Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему: «Как общаться с
трудным ребенком?»
ГКУ СО КК «Динской СРЦН»
подготовила педагог – психолог: Бородина Н.В.
Слайд 2
Познакомить родителей с условиями установления успешного контакта с трудными детьми (смена позиций взаимодействия).
Дать информацию об алгоритме воспитания детей, имеющих осложненное поведение.
Слайд 3
Три группы проблем у трудных детей
Младший школьный и подростковый возраст – это время глубокой перестройки основных физиологических и психических функций организма. Проблемы, которые могут возникнуть у детей в этом возрасте можно условно разделить на три группы:
- проблемы в интеллектуальной сфере, связанные с низким уровнем развития познавательных процессов, речи и познавательного интереса: трудности в обучении, в освоении учебного материала, школьная дезадаптация и др.;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере, связанные с особенностями нервной системы, низким уровнем развития функций самоконтроля, личностными особенностями: агрессивность, частые смены настроения, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, гиперактивность и др.
- поведенческие проблемы, связанные с недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения, личностными особенностями (неадекватно завышенная или заниженная самооценка) и несформированностью представлений о нравственных и этических нормах поведения: непослушание, невыполнение требований взрослых, драки, конфликты с детьми, ябедничество, воровство, обман, нежелание брать на себя ответственность за совершенные поступки.
Слайд 4
Виды и формы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения
* 1.Одна из распространённых вредных привычек у подростков – курение.
Курение у несовершеннолетних отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди подростков заключается в примере взрослых, которым они подражают. И совсем обескураживающий тот факт, что эта пагубная привычка охватывает всё больше девочек.
2. В последнее время всё шире распространяется среди подростков пьянство.
Пиво сегодня рассматривается несовершеннолетними как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как самоутверждение, самостоятельность, оппозиция и носит характер противопоставления себя окружающим.
Слайд 5
3. Агрессия.
Агрессия проявляется в следующих формах:
- физическая агрессия (использование физической силы);
- косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, битьё кулаком по столу и т.д.);
- раздражительность – это готовность к раздражению при малейшем возбуждении, вспыльчивость, резкость, грубость;
- негативизм – оппозиционная манера поведения, от пассивного сопровождения до активной борьбы против установленных правил;
- обида – зависть и ненависть к окружающим, горечь;
- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намеренно причиняют вред;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угроза, ругань);
- угрызение совести, чувство
вины (когда подросток убеждён,
что он является плохим человеком,
совершает неправильные поступки).
Слайд 6
4. Проявление вандализма.
Как правило, вандализм совершается сообща, в группе. Роль каждого в отдельности как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется.
5. Побеги, бродяжничество.
Самый простой способ классификации – это разделение на 2 группы: ушедшие от кого-то или чего-то и ушедшие к кому-то или чему-то. Ушедшие от кого-то или чего-то не могли терпеть сложившуюся ситуацию, обстановку, в которой они живут. Ушедшие к кому-то или чему-то искали удовольствий, стремились туда, где ожидали полной свободы действий. Часто бродяжничество или бегство является реакцией на стрессовые ситуации в семье или школе.
Слайд 7
6.Присвоение подростками чужих вещей.
Оно вызвано недостаточной
этической воспитанностью
несовершеннолетних, избалованностью
или отсутствием возможности в
приобретении чего-то.
7.Сексуальные отклонения.
Сексопатологи выделяют патологические
(заболевания) и непатологические девиации:
- эксгибиционизм (влечение к обнажению своих половых органов перед лицами противоположного пола);
- гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);
- педофилия (сексуальное влечение к детям);
- мастурбация (искусственное стимулирование руками и достижение этим полового наслаждения (психический онанизм).
Слайд 8
8. Страх и навязчивости.
Как правило, навязчивости возникают на фоне различных для ребёнка переживаний, а так же у боязливых, тревожных, мнительных детей.
9. Двигательная расторможенность.
Это проявляется в гиперактивности у детей. Сюда относят: неусидчивость, обилие движений, буйную резвость, неспособность длительно концентрировать внимание, эмоциональную неустойчивость. Такие подростки, как правило, нарушают дисциплину.
