Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.
Слайд 2
В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний.
1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением.
2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры.
3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии — теории познания.
Слайд 3
До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.
Слайд 4
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф.
Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.
Слайд 5
В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 6
Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.
Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»
Слайд 7
Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п.
Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.
Слайд 8
Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 9
Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов — дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра
Слайд 10
Героические мифы — это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей
Слайд 11
Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях — легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут
Слайд 12
Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 13
Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей
Слайд 14
Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 15
Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна
Слайд 16
Исследования мифов в XX веке
Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).
Слайд 17
Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все
многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»
Слайд 18
3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями:
мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте
Слайд 19
Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;
Способом формирования практического знания являлось ученичество;
Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»;
Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.
Слайд 20
Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие
практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо.
Какие труды, такие и плоды.
Весна год кормит.
Время лечит.
Где кто родился, там тот и сгодился.
Не красна изба углами, а крана пирогами.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Слайд 21
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.
Слайд 22
Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической
деятельности и морали:
Помогает ориентироваться в окружающей среде
Указывает способ направление и способ действия
Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Слайд 23
Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО
Слайд 24
Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО
Слайд 26
В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон — свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ
Слайд 27
В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем.
… В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»
Слайд 28
В XVIII в., когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, преображал его в художественных образах.
ИСКУССТВО
… свойственно анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений.
М. ДРОЛЛИНГ
«УРОКИ МУЗЫКИ»
Слайд 29
Образ не просто отражает мир, а раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.
ИСКУССТВО
ПОЭТ = ВЕЧЕВОЙ КОЛОКОЛ
Слайд 30
С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от познающего мир творчества и глубокой мыслительной деятельности.
ИСКУССТВО
«Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее»
С. Буксиков
Слайд 31
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука
(от лат. para — после, при), т. е. околонаучное знание.
ПАРАНАУКА
Паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно лишь редким людям.
Слайд 32
Паранаука занимает положение между религией и наукой, являясь в историческом контексте естественным этапом познания, опирающегося более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты.
ПАРАНАУКА
парафилософия (теософия и др.);
парафизика (астрология, алхимия, торсионные поля и др.);
парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия, креационизм);
парапсихология, НЛП и др.;
паракультурология («Живая этика»).
Слайд 33
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства спешат объявить средством от всех болезней, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и бессмысленной.
ПАРАНАУКА
«Человек рождается со сферическим биополем»: Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если человек не точка, то значит ли это, что на биополе имеет разную толщину?
Слайд 34
Одним из видов паранауки является комплекс древних учений, которые сегодня не могут считаться научными: астрология, старинная народная медицина, алхимия, гадания, нумерология, демонология, хиромантия.
ПАРАНАУКА
Слайд 35
Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать выбор.
ПАРАНАУКА
Анатолий Кашпировский
Аллан Чумак