Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
29.03.2015
Урок русского языка
11 класс
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МОУ Новочарская СОШ №2
В.Н.Пришутова
Слайд 2
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи
29.03.2015
Слайд 3
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово. А.Ахматова
29.03.2015
Слайд 4
синквейн
Средства выразительности
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи
29.03.2015
Слайд 5
Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема
29.03.2015
Слайд 6
29.03.2015
к р о с с в о р д
а н т о н о м а з и я
Слайд 7
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
Слайд 8
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
Слайд 9
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
Слайд 10
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
Слайд 11
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я
Слайд 12
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я
г и п е Р б о л а
Слайд 13
29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я
г и п е Р б о л а
л и т о т А
Слайд 14
Синтаксические средства выразительности
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
И.А.Бунин
29.03.2015
Слайд 15
Многосоюзие.
… природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)
29.03.2015
Бессоюзие.
Слайд 16
Синтаксический параллелизм
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его
(А. Ахматова).
29.03.2015
Слайд 17
29.03.2015
риторическое восклицание
Синтаксические средства выразитель ности
анафора
антитеза
градация
инверсия
риторический вопрос
риторическое обращение
умолчание
эллипсис
эпифора
Гипофора
вопросно-ответная форма изложения
парцелляция
Слайд 18
29.03.2015
Фигуры речи
Синтаксические
средства выразительности
Обороты, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности
Слайд 19
Проверь себя
29.03.2015
Слайд 20
Проверь себя
1 Инвер
сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
29.03.2015
Слайд 21
Проверь себя
1 Инвер
сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,
придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
29.03.2015
Слайд 22
Проверь себя
29.03.2015
1 Инвер
сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,
придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
3 Градация расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир!
Слайд 23
4 Парцел
ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П. Антокольский)
29.03.2015
Слайд 24
4 Парцел
ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П. Антокольский)
5 Анафора
повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
29.03.2015
Слайд 25
4 Парцел
ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П. Антокольский)
5 Анафора
повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
6 Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые. (А.Чехов)
29.03.2015
Слайд 26
7 Риторический вопрос Риторическое обращение
Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо
отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?
Мечты , мечты! Где ваша сладость?
О времена! О нравы!
29.03.2015
Слайд 27
7. Риторический вопрос Риторическое обращение
Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо
отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?
Мечты , мечты! Где ваша сладость?
О времена! О нравы!
8. Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
29.03.2015
Слайд 28
7 Риторический вопрос Риторическое обращение
Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо
отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь?
Мечты , мечты! Где ваша сладость?
О времена! О нравы!
8 Эпифора
Одинаковая концовка нескольких предложений
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
9 Гипофора Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.
Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».
29.03.2015
Слайд 29
Работая с заданием 24
29.03.2015
Квалифицируйте каждый термин из списка (лексико-фразеологические, синтаксические, средства, тропы , звукопись и др.).
Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.
Слайд 30
(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха , боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.
29.03.2015
Слайд 31
(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д. Лихачёву)
29.03.2015
Слайд 32
В8. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности:
9 (предложения 2-3); 8 (предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.),6 («грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая), а также 5 («бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).
Слайд 33
Домашнее задание
написать мини-сочинение
«А какой он, культурный человек?»
29.03.2015
.
Слайд 34
29.03.2015
Спасибо за работу