Презентация - Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 29
  • Просмотров: 2345
  • Скачиваний: 1026
  • Размер: 11.53 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 1
Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции

Слайд 2

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 2
Задачи работы
Изучить особенности культуры, традиций и ритуалов старообрядцев. Выявить отличия в лексике, в культурных религиозных традициях.

Слайд 3

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 3
Быт и ритуалы старообрядцев

Слайд 4

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 4
Часто можно услышать «москали», «старообрядцы», «староверы». А кто это? Что это за этническая группа, живущая в Беларуси и, тем более, по соседству с нами? Они православные, но другие, это часть нашей культуры, нашей истории. В своей работе мы опираемся на свидетельства прихожан Кублищинской общины, моих односельчан.

Слайд 5

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 5
Немного истории
Более двух с половиной веков отделяют нас от того времени, когда в Миорском, Браславском, Шарковщинском районах Витебской области, спасаясь от преследований, появились первые поселения христиан старого обряда. Местные власти сочувственно относились к переселенцам и предоставляли старообрядцам свободно править службу по древлеправославному чину Соловецких иноков. Трудолюбивые, законопослушные, ведущие трезвый образ жизни старообрядцы получали в пользование участки земли и становились самостоятельными хозяевами. Помещики, на землях которых поселились старообрядцы, защищали их и пользовались их услугами. Как результат в западных уездах Дисны, Браслава, Шарковщины появились многочисленные поселения старообрядцев-поморцев. К таким поселениям относились Мазолёво, Кублищино, Бабовщина, Матвеевцы, Смолевцы, Лизовщина, Милейки, Красное, Деверки, Мотевки.

Слайд 6

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 6
В исторических источниках о регистрации молельного дома в д.Кублищино Дисненского уезда упоминается в 1839 году. Имеется архивное упоминание о распечатании храма в 1868 году. Однако на старообрядческом кладбище вблизи деревни Кублищино есть надгробный камень датированный 1803 годом. Из этих данных можно предположить, что в первой половине 19 века в деревне Кублищино уже был построен и действовал первый на западных землях старообрядческий храм.

Слайд 7

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 7
Иконы и Церковные книги
В каждой старообрядческой семье имелись не только иконы старого письма, но и старопечатные церковные книги, которые передавались из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась до наших дней

Слайд 8

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 8
Духовными наставниками в поморской Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино в разные времена были Васильев Арсений Ермагенович, Пучков Савва Фёдорович (на фото), Попков Михаил Фёдорович, Новиков Василий Артомонович, Сафронов Михаил Максимович – их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельного служения.

Слайд 9

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 9
Беседы с детьми
В настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в д.Кублищино является Дементьев Петр Ермолаевич. Ведётся активная работа по возрождению духовности: обучение детей и подростков церковной грамоте, популяризация литературы духовного характера, работа по наведению порядка на кладбище. Так, в 2014году, перед праздником Пасхи Христовой, перед учащимися нашей школы выступил П.Е.Дементьев. Встреча была интересной, познавательной.

Слайд 10

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 10
Старообрядцы отдают предпочтение  земным поклонам

Слайд 11

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 11
Двуперстие
Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные.
А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек) В. Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)

Слайд 12

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 12
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест

Слайд 13

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 13
Носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т. п. Но если по тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву.
Нательный крест (тельник)

Слайд 14

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 14
Православный (слева), Старообрядческий (справа)
Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности ( в остальном похожи на православные). На них никогда не изображается распятый Христос. Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырёхконечного.

Слайд 15

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 15
Необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка
– это тип четок, плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов, но в то же время она имеет и символическое значение, прообразуя лестницу духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Носят лестовку только на левой руке

Слайд 16

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 16
Подручник
Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Подручники могут снабжаться ручкой для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне. Каждый верующий  приходит на молитву со своим подручником.

Слайд 17

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 17
Плат и косоворотка
Оберегом для староверов в первую очередь является одежда, как и было во времена Древней Руси. Закрытая льняная рубаха  до горла и до запястий защищает от злого влияния. Поэтому мужчины носят рубахи косоворотки, застегнутые до шеи, а женщины и девочки сарафаны до пят (сейчас – длинная, в пол, юбка). Пожилые люди носят более темную одежду, а замужние женщины покрывают голову платком (плат) и скрывают волосы.  Плат не завязывается на узел, а крепится булавкой.

Слайд 18

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 18
Борода
 Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели "поругание образа Божия", желание "поправить" Бога, ведь "бритое мужское лицо подобно женскому". Нельзя губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдёт в Царствие небесное. Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра Первого, предпочитая платить специальную пошлину

Слайд 19

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 19
Интересные факты быта старообрядцев
 К алкоголю, особенно к водке, относились отрицательно , называли главным виноделом Антихриста. Правда, в крайнем случае, допускалось  выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считалось недостойным и постыдным . Хлеб за столом не допускалось резать ножом ("это как человека, Христа резать"). Хлеб разделяли, преломляя руками. Нельзя было класть хлеб на поднос или на какую-нибудь плоскую тарелку После трапезы оставшиеся на столе крошки собирались, и их требовалось доесть. Помню,бабушка всегда ругалась, если после меня оставался кусок хлеба или глоток молока. Когда случалось по неосторожности выронить хлеб, то он не выбрасывался: хлеб поднимали, подув на него, и съедали. Посуда в доме была отдельная для "своих" и для "нехристей", т.к. " испоганить посуду -большой грех, который не отмолишь". Она  должна была закрываться, особенно на ночь, и, если оставалась пустой, переворачивалась вверх дном. Бабушке очень не нравилось, если я оставлял сахарницу или солонку открытой. Водой, находящейся в незакрытой посуде, воспрещалось пользоваться. ведро с колодезной водой в доме бабушки всегда было закрыто крышкой. Мат считался большим богохульством, особенно для женщин, считалось, что матерящаяся женщина делает несчастным не только себя, но и будущее своих детей.

Слайд 20

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 20
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СТАРООБРЯДЦЕВ
знашта – наверное горазд – очень калика – брюква баркан – морковь гульба – картофель пятун – петух ета, яну – это, её подпахать мост – подмести пол

Слайд 21

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 21
фирянка – занавеска на окно (двери) денник – огражденный участок двора возле дома сканцы – блюдо из толченного картофеля с начинкой( боб, морковь и пр.) драчена – мучные блины на кислом молоке, перемазанные медом. помельник – угол возле русской печи, куда сметался мусор, а также ставились клюка (кочерга), сковородник, вухват(ухват).

Слайд 22

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 22
Интервью с Добрининой Ольгой Кирилловной

Слайд 23

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 23
Помельник

Слайд 24

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 24
Сканцы

Слайд 25

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 25
Драчена

Слайд 26

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 26
Празднование Пасхи

Слайд 27

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 27
На Беларуси на данный момент 20 старообрядческих общин, в Миорском районе – 2. Кублищинская община поддерживает связь с общинами Латвии, Литвы. В 2014 году, летом, была проведена встреча общин Древлеправославной Поморской Церкви Даугавпилса, Резекне и Кублищино.

Слайд 28

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 28
Статья в газете «Звязда», корреспондент Н.Дрило.
Историей старообрядцев общины Кублищино представляла Белтелерадио-компания (программа «Истнасть)

Слайд 29

Потомки староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района: быт, традиции, слайд 29
Кублищинская Свято-Троицкая старообрядческой церковь является историко-культурной ценностью Республики Беларусь
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.