Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Родительское собрание в 6б классе «Учебный труд подростка.»
Почему падает успеваемость?
Как помочь ребенку в учебе?
МБОУ «СОШ №2 городского округа г.Волгореченск Костромской области»
Кл. руководитель Смирнова Е.Б.
Слайд 2
Цели родительского собрания
Выяснить причины снижения успеваемости учащихся;
Выработать совместную программу действий по стимулированию учебной деятельности учащихся;
Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений;
Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
Слайд 3
Есть такие дети, которых никто никогда не заставляет учиться. Старательные школьники сами прилежно просиживают вечера за учебниками. О таких сыновьях и дочках мечтают все мамы и папы. Но, увы ,таких мальчиков и девочек не так уж много. Родителям, чей ребенок не горит желанием заниматься учебной деятельностью, не стоит отчаиваться. Именно родители (а не учителя и друзья) могут привить любовь к знаниям, найти стимул для сына или дочери учиться лучше.
Слайд 4
Мы часто сталкиваемся с «резким», «внезапным» снижением успеваемости у подростков без видимых на то причин. Обычно и учителя и родители говорят примерно одни и те же слова: «Последнее время стал плохо учиться, ничего не делает, может сидеть над уроками часами, тупо глядя в потолок». Или: «Мальчик умный, всегда учился хорошо, а в последнее время вообще перестал учиться». Когда есть видимая причина – например, перешел в новый класс (школу), серьезно поссорился с одноклассниками, влюбился, появились новые друзья, увлечение и т.д., то родители и учителя прежде всего заявляют именно об этой проблеме. Тогда вопрос по поводу снижения успеваемости становится вторичным, так как всем понятна причина (или кажется понятной), но часты случаи, когда именно само снижение успеваемости вызывает недоумение и тревогу
Слайд 5
Снижение успеваемости в данном случае является симптомом, прорвавшимся наружу до сих пор скрытым неблагополучием. В данном случае только кропотливый сбор информации у ребенка, учителей и родителей может прояснить ситуацию.
С целью выяснения причин снижения успеваемости , изучения отношения к учебным предметам, мотивации учебной деятельности , было проведено анкетирование учащихся класса и их родителей. (Приложения №1,2,3,4)
Слайд 6
Также учащимся были заданы вопросы
Как вы считаете: ваша успеваемость снизилась, или нет?
5 из 7 опрошенных ответили «да»
Почему снизилась ваша успеваемость?
Варианты ответов
лень
Плохо объясняют учителя, не хватает времени
Лень, иногда не понимаю, мало времени
Потому что невнимательна, упряма, ленива
Слайд 7
В чем причина вашей лени, невнимательности, непонимания?
Варианты ответов
Хожу в дополнительную школу, мало времени
Мне просто лень, я не знаю почему
Потому что все надоело
Слайд 8
Результаты анкетирования детей
В анкетировании принимали участие 13 человек
Слайд 9
Кол-во чел. необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов) необходимые предметы(варианты ответов)
1 2 3 4 5 6 7 8
Русский язык 13 2 1 8 3 4 3 5
Литература 8 1 1 3 1 1 3 2
Ин. язык 8 3 3 1 2
Математика
13 2 10 4 3 4 6
История 8 1 1 1
Обществозн. 5 1
География 9 1 1 1 2 4
Биология 5 1 1
Музыка 4 1
ИЗО 4 1 1
Технология 8 1 4 1
Физ. культура 4 1
ОБЖ 6 1 3 3 2
Слайд 10
Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов) Интересные предметы (варианты ответов)
Кол-во чел. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Русск. язык 8 6 3 2 2 2
Литература 5 1 2 1 1 2 1 2
Ин. язык 3 2 1
Математ. 6 2 4
История 9 4 4 1 1 3 1 2 1
Обществ. 2 1 1 1 1
География 9 2 1 1 1 1 4
