые на стадии вызова:
анализ имеющихся знаний по изучаемой теме; даёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов;
активизация учеников;
систематизация всей информации, полученной в результате высказываний учащихся.
Слайд 18
Деятельность
учителя Деятельность
Ученика Возможные приёмы и методы
1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу.
2.Активизация деятельности учащихся.
3.Мотивация к дальнейшей работе.
1.Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу(делает предположение).
2.Систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Опорные слова;
Рассказ-предположение по ключевым словам;
Таблица;
Кластер;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки;
Ассоциации;
Терминологическ. диктант.
Слайд 19
В процессе реализации стадии вызова необходимо:
давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения свободно;
фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы;
сочетать индивидуальную и групповую работы.
Слайд 20
На данном этапе важно правило:
Любое мнение учащегося ценно.
Слайд 21
Формы контроля и оценки на стадии вызова:
Похвала, поддержка учителя (выход на понятия: усвоил - не усвоил, знаю - не знаю);
Самооценка ученика;
Взаимоконтроль;
Индивидуальное оценивание.
Оценивается работа, а не ученик.
Слайд 22
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ФУНКЦИИ:
1.Информационная(получение новой информации по теме).
2.Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)
3.Мотивационная(сохранение интереса к изучаемой теме)
Слайд 23
Задача, решаемая на стадии осмысления содержания:
Поддержка активности учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова
Слайд 24
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1.Осуществляют контакт с новой информацией;
2.Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
3.Ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения
4.Обращают внимание на неясности ,пытаясь поставить новые вопросы;
5.Стремятся отследить процесс знакомства с новой информацией , выделяя самое главное
6.готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного
Слайд 25
Деятельность
учителя Деятельность
Ученика Возможные приёмы и методы
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
Ученик читает(слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
-маркировка с использованием знаков «+» «-»
«?» «V»
-ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Слайд 26
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Функции:
1.Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации);
2.Информационная(приобретение нового знания);
3.Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
4.Оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний , выработка собственной позиции , оценка процесса)
Слайд 27
На стадии рефлексии:
Учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям .
В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова , графическая организация материала и др.) учащиеся отбирают материал, выражают новые идеи, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
Слайд 28
Деятельность
учителя Деятельность
Ученика Возможные приёмы и методы
Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения , дополнения, дать творческие , исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой , используя знания, полученные на стадии осмысления
-заполнение кластеров,таблиц;
-установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам ,верным и неверным утверждениям
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных круглых столов;
-организация дискуссий;
-написание творческих работ
Слайд 29
Разные технологические приемы в рамках технологии РКМ
Мозговая атака (парная и групповая);
Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф);
Двойной дневник; за и против
Синквейн, даймонд
Мозговая атака (парная и групповая);
Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
Графическое отображение полученной информации ;
Двойной дневник; за и против
Синквейн
Слайд 31
Основные приемы технологии Кластер
Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом
Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди
Рисуем модель Солнечной системы: в центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы
Слайд 32
Рекомендации по работе с «гроздями»:
Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения при выделении смысловых единиц.
Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
Слайд 33
Основные приемы технологии Инсерт
Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
+
- ! ?
Слайд 34
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Слайд 35
СИНКВЕЙН
дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Задача.
Сложная, текстовая. Сравнивает, анализирует, утверждает. Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель. Ответ.
Функция.
Рациональная, четная (нечетная). Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную. Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения. График.
Слайд 36
8 класс «Квадратные уравнения. Основные понятия» Технологическая карта урока
I. Стадия вызова
Кластер
II. Стадия осмысления
Инсерт, кластер
III. Стадия рефлексии
Графический способ представления информации в виде таблицы. Выполнение практического задания
Слайд 37
Стадия вызова
Работа с текстом
Задание: 1. Из данных уравнений выберите квадратные
1) x2 – 1 =0; 2) x3+6x- 1=0; 3 ) - 4=0;
4) 5x=0; 5) 2x2 – 5x +6=0; 6) 7x – x2 + 3=0.
