Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ Апачинская СОШ №7
Толстова Маргарита Евгеньевна -
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Классная работа
Одиннадцатое марта
Классная работа
Слайд 3
3
решё…ый вопрос
приказа…о отойти
в вяза…ой шапочке
говорила пута…о
(она) чем-то встревоже…а
некраше…ый пол
зва…ый ужин
выглядела испуга…о
В каком слове пишется НН? Объясните правописание
слов и укажите вид подчинительной связи
Слайд 4
4
решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)
некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
В каком слове пишется НН? Объясните правописание
слов и укажите вид подчинительной связи
Слайд 6
6
Кластер «Сложное предложение»
Слайд 7
7
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее,
обоснуйте свой выбор
Слайд 8
8
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее,
обоснуйте свой выбор
Слайд 9
9
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее,
обоснуйте свой выбор
Слайд 10
10
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на её необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
Найдите грамматические основы,
объясните синтаксис предложения
Слайд 11
11
Заполните таблицу
«V»
(известное) «+»
(новое) « - »
(противополож-ное известному) «?»
(непонятное)
Слайд 12
12
1. Выделяем грамматические основы.
2. Указываем границы предикативных частей.
3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
4. Строим схему.
Алгоритм
Слайд 14
14
Дополните схемы
[ ], и [ сущ., (что… ), ].
какой?
определит.
Слайд 15
15
1) - 2
2) - 3
3) - 1
4) - 5
5) - 4
Самопроверка
Слайд 16
16
(4)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (5)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (6)Я не слышала, как он играл: я волновалась. (7)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза – так слушают хорошую музыку.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
Слайд 17
17
(4)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (5)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (6)Я не слышала, как он играл: я волновалась. (7)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза – так слушают хорошую музыку.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
6
Слайд 18
18
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет. (4) В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
Слайд 19
19
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет. (4) В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
1
Слайд 20
20
(4) Первые встречи с Н.Ф. Ивановой произвели на юного поэта неизгладимое впечатление, поскольку она представляла собой полную противоположность Сушковой: Иванова была чужда кокетства и резких манер. (5)Чувство Лермонтова к Ивановой было несравненно глубже и значительнее, чем предыдущая юношеская влюблённость в Сушкову. (6)Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её привязанностью и вниманием, Лермонтов искренне надеялся, что нашёл в ней единственную душу, оценившую его творческий дар и величие душевных замыслов.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
Слайд 21
21
(4) Первые встречи с Н.Ф. Ивановой произвели на юного поэта неизгладимое впечатление, поскольку она представляла собой полную противоположность Сушковой: Иванова была чужда кокетства и резких манер. (5)Чувство Лермонтова к Ивановой было несравненно глубже и значительнее, чем предыдущая юношеская влюблённость в Сушкову. (6)Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её привязанностью и вниманием, Лермонтов искренне надеялся, что нашёл в ней единственную душу, оценившую его творческий дар и величие душевных замыслов.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
бессоюзной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
4
Слайд 22
22
(4)Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется. (5)Какая-нибудь будка, которая расположена вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали, но это ненадолго. (6)Рано или поздно мы осознаём обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в таких масштабах, которые соответствуют истине.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
сочинительной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
Слайд 23
23
(4)Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется. (5)Какая-нибудь будка, которая расположена вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали, но это ненадолго. (6)Рано или поздно мы осознаём обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в таких масштабах, которые соответствуют истине.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
сочинительной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
5
Слайд 24
24
(4)Всё в доме строго делилось: один день обед готовила себе бабушка из провизии, купленной на её деньги, а на другой день провизию и хлеб покупал дед. (5)Всегда в его дни обеды бывали хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху, печёнку, лёгкие. (6)Чай и сахар хранился у каждого отдельно, но заваривали чай в одном чайнике, чтобы сэкономить.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
сочинительной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
Слайд 25
25
(4)Всё в доме строго делилось: один день обед готовила себе бабушка из провизии, купленной на её деньги, а на другой день провизию и хлеб покупал дед. (5)Всегда в его дни обеды бывали хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху, печёнку, лёгкие. (6)Чай и сахар хранился у каждого отдельно, но заваривали чай в одном чайнике, чтобы сэкономить.
В 9. Среди приведённых ниже предложений
найдите сложное предложение с разными
видами связи (с союзной подчинительной и
сочинительной связью между частями).
Напишите номер этого предложения.
6
6
Слайд 26
26
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Чтение получившихся текстов
Слайд 27
27
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Чтение получившихся текстов
Слайд 28
28
Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Чтение получившихся текстов
Слайд 29
29
Составьте предложения с различными
видами связи
Слайд 30
30
§ 37, yпражнение 212.
“3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.
“4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения.
“5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений.
Домашнее задание
Слайд 31
31
Заполните таблицу
Знал(а) Хотел(а) узнать Узнал (а)
Слайд 32
32
Кластер из 12 атомов кремния и так называемого «гостя» – атома вольфрама
http://www.nano-edu.ulsu.ru
Репродукция картины П. Кривоногова «Поединок»
http://art-is-life.ru/wp-content/uploads
Интернет-ресурсы