Биология 2 1 1 1 1
Музыка 4 1 1 1 1
ИЗО 4 1 1 1 1 1 1
Технология 9 1 1 1 1
Физ. Культ. 8 1 1
ОБЖ 3 1 1 2 1
Слайд 11
Мотив к изучению преподаваемых предметов(варианты ответов) Мотив к изучению преподаваемых предметов(варианты ответов) Мотив к изучению преподаваемых предметов(варианты ответов) Мотив к изучению преподаваемых предметов(варианты ответов) Мотив к изучению преподаваемых предметов(варианты ответов)
1 2 3 4 5
Русск. язык 6 5 8 7 3
Литература 6 6 8 6 1
Ин. язык 6 4 4 4 2
Математ. 6 4 6 5 5
История 8 6 5 6 3
Обществ. 6 3 1 3
География 7 5 4 6 2
Биология 2 5 1 3 2
Музыка 3 2 4 4 3
ИЗО 4 3 4 2 3
Технология 6 2 5 5 3
Физ. Культ. 6 5 5 4 1
ОБЖ 1 1 1
Слайд 12
Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов) Что затрудняет учение(варианты ответов)
Испытывают затруднения 1 2 3 4 5 6 7 8
Русск. язык 5 1 2 1 1
Литература 2 1 1
Ин. язык 7 2 4 1 1 1
Математ. 9 2 4 1 1 1
История 4 1 1 1 2
Обществ. 5 1 1 1 2
География 1 1
Биология 9 2 3 1 2 2
Музыка 1 1
ИЗО 1 1
Технология 3 1 2
Физ. Культ.
ОБЖ
Слайд 13
Анкетирование родителей
Принимало участие в анкетировании
10 человек
Слайд 14
По каким предметам обращаются за помощью Можете ли помочь
Русск. язык 5 да
Литература
Ин. язык 5 Не всегда/нет
Математ. 8 Не всегда/да
История 1
Обществ. 1
География 1
Биология 2
Музыка
ИЗО
Технология 1
Физ. Культ.
Слайд 15
Характер затруднений Характер затруднений Характер затруднений Характер затруднений Характер затруднений
1 2 3 4 5
Русск. язык 2 2 1 1
Литература
Ин. язык 2 2 1
Математ. 2 2 1 2 1
История 1
Обществ. 1
География
Биология
Музыка
ИЗО
Технология 1
Физ. Культ.
ОБЖ
Слайд 16
Каким образом помогаете выполнять задание?
варианты ответов
1чел.
1чел.
3чел.
4чел.
3чел.
4чел.
Слайд 17
Приходится ли регулярно заставлять выполнять задания?
Да 1человек
Нет 9
Слайд 18
Каким образом стимулируете успешную учебу?
Денежное вознаграждение 3чел.
Подарки 1чел.
Поездки 1чел.
Выполнение обещаний 1 чел.
Похвала 1чел .
Разрешение заниматься
на компьютере 1чел
Слайд 19
Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать для улучшения успеваемости Вашего ребенка?
Помощь в объяснении пропущенного материала
Слайд 20
Почему ребенок стал плохо учиться?
Прежде чем устраивать «разбор полетов», проанализируйте причины неуспеваемости. Иногда они весьма далеки от школьного процесса.
Состояние здоровья
Низкая успеваемость ребенка может быть результатом сильной утомляемости ребенка из-за чрезмерных нагрузок, связанных со сложностью школьной программы
Основными признаками того, что ребенок не может справиться с большими школьными нагрузками это:
головокружения, головные боли, быстрая утомляемость, сонливость, бледность, рассеянность, повышенная слезливость, частая смена настроения, которая раньше не была присуще ребенку, низкий уровень успеваемости при явных способностях ребенка или резкое падение успеваемости. Выход в этом случае – обратиться к специалистам, возможно, ребенку рекомендуют обучение по облегченной программе.
Слайд 21
Другая причина неуспеваемости – это недостаточная способность организма восстанавливаться после длительной болезни. В этом случае симптомы те же, что и в предыдущем. Но переводить ребенка на другую программу нет необходимости. Нужно просто на определенно е время ослабить нагрузку. Эту проблему можно решить, поговорив с учителем. Крайний вариант, чтобы ребенок немного побыл дома, что окончательно восстановить свои силы. Отличный выход из такой ситуации – детские дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории, где наряду с отдыхом и оздоровлением дети продолжают учиться.