10.Патологическое фантазирование и хобби.
Такие дети отличаются образными фантазиями. Фантазии бывают садистского, эротического характера. Юноши бывают склонными к философическому мудрствованию (философическая интоксикация). Она проявляется в поиске философской истины, построений своих концепций, своих взглядов на жизнь.
Слайд 9
11. Азартные игры.
Склонность к игре – реакция на неуспех в основной учебной или общественной деятельности, способность компенсировать неудачу в других сферах жизни.
12. Сквернословие.
Сюда относят нецензурную брань. Ответственность за воспитание культуры речи несёт, прежде всего, семья.
13. Граффити.
Они выполняются всевозможными способами: маркерами, краской, выцарапыванием и выбиванием на стенах. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Это влечёт порчу имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов.
14. Крайняя фаза проявления
девиации – суицид.
Этому способствуют многие факторы.
Немаловажное значение при этом имеет
такой фактор как состояние депрессии,
стресс, галлюцинации и другие психические расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.
Слайд 10
Основные причины серьезных нарушений поведения детей и подростков.
1) Первая причина борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено.
2) Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной
родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас ошибочно. Зато оно свое!
Слайд 11
3) Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены
на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, взрослый постоянно делает несправедливые замечания, родители невыполненяют обещание, несправедливо наказывают...
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."
4) Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что
ребенок переживает свое неблагополучие в
какой-то одной области жизни, а неудачи у
него возникают совсем в другой. Например,
у мальчика могут не сложиться отношения в
классе, а следствием будет запущенная учеба; в
другом случае неуспехи в школе могут при-
вести к вызывающему поведению дома и т.д.
Слайд 12
Как бороться с капризами детей?
Известно, что капризы возникают уже на третьем году жизни
ребенка. У ребенка возникает очень много желаний, которые быстро меняются. Но взрослому совсем не обязательно каждое из них удовлетворять. Объясните ребенку в таком случае, почему вы не можете выполнить какую - то его просьбу. Постепенное приучение ребенка к некоторому самоограничению формирует тормозные процессы. Плохо, когда взрослый приучает ребенка слушаться только после окрика.
Не доводите ребенка до исступления в его просьбах. Уже с двух
лет ребенок приобретает систему социальных навыков, которые использует в отношениях с людьми. Он знает, что значат угрозы родителя: пустые ли это слова, которые можно проигнорировать, или сразу же надо делать, что велят, или можно подождать?
Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризы ребенка бывают вызваны его потребностью в общении, точнее с невозможностью удовлетворять эту потребность. Капризничает, потому что не умеет занять себя. Переключите внимание ребенка, поиграйте с ним, затем научите его играть самостоятельно.
Слайд 13
Важным условием успешного контакта взрослого с ребенком является смена позиций взаимодействия
Это обмен действиями, сочувственное выслушивание, почти дружеские связи (позиция товарища).
Взрослый дает советы, часто из обобщенного опыта и знаний, то есть без вживания в ситуацию (позиция советчика).
Слайд 14
Советы по правильному воспитанию детей.
Сформируйте доверительные отношения. Попытайтесь войти в «пространство ребенка», но не наезжать при этом на его территорию.
Следует говорить с ребенком, как со взрослым. Не ломать резко его нравственные взгляды, а влиять на них постепенно.
Не приказывать, а просить. Стараться избегать авторитарных методов: психического и физического насилия, окриков, угроз. Берем себе за правило не наказывать слишком сильно и несправедливо.
Предъявляя требования к ребенку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить
Не принуждайте ребенка делать что - нибудь насильно, если он устал, расстроен или просто не готов.
Самое лучшее - когда отношение к ребенку будет всегда доброжелательное, а поощрение всегда заслуженное.
Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, а потом уже действуйте. Ваше первое впечатление и ваша реакция могут быть неверными. Не вступайте с ребенком в «борьбу за власть».
Слайд 15
Если семейные правила и запреты тверды, то можно опираться на них. В беседе сначала нужно выслушать ребенка. А затем принимать решение.
