Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.
Слайд 2
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.
Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира
человека оказались неудачными. Человек оказался слишком
сложным предметом для исследования точной науки.
«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)
Слайд 3
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»
«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»
Слайд 4
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.
Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
космическая медицина и др.;
Человеке как личность –
педагогика, этика, психология,
эстетика и др.;
Человек как субъект
деятельности – инженерная
психология, эвристика и др.).
Слайд 5
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:
Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
Человек способен непрерывно осваивать культуру с
каждым новым поколением,
т.е. происходит социализация человека.
Слайд 6
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.
Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала
природы и общества, как творец
духовного мира. Начало философской
антропологии связано с появлением
классических работ Макса Шелера
«Положение человека в космосе»
(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928)
МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) — НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ
Слайд 7
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?
Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)
Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность
человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)
Слайд 8
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Концепция философской антропологии:
Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
Их единство и образует сущность человека.
Слайд 9
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК
Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.
Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.
(М. Шелер)
Слайд 10
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Человек представляет собой сложную,
многоуровневую систему, здесь
взаимосвязаны биологическое,
социальное и духовное начала,
сознание и сфера подсознательного.
Субъект — активно действующий
человек с его знаниями, опытом и
способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.
Субъектность — важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
Слайд 11
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
ЧЕЛОВЕК
Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Биосоциальное существо
Слайд 12
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Слайд 13
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека
Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека
СОЗИДАНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
РАЗРУШЕНИЕ
Слайд 14
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
Слайд 15
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Иди вперед!
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.
Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?
На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.
Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.
Как вы поняли смысл притчи?
Слайд 16
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
Слайд 17
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Речь – универсальное средство формирования и выражения
мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.
Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.
Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..
Слайд 18
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Голосовая реакция животного, являясь ответом воздействующее явление (например, на звуки шагов приближающегося хищника), выполняет сигнальную функцию.
Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.