Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему:
«Избавление от семейного насилия и
профилактика детской агрессии ».
ГКУ СО КК «Динской СРЦН»
педагог – психолог: Бородина Наталья Владимировна
Слайд 2
Виды насилия в неблагополучных семьях Физическое насилие
Признаки физического насилия над несовершеннолетним.
Специфические повреждения на теле: заживающие отпечатки ремня, синяки, раны, переломы, ожоги, выбитые зубы, разрывы на губах, участки облысения, кровоподтеки на голове, повреждения внутренних органов.
К наказаниям родители прибегают, когда хотят добиться от детей беспрекословного послушания. А это заблуждение! Во-первых, ребенок становится неуверенным в себе. Во-вторых, несовершеннолетний боится родителей и начинает испытывать к ним сначала неприязнь, а затем ненависть. В-третьих, у ребенка появляется неправильное ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно.
Слайд 3
Психическое насилие (оскорбление)
К нему относятся: оскорбление, угрозы в адрес ребенка со стороны взрослых; предъявление к ребенку чрезмерных требований; откровенная ненависть, постоянная критика; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; вовлечение ребенка в антисоциальное поведение (алкоголизм, наркомания).
Особенности поведения ребенка:
- беспокойство, тревожность; депрессия, суицидальные попытки;
- нервные тики, расстройство сна, нарушение аппетита, энурез, астма, ожирение;
- ложь, воровство.
Слайд 4
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)
Это отсутствие со стороны взрослых элементарной заботы о ребенке, в результате чего появляется угроза для его здоровья и развития.
К пренебрежению относят: отсутствие надлежащего питания, одежды, жилья, образования, отказ от лечения ребенка.
Последствия моральной жестокости у детей:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опрелости, сыпи;
- неряшливая одежда, не соответствующая сезону и размеру;
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте; педикулез, чесотка;
- частые «несчастные случаи», хронические инфекционные заболевания;
- задержка речевого и психического развития
Особенности поведения ребенка:
- постоянный голод, кража пищи;
- неумение дружить, апатия;
- низкая школьная успеваемость;
- антиобщественное поведение.
Слайд 5
Сексуальное насилие (развращение)
Данным вид насилия - это вовлечение ребенка в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К сексуальному насилию относятся:
- генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, домогательства, демонстрация эротических материалов;
- совершение полового акта в присутствии ребенка.
У подвергшихся насилию детей наблюдаются: следы спермы на одежде и коже; повреждения генитальной или анальной области; нарушение целостности девственной плевы; инфекции мочевого тракта, вагинальные кровотечения, заболевания, передающиеся половым путем, жалобы на боли в животе беременность; нервно - психические расстройства.
Появляется стремление закрыть тело одеждой, замкнутость, побеги из дома, суицидальные мысли. 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершаются его родственником или знакомым. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность, убежать, рассказать взрослому, которому он доверяет. Необходимо объяснить, что к интимной части тела никто кроме врача в случае необходимости не может прикасаться без его согласия. И сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Слайд 6
Симптомы агрессивного поведения детей
Причиной агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения- торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.
Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.
У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.
Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки.
Слайд 7
Детская агрессия
Врожденная
Приобретенная
Проблемы семейного воспитания
Негативное влияние СМИ
Авторитарный стиль воспитания
Недостатки нравственного воспитания
Пропаганда насилия и жестокости в фильмах
Интернет и компьютерные игры с агрессивным
содержанием
Деформация системы ценностей
Эмоциональная холодность
Слайд 8
Диаграмма эпизода припадка ярости
Каждый эпизод припадка ярости человека состоит из восходящего сегмента, гребня и нисходящего сегмента. Способность ребенка воспринимать внешние стимулы снижена в начальном периоде (восходящий сегмент).
В эти моменты на ребенка невозможно воздействовать эмоционально; усилия успокоить ребенка будут наталкиваться на сопротивление. Значительно эффективнее оказываются попытки успокоить, помочь ребенку в моменты, изображенные на диаграмме нисходящим сегментом.
Гребень
Восходящий Нисходящий сегмент сегмент
Слайд 9
Особенности семей агрессивных детей
1. В семьях агрессивных детей многие родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими
веществами. В таких семьях разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении
своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их
социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
4. Друг к другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень
жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей- это:
Физические наказания, угрозы.
Лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений.
Частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании наказания. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
Слайд 10
При каких психических расстройствах чаще всего наблюдаются агрессивные формы поведения?
Широко распространенная точка зрения гласит, что акт насилия связан с психическими нарушениями. * Психические заболевания, обусловленные соматическими или неврологическими заболеваниями. * Изменение личности. Деменция - нарушение интеллекта и когнитивных функций (памяти, суждения, умозаключения, внимания, абстрактного мышления). Деменция обычно прогрессирует, и в конечном счете больной утрачивает ориентацию в месте, во времени и в собственной личности, а также элементарные навыки самообслуживания. * Шизофрения - психическое расстройство, сопровождающееся развитием фундаментальных нарушений восприятия, мышления и эмоциональных реакций. К наиболее типичным проявлениям шизофрении относят фантастический или параноидный бред, слуховые галлюцинации, нарушения мышления и речи, неадекватность аффектов и грубые нарушения социальной адаптации. * Маниакальная фаза биполярного расстройства - эндогенное психическое расстройство проявляющееся в виде аффективных состояний — маниакальных и депрессивных, а иногда и смешанныхсостояний, при которых у больного наблюдаются быстрая смена симптомов мании и депрессии, либо симптомы депрессии и мании одновременно (например, тоска со взвинченностью и беспокойством, либо эйфория с заторможенностью).
