Презентация - И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки)

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки)
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 62
  • Просмотров: 7703
  • Скачиваний: 3112
  • Размер: 2.5 MB
  • Класс: 7
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 1
Опережающие задания
Общее Прочитать рассказ Индивидуальные Пересказ (близко к тексту) описания избы Бирюка Пересказ «Внешность Бирюка» (инд. задание) Описание грозы (выразительное чтение или наизусть)
УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Слайд 2

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 2
Цели:
развитие познавательного интереса к творчеству И.С.Тургенева; выявление особенностей характера главного героя рассказа «Бирюк» и причин его трагического одиночества; развитие навыка анализа эпического текста в единстве его формы и содержания.

Слайд 3

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 3
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).
Моя биография – в моих произведениях. И.С.Тургенев

Слайд 4

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 4
Цикл «Записки охотника»
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные ему сведения об этом лице.

Слайд 5

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 5
Жанры «Записок охотника»
«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки «Записок охотника» создавались И.С.Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием. В «Записках охотника» рассказчик в живой и увлекательной форме повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов и говоров Орловского края.

Слайд 6

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 6
Основной жанр «Записок охотника»
Основной жанр произведений сборника И.С.Тургенева «Записки охотника» - художественный очерк. Что такое очерк? Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?   Потому что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.  

Слайд 7

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 7
Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» 1847 год

Слайд 8

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 8
У И. С. Тургенева: "Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, навстречу неслись длинные серые облака. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась."

Слайд 9

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 9

Слайд 10

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 10

Слайд 11

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 11
Цитата
Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. В.Г.Белинский

Слайд 12

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 12
Бирюк– главный герой повести
Внешность Бирюка (ИНДИВ. ЗАДАНИЕ)
«Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».
Чем объясняется повышенный интерес рассказчика к Бирюку?
Какое впечатление производит на рассказчика внешность Бирюка?
Такая внешность вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, богатырским видом. Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе.
Каким образом в портрете доказывается, что Бирюк относится к породе «редких молодцов», что делает его похожим на богатыря?
«Высокий рост», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», глаза глядели «смело», «сложён на славу».
Охотник наслышан о леснике, поэтому смотрит на него «с удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете что-то особенное, что объясняло бы отношение к нему местных крестьян.
Как относятся к Бирюку окрестные мужики (выпишите цитаты)? За что?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить». «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Они ненавидят Бирюка. В вину ставится его честность.

Слайд 13

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 13
Исследовательская работа
Найдите в словаре В.И.Даля значение слова «бирюк».
Бирюк (по Далю) м. татарск. оренб. сиб. астрах. вор. зверь, серый, лыкас? новг.-бор. шуточн. овчар; волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. | В симб. местами называют так медведя, а в ниж. барсука; | астрах. сар. и донск. бирюк или бирючок, башмак, годовалый бычок (не телка). | Орл. тамб. вор. вид рыбы ерша, Acerina rossica? | медведка, двуручный струг. Бирючина м. увелич. бирючище, зверище; | человек нелюдим. | Бирючина, растен. жость, из семьи ясминовых, Ligustrum vulgare. Бирючьи ягоды урал.-казач. дикая спаржа. На Кавказе есть большой куст бирючина; не крушина ли? (Жость, жесть, жестер зовут также растен. Rhamnus catharctica, однородное с крушиной). Бирючий, волчий. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.
Соответствует ли Бирюк своему прозвищу? Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета лесника?
Это «портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, увиденного им впервые.
ЗВЕРЬ; ВОЛК; НЕЛЮДИМЫЙ, УГРЮМЫЙ ЧЕЛОВЕК

Слайд 14

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 14
«Записки охотника». Улита. «Бирюк». 1883 Художник Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914)

Слайд 15

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 15
ПЕРЕСКАЗ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Изба лесника
Комфортно ли жить в такой обстановке?

Слайд 16

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 16
Изба лесника
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
Выпишите ключевые слова из описания избы.
Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Одна деталь описания избы сменяется другой, третьей, четвертой... И каждая из них, и все вместе они рисуют страшную картину беспросветной нищеты. Изба лесника производит тягостное впечатление: все детали подчеркивают бедность и неуют.
Выпишите авторскую оценку. Прокомментируйте её.
«Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу», - в этих словах звучит горячее сочувствие автора.

Слайд 17

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 17
В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика. Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, жена ушла, бросив двоих детей), изба показалась рассказчику «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
ВЫВОД. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Изба лесника

Слайд 18

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 18
«Записки охотника». «Бирюк». Художник Б. Дехтерев

Слайд 19

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 19
Иван Николаевич Крамской. Полесовщик (1874)
В картине И.Н. Крамского «Полесовщик» (1874) художник обращается к теме русского крестьянства, однако его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В «народной теме» он остается портретистом, исследующим прежде всего человека.

Слайд 20

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 20
Бирюк
Впишите в кластер те качества, которыми, по вашему мнению, обладает главный герой повести.