Слайд 22
Наличие у ребенка того или иного типа нервной системы
Каждый человек от рождения обладает определенным типом высшей нервной деятельности или проще сказать темпераментом. Темперамент нельзя выработать, воспитать, изменить, как определенные черты характера. С момента рождения он управляет действиями и эмоциями человека. Усилием воли можно лишь приглушить проявления своего темперамента, если это необходимо.
Слайд 23
Различают 4 типа темперамента:
сангвинический
холерический,
меланхолический
флегматический,
хотя в чистом виде практически ни один темперамент не проявляется.
Слайд 24
Если ваш ребенок сангвиник
Это сильный, уравновешенный и подвижный тип темперамента. Сангвиникам легко включиться в любую деятельность, даже незнакомую. Им все вокруг интересно, они легко ко всему адаптируются. Таких детей отличает жизнерадостность и оптимистичность, уверенность в себе и доброжелательное отношение к окружающим. Сангвиники с легкостью усваивают любую новую информацию, спокойно выдерживает нужное число уроков. Такой ребенок, обычно лидер в коллективе, его любят учителя и сверстники. Обычно он ровно учится, чрезмерной заинтересованности только одним предметом в ущерб другим он не проявляет.
Слайд 25
Если ваш ребенок холерик
Данный тип нервной системы – сильный, неуравновешенный, возбудимый. Такой ребенок не может долго сидеть на одном месте. Он быстро загорается новой идеей, но также быстро охладевает к ней. Энергия его неиссякаема. Такому ребенку очень трудно высидеть целый урок: он подпрыгивает и вертится, подсказывает отвечающим. Он нетерпелив и спешит всюду успеть. Такой ребенок очень эмоционален, вспыльчив и восприимчив.
Слабое место холериков – усидчивость и соблюдение дисциплины. Довольно многие дети имеют черты холерического темперамента.
Ребенку-холерику пойдут на пользу частые смены вида деятельности. Это поможет ему максимально сосредоточиться на задании, но в то же время и не потерять интерес к нему.
Поскольку в школе такой возможности ребенку не предоставляется, то подобным образом родители должны организовывать домашнее время ребенка. Не нужно сразу по возвращении из школы требовать от ребенка немедленно садиться за уроки. Дайте ему время сбросить накопившуюся и нерастраченную в школе энергию. Игры, прогулки на свежем воздухе, поход с родителями за покупками, во время которых ребенку предоставиться возможность поделиться всем, что произошло за день и поможет ему избавиться избытка энергии и чувств.
Слайд 26
Процесс подготовки домашнего задания с таким ребенком необходимо разделить на несколько этапов, перемежая их переменками.
Выговоры, наказания, нравоучения вряд ли помогут такому ребенку. Учиться лучше он не станет. На худой конец, чтобы родители были довольны, он попытается себя сдерживать. А это у детей-холериков приводит к обратным результатам. Ребенок может стать плаксивым, раздражительным, участятся перепады настроения.
Если ситуация становится критической, то лучше побеседовать с учителем и попросить давать ребенку индивидуальные задания, чтобы ребенок смог продемонстрировать свои знания.
Слайд 27
Если ваш ребенок меланхолик
Слабый тип нервной системы. Такой ребенок раним, мнителен, застенчив, не уверен в своих силах. Дети-меланхолики очень чувствительны, робки и нерешительны, до крайности обидчивы, постоянно сосредоточены на собственных неудачах. Если на меланхолика хоть немного повысить голос или выразить свое недовольство им, то он тут же расстроится, причем до слез.
Убеждать меланхолика в том, что новое дело у него обязательно получиться – бесполезное занятие. Он никогда не займется делом, в котором когда-то потерпел неудачу, поскольку он убежден, что у него ничего не получиться. Подобное поведение выводит взрослых из себя, но необходимо сохранять терпение и выдержку, иначе ребенок снова расплачется.
Слайд 28
Меланхолики быстро устают, поэтому им необходимо давать периодический отдых. Делайте это хотя бы дома. Не торопите ребенка, не подгоняйте, дайте ему определенное время на выполнение задания.