* Антисоциальное расстройство личности.
*
Слайд 11
Приемы профилактики детской агрессии
Существует немало случаев, когда агрессивность ребенка унять невозможно. Тогда необходимо:
1. Резкое слово драчуну и благосклонное внимание пострадавшему могут ясно показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. Насильно принуждать ребенка – виновника к извинению - мера малоэффективная. Некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
2. Иногда родители предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол, успокоиться. Это полезно и самим взрослым. Удаляя ребенка ненадолго из комнаты, родитель сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более получаса. Так ребенка - дошкольника (во время его свершившейся агрессии) лучше крепко взять за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или: «Не кусаться!».
Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным, реакция на поступок строгой. А пострадавшему следует выразить глубокие утешения. Длинные обвинения малоэффективны. Даже если ребенок понимает взрослого, он не будет долго слушать его.
3. Полезно за агрессивные действия лишать виновника любимых игрушек или привилегий. Лучше не растягивать наказание на целый день; следует осуществить это как можно скорее.
Слайд 12
Профилактика детской агрессии
4. Наименьший эффект имеют действия, когда взрослые отвечают
агрессивностью на агрессивность. Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение драться.
Слова взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!», адресованные ребенку, содержат угрозу действия, за которое упрекают ребенка. Однако если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать. Лучше избегать таких приемов. ...
5. Уважаемые родители, избегайте сами проявления физической
агрессии в семье к детям и другим домочадцам. Ограничивайте просмотр агрессивных фильмов, телепередач и компьютерных игр. Берегите детскую психику!
- Запретов в семье для ребенка должно быть немного. Пусть это будет
5 основных «Нельзя», которые действительно опасны для жизни и здоровья. Эти «Нельзя», независимо от настроения взрослых должны быть согласованы. Если мама разрешает, а папа запрещает, то ничего не получится. Уважаемые родители, согласовывайте всей семьей свои запреты для вашего ребенка!
Слайд 13
Советы родителям по предупреждению агрессивности
1 .Ведите здоровый образ жизни!
2.Избегайте физического, психического и
других форм применения семейного насилия в
воспитании. Не наказывайте своего ребенка
за то, что позволяете делать себе.
3. Умейте любить и прощать детей. Постарайтесь,
чтобы ребенок простил и вас!
4. Будьте терпеливы. Чаще хвалите ребенка, поднимая
его самооценку. Не критикуйте ребенка в присутствии
других людей.
5. Не принуждайте ребенка делать что - нибудь
насильно, если он устал, расстроен или просто не готов.
6. Не устраивайте множество запретов и правил. Пусть
это будет несколько четких требований.
7. Самое лучшее - когда отношение к ребенку будет
всегда доброжелательное, а поощрение всегда
заслуженное.
8. Когда вы воспитываете ребенка, постарайтесь
увидеть не только внешнюю сторону (поведение),
но и думать о скрытых «внутренних процессах».
Важно понимать какие складываются отношения.
Не упорствовать там, где бессмысленно, не отступать,
если есть возможность переубедить ребенка. Это позволит
формировать у ребенка те желания, которые взрослый
оценивает положительно (делать добро, помогать) и
устранять те намерения, которые могут принести зло.
9. Не шантажируйте ребенка своими
отношениями друг с другом.
10. Не давайте ребенку несбыточных
обещаний. Не вселяйте в его душу
несбыточных надежд.
11. Не бойтесь поделиться с ребенком своими
чувствами и слабостями.
12. Используйте вместо гнева - юмор. Пусть уйдут из
дома крики и плач!
Слайд 14
Способы выражения (выплескивания) гнева
1.Постирать белье.
2. Громко спеть любимую песню.
3.Постучать карандашом по столу.
4. Попрыгать на скакалке.
5. Отжаться от пола максимальное количество раз.
6. Пометать дротики в мишень.
7. Используя «стаканчик для криков» или «трубу», сделанную из ватмана, высказать все свои отрицательные эмоции.
8. Устроить бой с боксерской грушей.
9. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
Слайд 15
Способы выражения (выплескивания) гнева
11. Поиграть с песком и игрушками.
12. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
13. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
14. Передвинуть в квартире мебель (например столик).
15. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
16. Пускать мыльные пузыри.
17. Устроить соревнование «Кто громче крикнет?»,
«Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?».
18. Скомкать листы бумаги, а затем выбросить их.
19. Быстро нарисовать обидчика, а затем почеркать рисунок.
Слайд 16
Стихи автор Бородина Н.В
1. Напряжение чтоб снять, 2. Если обуви не жалко,
Можно просто рисовать. Ты попрыгай на скакалке.
Ты мелки возьми иль краски, Быстрый, юркий, как юла
И рисуй все без опаски. И агрессия - прошла!
3.Чтоб не драться, не ругаться 4.Просто так, чтоб не стоять
Можно с грушей нам сражаться. Можно дротики метать
«Бой» устрой с боксерской грушей. Доставай скорей мишень
И обидчик уж не нужен! И стреляй в нее весь день
5.Если гнев с обидой мучат. 6. Пробуй способ ты старинный.
Пластилин тебя отучит. Поиграй с песком и глиной.
Ты обидчика слепи Конструируй, жми, дави.
И фигурку разломи! Выйдет гнев, вот посмотри!
7. Если гнев в тебе кипит, 8.Чтоб от злости не охрипнуть,
Хочешь что - нибудь разбить: Заведи «стакан для криков».
В ванной замочи белье Рассердился – покричи,
Бей рукой, стирай его! И в стаканчик постучи!
Слайд 17
Спасибо за внимание!