* Будьте терпеливы. Чаще хвалите ребенка, поднимая его самооценку. Не критикуйте ребенка в присутствии других людей.
Постарайтесь говорить спокойно, твердо. Не включайтесь в бесплодный спор с выяснением, кто главнее. В особых случаях, когда спор прекратить не удается, можно выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен, решение принято.
Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен усвоить, что в противном случае, его ждет наказание.
Используя изредка наказание, не ущемляйте при этом достоинство ребенка.
Когда один жалуется на второго, родитель должен выслушать обе стороны.
В результате в 80% случаев ситуация рассасывается.
Слайд 16
Перестаньте шантажировать. Исключите из своего словаря такие фразы:
«Вот я старалась. А ты…» «Я тебя растила, а ты…». Это уважаемые родители, на языке уголовного кодекса, называется шантаж. Это самая неэффективная попытка устыдить. На подобные фразы большинство детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
Чаще всего родители, боясь потерять авторитет, избегают признаваться в своей неправоте. Тем самым подают ребенку пример подобного поведения: упрямо стоять на своем, не желая объективно оценивать свои слова и поступки. Если вы чувствуете, что неправы - мужественно признайтесь в этом.
Влиять на ребенка, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу и людям.
Знайте, что родитель никогда не бывает так высок, когда опускается на колени, чтобы помочь ребенку.
Используйте вместо гнева - юмор. Пусть уйдут из дома крики и плач!
Слайд 17
По мнению Н.С. Шурковой, существует определенное умение работать с детьми с осложненным поведением:
Не нужно удивляться, что ребенок совершил проступок. Можно использовать парадигму: «Ты знаешь, это бывает…»
Следует выявить мотивы: «А что ты хотел достичь? А зачем это тебе нужно?»
Нужно вызывать осмысление ребенком своего поступка.
Предвидение будущего «Давай посмотрим, чем это закончится?»
Попытаемся принять совместное решение о выходе из создавшегося положения: «Как ты думаешь выйти из этой ситуации? Я не уверена, но мне кажется, что ты смог бы…»
Дать опору хотя бы для первого шага.
При общении с трудным ребенком можно использовать приемы децентрации.
Если у человека конфликт он сконцентрирован на этом. Нужно его децентрировать, снять напряжение.
Слайд 18
Упражнение «Дерево» (децентрация)
- Представьте себя деревом… Вообразите, какая у вас корневая система. Представьте какие веточки, какая крона… Теперь вообразите, как соки земли поднимаются по корням в ствол, растекаются по веточкам, листикам, дают силу дереву. Представьте солнце. Его теплые лучи греют дерево. «Где вы находитесь?», «Что вокруг вас?». Побудьте в этом состоянии. А теперь попрощайтесь с этим образом.
Слайд 19
Упражнение «Рисуем настроение».
Данное упражнение используется, если человек пришел в конфликтном состоянии.
Карандашом на листе бумаги левой рукой нужно нарисовать свое настроение. Затем перевернуть лист и правой рукой написать свое состояние, мысли о том человеке. Перевернуть листок снова. Посмотреть, дописать еще то, что хочется. Затем следует разорвать лист на мелкие кусочки.
Слайд 20
Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания терапевтической помощи. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше – это научный факт.
Лечение животными было известно еще в древности. Древние греки примерно 3 000 лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, а египтяне использовали животных (в основном кошек) в тех же целях. В Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Основатель метода анималотерапии Борис Левинсон, американский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году.
Животные спасают людей от одиночества, они чувствуют, когда хозяину тяжело морально или плохо физически и вовремя оказываются рядом.
Слайд 21
Виды анималотерапии при воспитании детей
Дельфинотерапия является нетрадиционным методом психотерапии, где в основе лежит общение человека и дельфина. В психотерапии участвуют специально обученные животные. Дельфины играют с детьми, плавают с человеком, поглаживают его, просят ответной ласки.
Иппотерапия (от греческого hippo – лошадь) – лечение с помощью
лошади, при котором с людьми занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). В 5 веке до н.э. Гиппократ говорил о пользе лечебной верховой езды. Этот метод лечения эффективен для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, некоторыми умственными нарушениями.