Самое главное, что должны не забывать родители детей-меланхоликов, что для них очень важна знакомая обстановка, в новых условиях они теряются. Поэтому они дольше адаптируются, чем другие дети. Но полностью освоившись и зная, чего можно ожидать от окружающих, ребенок становится значительно увереннее и полностью проявляет свои способности.
Взрослые должны помогать таким детям справляться с паникой и неверием в собственные силы. В этом залог их успеваемости.
Слайд 29
Если ваш ребенок флегматик
Это сильный, инертный, уравновешенный тип нервной системы. Сильные эмоции – это не стихия флегматика. Он рассудителен, спокоен, медлителен.
Флегматикам порой не хватает выразительности речи, мимики, жестов. Ребенок-флегматик с большой осторожностью относится к переменам. Его школьные проблемы связаны с его медлительностью. Его замедленная реакция не позволяет ему быстро давать ответы на вопросы учителя. Поэтому его иногда ошибочно начинают считать не очень способным.
Слайд 30
Не стоит торопить флегматика, он просто не может делать что-либо быстро. Но при этом он очень обстоятелен. Освоившись в новой школьной обстановке, он начинает довольно ровно учиться. Воспринятая им однажды информация надолго остается в его памяти и при необходимости с легкостью извлекается им. Это дает ему возможность спокойно отвечать на вопросы учителя и выполнять письменные задания. Причем, результаты именно письменных работ у флегматиков бывают лучше, чем устных.
Слайд 31
Обычная лень.
Это, наверное, самая распространенная причина появления в дневнике плохих оценок. Вроде бы ничего не мешает заняться домашним заданием, но так хочется посмотреть телевизор, поиграть в компьютер или просто поваляться на кровати! Важно, какой пример ребенку показывают родители. Попробуйте выходные посвятить не только прогулкам и культурному времяпрепровождению, но и вместе почитать литературу, историю, порешать задачи и примеры, сделать творческое задание. Тем самым вы приучаете ребенка к систематичности, а ребенок будет знать, что не получится отлынивать от работы, т.к. у родителей все под контролем. Не ругайте ребенка и не заставляйте сидеть и делать самостоятельно. Сядьте рядом и помогите, проконтролируйте. Лень нужно искоренять!
Слайд 32
Увы, нередко помочь в такой ситуации могут только радикальные меры. Запрет на телевизор и компьютер в будние дни – весьма действенное средство для всех учеников. Пусть вначале сын или дочь будет обижаться, постепенно он (она) привыкнет, что электронные развлечения – только по выходным. Или строго дозированно по времени: не больше получаса в день.
Слайд 33
Право- и левополушарность
Иногда успеваемость ребенка зависит от того, какое полушарие у ребенка является доминирующим. Поскольку вся система обучения, в основном, построена в расчете на детей с преобладанием левого полушария, то «правополушарники» оказываются в не совсем выгодном положении и зачастую просто не имеют возможности в полной мере проявить свои способности.
Проблема влияния доминирующего полушария на способности человека с древнейших времен занимала умы ученых. В результате огромного числа проведенных исследований и экспериментов были получены следующие выводы:
При доминировании левого полушария человек более склонен к точным наукам. Люди с математическим складом мышления более практичны и менее эмоциональны, они мыслят рационально, им с трудом даются творческие задачи.
Слайд 34
При доминировании правого полушария человек имеет склонность к занятиям, где возможно проявить свое воображение. Такие люди открыты, непосредственны, доверчивы. «Правополушарники» легко загораются новыми идеями, долгое время заниматься одним делом они могут только в моменты озарения. Если вдохновение их долго не покидает, то они могут сотворить настоящий шедевр, а могут, не доведя одно дело до конца, «заразиться» другой идеей.
Поэтому у таких детей возникает больше проблем в учебе, поскольку они чаще отвлекаются, уходят в свой воображаемый мир. Им требуется больше перерывов в работе и постоянная смена впечатлений.
Таким образом, проблемы успеваемости ребенка могут обуславливаться не только ленью, но и доминированием правого или левого полушария.
