Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Организация деятельности на уроке: проектирование технологической карты .
Закурко Н. А.
учитель начальных классов
Алексеевка, 2012 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3
Слайд 2
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Слайд 3
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Слайд 4
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется
- стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания;
выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы
Слайд 5
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется
- освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.
Слайд 6
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
Слайд 7
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.
Слайд 8
Рекомендации по проектированию
этапов урока в соответствии
с технологической картой.
мин этап цель требования рекомендации
1 1-2 мин организационный этап Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
Слайд 9
2 5-6
мин этап актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
(организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;
вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
Слайд 10
3 2-3 мин этап целеполагания Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
Слайд 11
4 10-11 мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е
построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы;
определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
Слайд 12
5 4-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
«цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
Слайд 13
6 4-5 мин этап самостоятель
ной работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой,
закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
самостоятельная проверка по алгоритму;
создание ситуации успеха;
допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
Слайд 14
7 4-5
мин этап повторения включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
Слайд 15
8 2-3 мин этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания),
самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке ;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:
Что нового вы узнали?
Каким способом выполняли задание?
Где используется этот способ?
Каковы результаты?
Что нужно сделать ещё?
Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
Слайд 16
Технологическая карта урока.
Урок № __________
Тема ____________
Цель ____________
Задачи:
Обучающие__________
Развивающие ________
Воспитывающие_______
Материально- техническое обеспечение __________
Слайд 17
№п/п Название этапа Форма работы Деятель ность учителя Деятель ность ученика Планируемые результаты
(УУД)
1-2 мин Организа
ционный
этап Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания, доброе пожелание, высказывание и т.д. Мотивация уч-ся к учебной деятельности Проявление интереса к материалу изучения.
Представле
ние собственно
го опыта, высказыва
ние собствен
ных мыслей. Коммуникативная.
Умение поддержать разговор на интересную тему.
Социальная.
Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.
Слайд 18
5-6 мин Актуализа
ция опорных знаний Беседа, эвристическая беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Предметные учебные действия
2-3 мин Целеполага
ния Беседа, учебная дискуссия, недоопределенная задача, задание с недостающими данными Создает ситуацию познаватель
ных противоречий Выделяет соподчинен
ность целей.
Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствова
ния. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
Слайд 19
10-11 мин Открытие нового знания Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.
Дидактическая игра.
Коллективные формы работы (в парах, группах).
Учебная дискуссия.
Практическая работа.
Составление алгоритма, пооперационного состава.
Моделирование. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвиже
ние и проверка гипотез, вариантов и способов. Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Слайд 20
4-5 мин Первич ное закрепле
ние Практическая работа.
Самостоятель
ная работа.
Коллективные формы работы (в парах, в группах).
Контрольно-оценочные действия. Составление критериев и шкалы оценивания знаний Организует самостоя
тельную, практичес
кую работу, организует работу в паре, группе Самостоятель
но работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Формирование самостоятельнос
ти ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.
Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
Слайд 21
4-5 мин Самостоя
тельная работа Планирование учебной деятельности.
Дидактичная игра.
Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действия.
Выполнение поисковых, проблемных, творческих заданий.
Работа с опорами –схемами, алгоритмом, моделями.
Коллективно-распределеннная деятельность (работа в парах, в группах).
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Индивидуальная работа. Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющими
ся условиями и соответствующими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями, вариантность. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.
Ориентируется в информации.
Самооценка.
Выбор заданий соответствующего уровня. Предметная.
Умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная.
Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений.
Слайд 22
4-5
мин Повторение Действие по обобщению:
анализ признаков объекта;
выделение главных признаков;
объединение словом или предложением;
оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план.
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.
Проективная деятельность.
Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуаль
ную работу по личным достижениям.
Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное.
Соединять части в целое.
Высказывать суждения по результатам сравнения.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.
Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
Слайд 23
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Беседа Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. анализирует деятельность Рефлексия способности организовать творческую работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира.
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.
Прогнозиро
вание.
Слайд 24
Спасибо
за внимание!
Творческих
вам успехов!