Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Знакомство с процедурой экзаменов
Успешность сдачи экзамена зависит от того, насколько знакомы учащиеся со специфической процедурой экзамена.
Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена
повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.
Слайд 2
Возможные формы работы для ознакомления
учащихся и родителей с процедурой ЕГЭ и ОГЭ:
Просмотр видеозаписи процедуры экзамена
(постановочный вариант) с последующим обсуждением общей ситуации экзамена:
1) обстановки в школе и классе, процесс регистрации учеников,
предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.;
2) начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени
начала и окончания экзамена и т.д.;
3) раздача конвертов с материалами экзамена;
4) начало работы: заполнение бланков и т.д.
Видеозаписи могут демонстрироваться как ученикам, таки родителям,
(например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры.
Использование такой формы работы (просмотр видеороликов)
оказывает коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги.
Пугающая и незнакомая процедура оказывается понятной и логичной.
Слайд 3
2. Игра-драматизация – проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале
(юмористическом или общеизвестном).
Такая игра позволяет в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена, поскольку знакомое и /или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу и позволяет сконцентрироваться именно на процессуальных сторонах экзамена. Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена
(задания вложены в конверты и т.д.) Например, можно использовать
настоящие экзаменационные бланки. В качестве профилактики возможных трудностей на экзамене при проведении этой игры можно рекомендовать смоделировать ситуации, совладение с которыми может представлять определенные сложности для учащегося. Например, в некоторые конверты кладется неполный комплект заданий. Для повышения мотивирующего потенциала игры она завершается игровым «поступлением» в учебные заведения (которые могут быть как реальными, так и фантастическими на основе количества набранных баллов).
Слайд 4
3. Игры с заданиями о процедуре и правилах ЕГЭ и ОГЭ, отражающих общую структуру заданий, например:
Задание группы А:
Чем нельзя пользоваться на экзамене?
1. Гелевой черной ручкой.
2. Тестовым материалом (КИМ).
3. Мобильным телефоном.
Задание группы В:
Найдите правильное предложение. Напишите номер этого
предложения цифрой.
1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться
паспортами.
2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться
линейкой (без записи в виде формул).
3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться
таблицей умножения.
Задание группы С:
Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего
недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз.
Слайд 5
Обозначение распределения ответственности
по проблеме подготовки к экзамену
Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике. Можно встретить две крайности этого явления: с одной стороны, попытку возложить ответственность за ребенка на школу («Я вам отдал, вы и воспитывайте»), с другой стороны, – стремление школы сделать ответственным родителя («Займитесь вашим ребенком»). Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.
Важна позиция, которая декларируется и предъявляется школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену».
Для достижения этой цели возможно проведение тематического родительского собрания, на котором родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, которое позволяет осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.
Для проведения собрания необходимо привлекать специалистов,
занятых подготовкой выпускников: директора,заместителя директора, учителей-предметников.
Слайд 6
Формирование адекватного реалистичного мнения родителей о ЕГЭ: работа с «мифами»
Основная цель проработки – осознание существующего предубеждения и обсудить их в группе, что позволяет сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.
Оптимальный метод, позволяющий достичь этой цели – групповая дискуссия, в которой главным становится не достижение единой позиции, а свободное обсуждение мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно помнить о формировании предельно позитивного отношения. Такое
обсуждение позволяет выразить собственные страхи и тревоги и поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в данной форме экзамена. Для ведущего также необходимо владеть фактической информацией, с помощью которой он может проиллюстрировать обсуждение темы.
.
Слайд 7
Упражнение «Шкала согласия»
Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия.
Затем предлагает участникам различные утверждения и просит
занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с эти утверждением. Далее ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.
Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, а участников просят обозначить свою позицию в виде точки.
В остальном, упражнение проводится аналогично.
Варианты утверждений для выражения степени согласия и несогласия:
- Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ.
- ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности.
- Сдать ЕГЭ моему ребенку по силам.
Слайд 8
Рекомендации для родителей
На этапе подготовки.
Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать:
«Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
При формировании конструктивной стратегии деятельности на
экзамене в качестве эффективного методического инструментария могут использоваться памятки – краткий перечень рекомендаций, направленный на помощь выпускнику или взрослым, его родителям, при решении той или иной проблемы.
После экзамена.
С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего
ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.