Слайд 35
Психологические причины
Иногда успешно осваивать школьную программу ребенку мешают психологические факторы. Среди них, например, частые конфликты в семье или родители ребенка находятся в состоянии развода. И это сразу отражается на ребенке: он вдруг начинает плохо учиться, его внимание ослабевает, он постоянно напряжен и не может сосредоточиться. Ситуация усугубляется, если ни один из родителей не находит возможности успокоить ребенка, поговорить с ним, развеять его страхи.
Еще одна причина психологического характера – это возникновение проблем в отношениях с одноклассниками. По каким-либо причинам (не подсказал на контрольной, поссорился на перемене и тд.) ребенок вдруг оказывается изгоем в классе. На подсознательном уровне ребенок все время возвращается к эпизоду, который повлек за собой такое состояние дел, и пытается себе доказать, что он не виноват. Если же ребенок понимает, что он сам неправильно поступил, его начинает мучать чувство неполноценности и осознание своей вины.
Слайд 36
Подобные ситуации требуют скорейшего вмешательства взрослых. Это не говорит о том, нужно бежать в школу и разбираться с одноклассниками вашего ребенка, но поговорить со своим чадом нужно обязательно. Попробуйте выяснить, что его так беспокоит, что он не может заниматься так же хорошо, как и раньше. В чем причина?
Самое главное – не терять контакт с ребенком, общаться с ним, как можно больше и чаще и тогда проблем у него, да и вас будет значительно меньше.
Слайд 37
Перегруженный график.
Иногда, желая вырастить из любимого чада вундеркинда, взрослые взваливают на него такое количество дополнительных занятий, что у ребенка просто не хватает сил прилежно выполнять еще и школьные задания. Если у сына (дочери) не остается времени на игры и отдых, стоит отказаться, хотя бы на время, от дополнительной нагрузки.
Слайд 38
Отсутствие самостоятельности
Одна из основных проблем заключается в вопросе передачи ответственности ребенку за результаты его деятельности. В некоторых семьях родители, прежде всего мама, бдительно следят за выполнением учебных заданий у ребенка на протяжении всех лет обучения в школе, вплоть до 8-го, 9-го класса. Родители не только контролируют выполнение домашних заданий, но и часто «сидят» вместе с ребенком, помогают ему, даже когда он может справиться с заданием сам. Постепенно ребенок приучается рассчитывать только на родителей и не прикладывает никаких усилий к самостоятельной работе. Особенно часто это происходит в семьях, в которых мама не работает, или имеется жестко контролирующая бабушка, ведущая дом и отвечающая за воспитание детей.
Слайд 39
В какой-то момент родитель, следящий за успеваемостью, устает, или уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.
Слайд 40
И, наконец, также часто встречающаяся причина резкого снижения успеваемости по всем предметам связана с психологической травмой. Трудность в определении данной причины состоит в том, что иногда снижение успеваемости следует не непосредственно за травматическим событием, а через продолжительный промежуток времени, бывает через полгода, после того как событие произошло. Именно это и вызывает недоумение. Если ребенок стал плохо учиться сразу же после того как что-то случилось в его семье или с ним самим, то снижение успеваемости вполне объяснимо и не вызывает тревогу. Учителя и родители пережидают этот период, всячески стараясь приободрить и помочь. Когда же событие произошло давно, то с ним чаще всего снижение успеваемости не связывают.
Слайд 41
Три способа повысить успеваемость
Не стоит опускать руки и записывать школьника в двоечники. Эти методы наверняка помогут исправить ситуацию!
1 Репетитор. Обратись к специалисту: профессионал сумеет заполнить пробелы в знаниях вашего школьника. И возможно, именно он найдет нужный подход к ребенку.
2 Дополнительные занятия с учителем на консультациях. Школьный учитель хорошо знает и программу, и способности вашего ребенка. Он сделает упор на том материале, который не был усвоен вашим сыном или дочкой.
3 Профильный кружок. Здесь ребенок сможет узнать много интересного и полюбить предмет. Тем более что в неформальной обстановке кружка материал всегда усваивается легче.
Слайд 42
Курс на повышение!
