Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока: Повторение темы «Причастие»
Учитель МКОУ Орловской
СОШ им.И.Ф.Жужукина Таловского района Воронежской области
Островская Елена Петровна
Слайд 2
Цели урока:
систематизировать и закрепить знания учащихся о причастии;
развивать память, логическое мышление, воображение, умение классифицировать, сравнивать;
воспитывать взаимное уважение, ответственность, любовь к родному слову.
Слайд 3
Вопросы
Каково современное определение причастия как части речи?
Какие два вида причастий вы знаете?
Как мы различаем действительные и страдательные причастия по обозначению признаков?
Каковы суффиксы действительных и страдательных причастий?
Слайд 4
Задание (4 варианта): выбрать из предложенных слов причастия определённого вида и составить с ними словосочетания: 1вариант- действительные причастия настоящего времени; 2 вариант- действительные причастия прошедшего времени; 3 вариант- страдательные причастия настоящего времени 4 вариант- страдательные причастия прошедшего времени
Запущенный, отправляемый, замирающий, смущённый, приславший, отворивший, слышимый, стелющийся, поднятый, покрашен, прекратившийся, нарушаемый, рубящий, стоящий, нёсший, зеленеющий, исследуемый, возводимый, продавший.
Слайд 5
Задание: найти слово, выбивающееся из ряда слов по какому- либо признаку
1)летящий, белевший, фантастический, раскрытый
2)искрящийся, торжественный, построенный, летевший
3)длинный, старинный, отправленный, мгновенный
Вопрос: как вы определили, что эти слова - лишние?
Слайд 6
Задание: прокомментировать правописание -н-нн- в причастиях
Маринованные грибы, вещи разбросаны, некошеный луг, мороженая рыба, жаренные в сметане караси, заплетённая коса, работа сделана, асфальтированная дорога, запутанная история.
Слайд 7
Тест. 1вариант
1)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом -ущ-(-ющ-):
1. бушу..щий, стел..щийся, бор..щийся;
2. стро..щийся, дыш..щий, люб..щий;
3. леч..щий, ищ..щий, мо..щий.
2)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –им-:
1.леле..мый, реша..мый, чита..мый;
2.завис..мый, вид..мый, слыш..мый;
3.определя..мый, уплотня..мый, терза..мый
3) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –енн-:
1.замедл..ный, скош..нный, увид..нный;
2.растрел..нный, засе..нный, услыш..нный;
3.забел..нный, закле..нный, потер..нный
Слайд 8
Тест. 2 вариант
1) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом -ащ-(-ящ-):
1.увяда..щий, терп..щий, готов..щийся;
2.ла..щий, верт..щий, сража..щийся;
3.стро..щийся, дыш..щий, леч..щий
2) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –ем-:
1.слыш..мый, наруша..мый, ненавид..мый;
2.расходу..мый, разреша..мый, освеща..мый;
3.исследу..мый, завис..мый, доставля..мый
3)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –нн-:
1.охвач..нный, подавл..нный, засе..нный;
2.подслуш..нный, слом..нный, взволнов..нный;
3.обиж..нный, охвач..нный, наброш..нный
Слайд 9
Задание: найти в отрывках из художественного произведения (Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы») предложения с причастным оборотом, выписать их, графически обозначить причастные обороты, устно объяснить постановку знаков препинания:
1) Алеша отворил тогда дверь и шагнул через порог. Он очутился в избе, чрезвычайно загроможденной людьми и всяким домашним скарбом. Налево была большая русская печь. От печи к левому окну через всю комнату была протянута веревка, на которой было развешано разное тряпье.
2) Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос.
(Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы»)
Слайд 10
Задание: подобрать причастия, выбрав их из ряда причастий, данных в словаре для справок, стараясь понять, какое из них принадлежит именно писателю (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»); записать восстановленные предложения, расставить знаки препинания, обозначить причастные обороты.
Тёмно- синие вершины гор………………………… морщинами……………………… слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё …………………………… последний отблеск зари.
(словарь для справок: изрытые, изрезанные, пересечённые;
перемешанные, покрытые, утрамбованные;
сохранившем, потушившем, закрывшем)
Слайд 11
Домашнее задание поискового характера по вариантам
выбрать из текста художественного произведения (И.С.Тургенев «Бирюк») предложения с причастными оборотами (3), выделить их графически:
1вариант -причастные обороты, стоящие до определяемого слова;
2 вариант- причастные обороты, стоящие после определяемого слова