Презентация - Психологические основы педагогической деятельности


Нажмите для просмотра
Психологические основы педагогической деятельности
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психологические основы педагогической деятельности
Бородавкина Т.Г, доцент кафедры ППОСО ИРООО

Слайд 2

Модель труда педагога (стороны):
Педагогическая деятельность (педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ педагогических действий) Педагогическое общение (информационная, социально-перцептивная, интерактивная, самопрезентация, аффективная стороны) Профессионально важные личностные качества (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия) Митина Л.М.

Слайд 3

Педагогические способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности
Проектировочно-гностические способности (качества ________) Рефлексивно-перцептивные (качества__________) Н.В. Кузьмина

Слайд 4

Интегративные качества , определяющие успешность труда педагога
Педагогическая направленность Педагогическая компетентность Эмоциональная гибкость

Слайд 5

Педагогическая направленность –
устойчивая система мотивов, которая определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку: направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании; 3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.

Слайд 6

Педагогическая компетентность
выражается через ее деятельностный компонент - умения

Слайд 7

Педагогическая деятельность
воспитывающее и обучающее воздействие на учеников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа их саморазвития и самосовершенствования.

Слайд 8

Педагогическая деятельность
определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включается: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат

Слайд 9

Предмет педагогической деятельности
Организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия его развития

Слайд 10

Средства педагогической деятельности
Научные знания, при помощи которых формируется тезурус обучающихся

Слайд 11

Способы передачи социокультурного опыта
Объяснение Показ Совместная работа с обучающимися Практика обучающегося Тренинги

Слайд 12

Индивидуальный опыт ученика в совокупности его аксиологических, нравтственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих
Продукт педагогической деятельности

Слайд 13

Личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Результат педагогической деятельности

Слайд 14

Мотивация педагогической деятельности
Внешние мотивы: Мотив достижения Мотив престижности работы в ОУ определенного типа Мотив адекватности оплаты труда
Внутренние мотивы: Мотив ориентанции на процесс и результаты труда Мотив личностного и профессионального роста Мотив самоактуализации

Слайд 15

Мотив власти (потребность в доминировании)
Желание контролировать свое социальное окружение; Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения, приказа; Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами; Добиваться их сотрудничества; Убеждать других в своей правоте. Г.А. Мюррей (1938 г.) Н.А. Аминов

Слайд 16

Действия, соответствующие желаниям:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать; Подчинять, править, властвовать, попирать, судить, вводить нормы, диктовать условия, принимать решения; Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать; Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.

Слайд 17

В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания).

Слайд 18

Основные функции педагогической деятельности
Целеполагающие функции (ориентационная, развивающая, мобилизационная, информационная) соотносятся с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями; Организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая) соотносятся с академическими, прецептивными, речевыми, коммуникативными способностями

Слайд 19

С функциями педагогической деятельности соотносятся педагогические умения (совокупность действий), выявляющие индивидуально-психологические особенности учителя (свидельствуют о его компетентности)

Слайд 20

Первая группа умений
— умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Слайд 21

Вторая группа
умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: умений, отвечающих на вопрос «кого учить» умений, отвечающих на вопрос «как учить»:

Слайд 22

Третья группа
умения использовать психолого­педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; регистрировать процесс и результаты своего труда; оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Слайд 23

4,5,6 группы умений
приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; приемы, способствующие достижению высоких уровней общения реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, овладевать педагогическим мастерством; осуществлять творческий поиск.

Слайд 24

7 группа
умения осознавать перспективу своего профессионального развития,

Слайд 25

8 группа
умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости

Слайд 26

9 группа
оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом А.К. Маркова

Слайд 27


Индивидуальный стиль деятельности — индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин).

Слайд 28

Индивидуальные стили труда учителя
Эмоционально-импровизационный (ЭИС). Эмоционально-методический (ЭМС). Рассуждающе-импровизационный (РИС). Рассуждающе-методический (РМС).

Слайд 29

Стиль педагогической деятельности
ее интегративная характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя А.К. Маркова, А.Я. Никонова