Как вызвать у ребенка желание учиться? Можно долго рассказывать о том, каких высот достигнет прилежный школьник в будущем, какие перспективы откроются перед ним. Вряд ли подобные речи возымеют немедленный эффект: ведь все это будет когда-то, не сейчас. Тем не менее, говорить об этом нужно. И не абстрактно, а приводя конкретные примеры. Будешь учиться – поступишь в вуз – получишь специальность – сможешь купить квартиру, машину, обеспечить детей, помочь родителям. Эта простая логическая цепочка должна закрепиться в сознании чада, пусть даже сейчас ребенок не придаст вашим словам достаточного значения. А для того чтобы он увидел ближайшую выгоду своего прилежания, стоит придумать хороший стимул. Пообещай своему школьнику какой-то приз за хорошие оценки , ориентируясь на его возраст и интересы.
Слайд 43
Здесь главное – правильный подход – иначе все подарки превратятся в шантаж. Спросите, что желает ваш ребенок и пообсуждайте – почему сейчас он этого не достоин и что нужно для того, чтобы добиться цели. Например, поездку, покупку нового мобильного телефона, какие-то взрослые преимущества – дополнительные карманные деньги, возможность самому планировать выходной и т. д. Посоветуйтесь вместе, чего бы ему хотелось. Такая мотивация заставит его налечь на учебу – ведь впереди ждет заслуженная награда! Только помните, что свое слово надо непременно сдержать, иначе ребенок почувствует себя обманутым и больше никогда не поверит в ваши обещания! Постарайтесь довести до сознания ребенка, что главное – это то, каким способом ее получить и что главный действенный способ – это стремление к осознанному учению и пусть зарабатывает приз не быстро, а в течение нескольких недель, путем достойной работы над собой.
Слайд 44
Обязательно посетите школу и поговорите с учителем. Так вам будет легче разобраться в причинах низкой успеваемости, а заодно ознакомитесь с требованиями к уровню знаний. Иногда у учителя складывается ложное впечатление, что родители совсем не следят за учебой сына или дочери. Покажите, что это не так. Узнайте у преподавателя, чем вы как родители можете помочь своему ребенку.
Слайд 45
Для исправления плохой отметки бывает достаточно подготовить реферат или сообщение. Если на носу контрольная, стоит отложить все свои дела и несколько дней посвятить занятиям. И вы будете в курсе событий и ребенок поймет, что для достижения обещанного не все так просто – надо приложить массу усилий. Хорошо, поработав, осознанно подойдя к учебе, у ребенка с хорошей оценкой будут еще и знания, которые не развеются быстро, а останутся и закрепятся в умения и навыки.
Слайд 46
Не забывайте, что все дети – разные: одному для подготовки к урокам достаточно получаса, а другой три часа корпит над учебниками. Но нередко причина такого долгого сидения над домашним заданием – простая неорганизованность. Только начал решать задачку по математике – засмотрелся на картинки в учебнике, только стал разучивать стихотворение – увлекся потрошением авторучки… В этом случае вам придется какое-то время контролировать выполнение уроков. Возьмите стул и присядьте к столу своего школьника: наблюдайте, как он занимается, и в нужный момент призовите к порядку.
Слайд 47
В идеале, конечно, следить за успеваемостью ребенка нужно систематически. Но обстоятельства порой складываются так, что вы просто не в силах объять необъятное: то на работе аврал, то со здоровьем родителей проблемы, то семейный кризис отношений. Оглянешься – уже апрель, до конца учебного года осталось всего ничего, а в дневнике ненаглядного чада как раз те оценки, которые вы меньше всего хотели бы там видеть. Скажем честно: если запущены все предметы, то, скорее всего, существенно изменить отметки в дневнике вряд ли удастся. Лучшее, что вы можешь сделать, – поговорить с ребенком по-взрослому, без лишних эмоций, настроив его на серьезную работу в будущем
Слайд 48
Спросите: как ты считаешь, почему ты в этом учебном году стал хуже учиться? Чем я могу тебе помочь в следующем году? Закончить разговор нужно непременно на позитивной ноте, чтобы ваш ребенок видел: вы верите в его силы и способности. И прямо сейчас, после разговора, стоит начать дополнительно заниматься, продумать программу на лето, нанять репетитора. Результаты будут позже, вероятнее всего, не в этом триместре. Ну а когда «прокол» всего в одном-двух предметах – есть за что бороться! Тем более, если ребенок сам горит желанием исправить ситуацию.