Слайд 21

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 21
Бирюк
Кроме этого, добросовестный, неподкупный, трудолюбивый, гостеприимный, спокойный, неозлобившийся, обладающий чувством собственного достоинства. Какое созвездие удивительных качеств! И при этом всеми ненавидим. Почему?

Слайд 22

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 22
Писатели о «Записках охотника»
Итак, писатели отмечают, что в «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «“Записки охотника” положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…» и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции». Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян… У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило… На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать».

Слайд 23

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 23
Илья Ефимович Репин. «Мужичок из робких» (1877)
Среди жемчужин русской живописи широко известен портрет крестьянина «Мужичок из робких» (1877) И.Е. Репина. Образ крестьянина пореформенной России принадлежит к числу лучших в отечественном искусстве. Глубокая вера в русский народ, знание народного характера позволили художнику создать исключительно правдивый и психологически убедительный портрет.

Слайд 24

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 24
Василий Григорьевич Перов. «Последний кабак у заставы» (1868)

Слайд 25

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 25
Конфликт
В основе любого литературного произведения лежит конфликт. Конфликт - это столкновение интересов, чувств, характеров героев; это противоречие, которое оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении. Причем конфликт - это не только прямой поединок литературных героев, но и разность их убеждений и чувств.

Слайд 26

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 26
В чем сущность конфликта? Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.
На чем построен внешний конфликт рассказа?
На столкновении между мужиком (порубщиком) и Бирюком (лесником).
Как же объяснить поступок Бирюка, отпустившего крестьянина-вора? Чем он должен быть мотивирован? Бирюк испугался угроз?
Бирюка клянут за то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради». Может быть, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, а следовало быть более снисходительным?
Информация к размышлению. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь».
Лесник понимает замученного барщиной и «голодухой» мужика, жалеет его, хотя сам в еще худшем положении.

Слайд 27

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 27
В чем сущность конфликта? Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.
Мы видим, что внешний конфликт в рассказе не единственный. Есть и внутренний. В чем его сущность?
Внутренний конфликт в душе Бирюка. Ему ясны две истины: воровать – грех, воровство – преступление, мужиков толкает на воровство безысходная нужда.
Как разрешается этот внутренний конфликт?
Внутренний конфликт в душе героя разрешается в пользу добра (вспомните слова, которые говорит герой-рассказчик леснику при расставании: «Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый»).
Какова позиция автора?
В такой развязке отчетливо видна позиция автора: сочувствие чужому горю, доброта являются для него высшей правдой, перед которой все остальное вторично. Он восхищен великодушием героя.

Слайд 28

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 28
В чем сущность конфликта? Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.
Разрешается ли внешний конфликт между крестьянами и Бирюком полностью?
Нет. Нужно, чтобы крестьяне стали свободными. Это избавит их от нищеты и безысходности.
Утихла гроза, но за окном всё льет дождь, долго ещё быть ненастью. Ненастье ещё долго будет сопровождать жизнь крестьянина… Освобождение крестьян пока оставалось мечтой…

Слайд 29

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 29

Слайд 30

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 30
Гроза как образ-символ
Это явление природы
Бирюк – гроза для местных крестьян (внешний конфликт – разлад в их взаимоотношениях)
Гроза в душе Бирюка (внутренний конфликт: горе, нищета, неустроенность… )
Грозны события очерка.
Природа помогает понять героев и позицию автора.

Слайд 31

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 31
Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) –
слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души, или символом легкомыслия, или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели.

Слайд 32

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 32
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

Слайд 33

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 33
Эпизод
Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку. — Это зачем? — спросил я. — А в лесу шалят... У Кобыльего Верху. ** дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор. — Будто отсюда слышно? — Со двора слышно. Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во... вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду... хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте». Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался... — Повалил... — пробормотал Бирюк.

Слайд 34

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 34
Прочитайте эпизод по ролям ( от слов «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку…» до слов « — Повалил... — пробормотал Бирюк». Допишите недостающие фразы тезиса.
Прием «недописанный тезис».

Слайд 35

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 35
Прочитайте эпизод по ролям ( от слов «Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку…» до слов « — Повалил... — пробормотал Бирюк».
Прием «недописанный тезис». ПРОВЕРКА: Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным. Пока Фома в лесу — он не лакей, не раб. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг. Только человек честный, гордый, возвышенный способен на такие чувства.

Слайд 36

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 36
«Записки охотника». «Бирюк». Художник Е. Бём. 1883

Слайд 37

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 37
Авторская позиция прочитывается

Слайд 38

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 38
Позиция автора
Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.

Слайд 39

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 39
Позиция автора
Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.

Слайд 40

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 40
Зачем Тургенев описывает эту историю?
Тургенев любит русский народ и сочувствует ему. Им движет желание изменить жизнь простого народа, разбудить общественную мысль и повлиять на ситуацию. В своих героях-крестьянах писатель разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом. Тургенев достоверно рисует картины народной жизни, ничего не приукрашивая. Испытывая сочувствие к простому народу, он осуждает пороки, свойственные ему: пьянство и воровство стали обыкновенными уродливыми явлениями русской жизни. Тургенев видит, что долготерпение оборачивается пассивностью, бездеятельностью, чревато страшным развалом, бунтом. Его цель – показать безысходность положения крестьян, вызвать общественный интерес к проблеме нищенского существования и бесправия русского народа и предотвратить развал.

