Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Психологические основы педагогической деятельности
Бородавкина Т.Г,
доцент кафедры ППОСО
ИРООО
Слайд 2
Модель труда педагога (стороны):
Педагогическая деятельность (педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ педагогических действий)
Педагогическое общение (информационная, социально-перцептивная, интерактивная, самопрезентация, аффективная стороны)
Профессионально важные личностные качества (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия)
Митина Л.М.
Слайд 3
Педагогические способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности
Проектировочно-гностические способности (качества ________)
Рефлексивно-перцептивные (качества__________)
Н.В. Кузьмина
Слайд 4
Интегративные качества , определяющие успешность труда педагога
Педагогическая направленность
Педагогическая компетентность
Эмоциональная гибкость
Слайд 5
Педагогическая направленность –
устойчивая система мотивов, которая определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку:
направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании;
3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.
Слайд 6
Педагогическая компетентность
выражается через ее деятельностный компонент - умения
Слайд 7
Педагогическая деятельность
воспитывающее и обучающее воздействие на учеников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа их саморазвития и самосовершенствования.
Слайд 8
Педагогическая деятельность
определяется психологическим
(предметным) содержанием, в которое
включается:
мотивация, цели,
предмет,
средства,
способы,
продукт, результат
Слайд 9
Предмет педагогической деятельности
Организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия его развития
Слайд 10
Средства педагогической деятельности
Научные знания, при помощи которых формируется тезурус обучающихся
Слайд 11
Способы передачи социокультурного опыта
Объяснение
Показ
Совместная работа с обучающимися
Практика обучающегося
Тренинги
Слайд 12
Индивидуальный опыт ученика в совокупности его аксиологических, нравтственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих
Продукт педагогической деятельности
Слайд 13
Личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Результат педагогической деятельности
Слайд 14
Мотивация педагогической деятельности
Внешние мотивы:
Мотив достижения
Мотив престижности работы в ОУ определенного типа
Мотив адекватности оплаты труда
Внутренние мотивы:
Мотив ориентанции на процесс и результаты труда
Мотив личностного и профессионального роста
Мотив самоактуализации
Слайд 15
Мотив власти (потребность в доминировании)
Желание контролировать свое социальное окружение;
Воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения, приказа;
Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
Добиваться их сотрудничества;
Убеждать других в своей правоте.
Г.А. Мюррей (1938 г.) Н.А. Аминов
Слайд 16
Действия, соответствующие желаниям:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
Подчинять, править, властвовать, попирать, судить, вводить нормы, диктовать условия, принимать решения;
Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать;
Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.
Слайд 17
В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания).
Слайд 18
Основные функции педагогической деятельности
Целеполагающие функции (ориентационная, развивающая, мобилизационная, информационная) соотносятся с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями;
Организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая) соотносятся с академическими, прецептивными, речевыми, коммуникативными способностями
Слайд 19
С функциями педагогической деятельности соотносятся педагогические умения (совокупность действий), выявляющие индивидуально-психологические особенности учителя (свидельствуют о его компетентности)
Слайд 20
Первая группа умений
— умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности,
гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.
Слайд 21
Вторая группа
умений, отвечающих на вопрос «чему учить»:
умений, отвечающих на вопрос «кого учить»
умений, отвечающих на вопрос «как учить»:
Слайд 22
Третья группа
умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; регистрировать процесс и результаты своего труда; оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Слайд 23
4,5,6 группы умений
приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач;
приемы, способствующие достижению высоких уровней общения
реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, овладевать педагогическим мастерством; осуществлять творческий поиск.
Слайд 24
7 группа
умения осознавать перспективу своего профессионального развития,
Слайд 25
8 группа
умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости
Слайд 26
9 группа
оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом
А.К. Маркова
Слайд 27
Индивидуальный стиль деятельности — индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин).
Слайд 28
Индивидуальные стили труда учителя
Эмоционально-импровизационный (ЭИС).
Эмоционально-методический (ЭМС).
Рассуждающе-импровизационный (РИС).
Рассуждающе-методический (РМС).
Слайд 29
Стиль педагогической деятельности
ее интегративная характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя
А.К. Маркова, А.Я. Никонова