Слайд 22
Канистерапии. Вид анималотерапии с использованием собак.
Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Терапевты говорят, что человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть.
Слайд 23
Фелинотерапия – терапевтическое воздействие кошек. Кошачье биополе улучшает общее самочувствие любого человека, положительно влияет на уровень обмена веществ. Мурлыканье кошки успокаивает и воздействует на больной орган звуковыми волнами и вибрацией, повышая иммунитет. В зарубежных клиниках используют аудиозаписи с кошачьим урчанием в целях стабилизации нервной системы человека. Урчание кошки как звуковая терапия устраняет болевой синдром при артритах, остеохондрозе и других заболеваниях суставов.
Кошки лечат своими лапками как профессиональный рефлексотерапевт (массажист). Когда кошка массирует лапками, она выражает вам свою любовь, заодно отмечает человека, как свою собственность, так как на подушечках расположены железы, выделяющие запах, присущий только этой кошке. Все кошки лечат, забирая на себя отрицательную энергию. Специалисты в области фелинотерапии советуют придерживаться определенного времени для лечений разных заболеваний:
Слайд 24
Как лечат кошки?
Легочные болезни с 3.00.-5.00. * Желудочно - кишечные с 5.00- 7.00
Сердечно - сосудистые днем с 11.00- 13.00
усталость, депрессия и другие невротические состояния - вечером;
Как известно, любой живой организм окружен электромагнитным полем (ЭМП). Кошки работают на поглощение отрицательной для человека энергии. Например, электропроводка и бытовые приборы излучают ЭМП, негативно влияющие на здоровье человека. А для кошки это излучение не представляет опасности. Именно поэтому домашние мурки любят спать на стиральных машинах, телевизорах, вблизи мониторов. Кошка ощущает ненормальные колебания, возникающие из - за болезни, устраивается поближе и поглощает энергию, приводя ЭМП человека в норму. Кошки лечат следующие болезни: головную и зубную боль; депрессию, неврозы; артериальное давление; бессоницу; болезни ЖКТ; остеохондроз, суставные болезни и даже онкологию. Противопоказания: аллергия на кошачью шерсть; кожные заболевания.
Слайд 25
Рыбки. Наблюдение за аквариумными рыбками – прекрасный способ расслабиться. В этот момент человек получает возможность эмоциональной разрядки. Таким способом рекомендуют спасаться от депрессии, нервных срывов или тяжелых психологических потрясений (испугов, шоковых состояний).
Слайд 26
.
Птицы. За птицами можно наблюдать или слушать их пение. Это благотворно влияет на нервную систему: выравнивает дыхание и сердечный ритм (было замечено, что воркование волнистых попугайчиков облегчает боли в сердце). Вариантов взаимодействия с животными и птицами множество: посещение зоопарка, парка с птицами, озера с утками и лебедями, выставки кошек или собак. Можно также прослушивать пение птиц в аудиозаписи, просматривать фильмы о животном мире, использовать компьютерные программы с имитацией аквариума.
Слайд 27
Притча «Врата рая и врата ада».
Как – то раз к Мастеру пришел самурай, который хотел знать, где ворота рая и ада, чтобы избежать ада и попасть в рай. И Мастер ответил: «Кто ты?»
-- Я – самурай, лидер самураев, - ответил воин. – Сам император отдает мне дань уважения.
Мастер рассмеялся: «Это ты – то самурай? А выглядишь оборванцем!». Самурайская гордость была задета. Воин забыл, зачем пришел. Он мгновенно выхватил меч, но Мастер сказал: «Это и есть врата ада. С мечом в гневе – ты открываешь их». Воин понял и вложил меч в ножны… а Мастер продолжил: «А здесь открываются врата рая. Рай и ад существуют в тебе. И ворота в тебе».
Каждый сделал для себя определенный
вывод. Однако помните, Рай и ад не в конце
жизни, они здесь и сейчас. Дверь открыта
всегда. В любой миг Вы выбираете, где
находиться…
Слайд 28
Спасибо за внимание!