Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А.С. Пушкин «Пророк» 1826 г
Руденко Г.А. Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония» г.Отрадный Самарской области
Слайд 2
«Пророк» Александр Пушкин
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
Слайд 3
История создания:
«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.
Слайд 4
Словарная работа:
Духовная жажда – неудовлетворенность, мучительная душевная тоска
Шестикрылый Серафим – персонаж в христианской мифологии
Перстами – пальцами
Зениц – глаз
Вещие – видящие скрытое от других
Слайд 5
«Пророк» Александр Пушкин
1.Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
2.Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
3.Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
Слайд 6
Определим жанр :
Объясните употребление слов высокого стиля и укажите их…
О чем это вам говорит?
Скажите, можно ли пересказать стихотворение?
Какова композиция стихотворения?
Какова тема ?
Слайд 7
Образы в стихотворении:
- Назовите действующих лиц?
- Как называется в нём поэт и с кем он сравнивается?
- Выберите обобщающее определение..
Кто может быть поэтом? любой ли человек?
Как происходит преображение: что происходит с самим поэтом-пророком?
Каковы действия Бога и какова, в чём выражается, реакция на них?
В чём именно, по смыслу стихотворения, выражен его дар?
Слайд 8
Пророк как послание будущим литераторам:
Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведения. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.
Слайд 9
Выразительные средства:
В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк.
многочисленные метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги»;
эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»;
сравнения – «как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы».
анафора – как подражание библейскому синтаксису
Все ИВС помогают показать драматизм превращения поэта в пророка.
Слайд 10
Размер стиха:
Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя.
Слайд 11
Идея стихотворения:
Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.