Слайд 49
Распишите с ребенком его режим дня. Пусть он четко знает, какие часы отведены на игру, а какие – на учебу. Можно красиво оформить листок с режимом и повесить его на видное место – пусть он все время сверяется с ним. Составьте вместе график успеваемости по тому предмету, который вас беспокоит. Вот увидите, как будет радоваться ваш ребенок, когда кривая поползет вверх!
Слайд 50
Запрещенные приемы
В погоне за оценками не допускайте распространенных родительских ошибок. Объясните, что важна не только и не столько отметка, сколько крепкие знания. Не нужно во что бы то ни стало «выбивать» из чада высший балл. Иначе рискуете выработать у него чисто формальный подход: добиться оценки любой ценой, пусть даже слезами и нытьем.
Слайд 51
Не стоит и самим выполнять за ребенка домашние задания – писать рефераты, рисовать или чертить. У вашего ребенка может выработаться комплекс неполноценности: он будет уверен в своей неспособности самостоятельно справиться с заданием на «отлично». Если вы видите, что ваш сын или дочка ну никак не успевает сделать уроки сам, помогите ему, но не выполняйте всю работу за него.
Слайд 52
И уж совершенно недопустимо ругать и обзывать ребенка и постарайтесь не кричать и быть сдержанными. Это приведет к прямо противоположному результату: школьник совсем потеряет веру в свои силы или, наоборот, станет назло домашним учиться плохо. Заинтересовать, найти стимул, помочь, убедить – единственно верный способ подтянуть оценки и знания.
Слайд 53
Проблема, как снежный ком: если ее не решить, она будет расти. Рано или поздно она все равно разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком план решения своей проблемы.
Слайд 54
1-я – вижу свою проблему
2-я – знаю про свою проблему
3-я – хочу решить свою проблему (осознание этого желания вместе с родителями),
4-я – составляю план действий (вместе с родителями составляют письменный план своих действий: сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, составить распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.д.),
5-я – действую (здесь важно деликатное родительское сопровождение ребенка в том, где он что-то не сможет сделать сам),
6-я – изучаю результат (получили ли то, что ожидали),
7-я – даю оценку того, что сделано (возможно учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей).
Слайд 55
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый ребенок уникален и точно также уникальны и наши с ними отношения. Вы должны объяснить ребенку, что он должен быть знающим, трудолюбивым, красивым и у него есть все возможности реализовать себя. Мы (и педагоги, и родители) – сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто учителей.
Слайд 56
Приложение №1
Анкета №1
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
I. Необходимые предметы (подчеркни и рядом запиши выбранные номера ответов))
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
ОБЖ
II. Интересные предметы :(подчеркни и рядом запиши выбранные номера ответов)
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
ОБЖ
Слайд 57
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считают значимым мои родители.
Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Слайд 58
Приложение №2
Анкета №2
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
Варианты ответов
Интересное содержание предмета
Интересное преподавание
Предмет имеет практическое значение
Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания
Слайд 59
Приложение №3
Анкета №3
По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении?
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
ОБЖ
Что именно, по-твоему, затрудняет учение:
состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;
у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;
у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;
особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;
нет интереса к изучению данных предметов;
неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;
слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли, внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);
особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).
Слайд 60
Приложение №4
Анкета для родителей
I. По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему(ей) помочь? (подчеркнуть, написать да/нет)
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
ОБЖ
Слайд 61
II.Каков характер затруднений при выполнении домашнего задания? (напротив предмета написать номера затруднений)
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
История
Обществознание
География
Биология
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;
не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;
механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;
не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;
слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);
не знает требований к оформлению домашних заданий.
Слайд 62
III. Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:
усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;
ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;
заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;
в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;
добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;
помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.п.
IV.Приходится ли вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению?
1.Да
2.Нет
V.Каким образом стимулируете успешную учебу?
VI. Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?
Слайд 63
Литература, интернет-ресурсы:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://belonogovo.ucoz.ru/
www.proshkolu.r
Журнал «Вестник практической психологии образования» № 4(9), октябрь-декабрь 2006 г., стр. 110-115.