2.Прочитайте п.24 стр.133 учебника, найдите определения
полного и неполного квадратного уравнения
приведенного и неприведенного квадратного уравнения
корня квадратного уравнения
3. Изобразите информацию в виде графического приема «гроздья»
Слайд 38
Проверка
1.Квадратные уравнения:
2.Вопросы классу:
сформулируйте определение квадратного уравнения
по каким признакам вы отнесли данные уравнения к квадратным
назовите значения коэффициентов выбранных уравнений
1) x2 – 1 =0
5) 2x2 – 5x +6=0 6) 7x – x2 + 3=0
Слайд 39
Стадия осмысления Приемы Инсерт, кластер
1 этап – систематизация, оформление в кластер
2 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3 этап - мозговой штурм (идеи решения неполных квадратных уравнений) , прием Инсерт
Квадратные уравнения
ax2+bx+c=0
Слайд 40
Презентация кластера
Приведенные а=1
Полные
а≠0,b≠0,c≠0
Квадратные уравнения
ax2+bx+c=0
Неполные
a≠0, b=0 или с =0
Неприведенные
а≠1
Слайд 41
Решение неполных квадратных уравнений
ax2=0
ax2+bx=0
ax2+c=0
Чтение текста с пометками: + я это знал - я этого не знал ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее
Слайд 42
Неполные квадратные
уравнения
Решение Наличие корней Количество корней Пометки
5x2=0
x2=0
x = 0 есть 1 +
2x2+6x=0
2x(x + 3) =0
x=0 или x = - 3 есть
2 +
x2 – 4 = 0
x2 = 4
x = ±√4
x=±2 есть
2
!
x2 + 6 = 0
x2 = - 6 нет - ?
Слайд 43
III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Возвращение к таблице(ее уточнение и дополнение с учетом того нового, что узнали)
- Выполнение практического задания
- Определение способов применения этой информации на практике
Слайд 44
Решение неполных квадратных уравнений
№
пп Неполное
квадратное
уравнение Решение Решение Наличие корней Количество корней Вид корней
1. аx2=0.
b=0, с=0. x2=0 x2=0 + 1 x=0
2. ax2+bx=0.
b≠0, с=0. x(ax+b)=0,
x=0 или ax+b=0
x1=0 x2= - a/b x(ax+b)=0,
x=0 или ax+b=0
x1=0 x2= - a/b + 2 x1=0
x2= - a/b
3. ax2+c=0.
b=0, с≠0. ax2= - c
x2= - c/a если
- c/a<0,
то
корней нет - 0 -
3. ax2+c=0.
b=0, с≠0. ax2= - c
x2= - c/a если
- c/a>0, то
x1,2= ±√-c/a
+ 2
x1,2= ±√- c/a
Слайд 45
Разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:
1) 3х²+8х-7=0 7) 3х2 – 5х – 4 =0
2) х2 + 3х+ 1 = 0 8) х2 - 24x = 0
3) 7-5х+х²=0 9) 16х2 – 4 = 0
4) 5х2 = 0 10) – 0,1х2 + 10 = 0
5) 169 –х2 = 0 11) - x2 – 3x + 15 = 0
6) 7х + 13 -6х²=0 12) x2 – 5x = 0
Слайд 46
Приведенные и неприведенные
Приведенные
х2 + 3х+ 1 = 0
7-5х+х²=0
Неприведенные
3х²+8х-7=0
- x2 – 3x + 15 = 0
Слайд 47
Полные и неполные
Полные
1) 3х²+8х-7=0
2) х2 + 3х+ 1 = 0
3) 7-5х+х²=0
7х + 13 -6х²=0
3х2 – 5х – 4 =0
- x2 – 3x + 15 = 0
Неполные
5х2 = 0
169 –х2 = 0
х2 - 24x = 0
16х2 – 4 = 0
– 0,1х2 + 10 = 0
x2 – 5x = 0
Слайд 48
Проверка
1) 5х2 = 0 4) 16х2 – 4 = 0
2) 169 –х2 = 0 5) – 0,1х2 + 10 = 0
3) х2 - 24x = 0 6) x2 – 5x = 0
0 и 5 10 и -10 13 и -13 0 0,5 и -0,5 0 и 24
А К В Э И Р
Слайд 49
Итог
«Сведений науки не следует сообщать учащимся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А. Дистервег
(1790-1866, немецкий педагог демократ, разработал идею развивающего обучения)