Слайд 41

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 41
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться. И.С.Тургенев «Литературные и житейские воспоминания»

Слайд 42

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 42
Какова идея произведения?
Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.
Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.

Слайд 43

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 43
Какова идея произведения?
- Какова идея произведения? Во-первых, одна из важнейших идей цикла «Записки охотника» - красота души русских крестьян. Рассказ «Бирюк» не является исключением. Что помогло это увидеть? Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка, главного героя рассказа И.С. Тургенева. Во-вторых, «Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив рассказа. Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

Слайд 44

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 44
Лейтмотив
Термин лейтмотив, заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления. Конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины.

Слайд 45

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 45
Лейтмотив
В литературоведении Л. — один из основных структурных элементов текста: повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Л. может варьироваться, видоизменяться, несколько Л. контрастно оттеняют друг друга, контрапунктно переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему Л.

Слайд 46

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 46
Писатели о «Записках охотника»
Итак, писатели отмечают, что в «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «“Записки охотника” положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…» и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции». Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян… У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило… На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать».

Слайд 47

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 47
Тематика рассказа
Самостоятельно назовите совокупность тем.

Слайд 48

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 48
?
И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника») Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. Озаглавьте слайд сами.

Слайд 49

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 49
Цикл «Записки охотника»
Цикл «Записки охотника», написанный в 1847—1851 годах, по праву занял в русской и мировой литературе особое место среди тех вечных книг, «жизнь которых еще продолжается, роль которых еще не сыграна до конца». В этом сборнике рассказов писатель изобразил жизнь крестьян на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.

Слайд 50

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 50
ПОЭТИЧЕСКИЙ / ПОЭТИЧНЫЙ*
ПОЭТИЧЕСКИЙ. Относящийся к поэзии, проникнутый ею, свойственный поэту, поэзии. Антоним: прозаический. Поэтический: ~ое творчество, мастерство, произведение; ~ие формы, стихи, песни; ~ое содержание, направление; ~ий пафос, приём, замысел, вымысел; ~ая вольность, грусть, жилка, натура. Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушкина - вовсе не безделка. Е.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. Он [Остап] продолжал появляться на наших поэтических вечерах - - -. В. Катаев. Алмазный мой венец. ПОЭТИЧНЫЙ. Содержащий элементы поэтичности, проникнутый повышенной эмоциональностью, восторженностью, очаровательный. Синоним: возвышенный. Антоним: прозаичный. Поэтичный: ~ая душа; ~ое выступление; ~ые слова; ~ый пейзаж. Левитану элегический мотив кладбища казался очень поэтичным в сочетании с природой и хорошо выражающим идею отношения вечного и временного. А.Фёдоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Сто лет тому назад мудрые монахи оставили монастырь, они поняли, что человеку трудно прожить одной красотой, и они перекочевали в места менее поэтичные, но более доходные. И.Эренбург. Испания. П р и м е ч а н и е. В значениях "полный лиризма и задушевности", "изящный, вызывающий чувство очарования" слова поэтический и поэтичный продолжают оставаться синонимами: поэтическое (поэтичное) письмо, чувство.
http://paronimov.slovaronline.com/%D0%BF/394-POETICHESKIY-POETICHNYY*

Слайд 51

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 51
Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»
Идейно-тематическое содержание произведения
повествование ведется от лица рассказчика
начинается с описания природы
внутренние качества героев
описывается одно событие
в центре – конфликт двух крестьян-бедняков
художественный очерк
Писатель изображает жизнь реалистично. Повествование проникнуто большой симпатией к главному герою и сочувствием к его нищенской жизни, к неразрешимому конфликту между его долгом и честью.
Идейная направленность:
Жанр:
Общественное значение:
антикрепостническое произведение
пробуждает любовь и уважение к трудовому народу, вызывает чувство протеста против вопиющей социальной несправедливости

Слайд 52

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 52
Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»
Идейно-тематическое содержание произведения
Тема безысходного положения, нищеты крепостных (в том числе детей)
Тема народного бесправия
Тема русской природы, прекрасной, гармоничной
Тема высокой нравственности, духовности русского человека
Тема добра и зла
внутренний
Чувство долга в душе лесника вступает в противоречие с чувством сострадания к бедственному положению «вора».
Проблема
Основной конфликт
Позиция автора
долга и высшей правды
Сочувствие чужому горю, доброта являются для автора высшей правдой, перед которой служебный долг должен отступить.
Что является высшей правдой: чувство долга или сочувствие чужой беде?

Слайд 53

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 53
СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
| Формулировать – значит кратко и точно выражать мысли. В ЕГЭ при анализе исходного текста вы будете должны «кратко и точно» определить один из вопросов, который особенно интересовал автора при написании конкретного текста. Существуют разные способы формулирования проблем(ы). Назовем здесь самые востребованные и приведем конкретные примеры. Примеры формулировки проблемы в виде вопросительного предложения: Что является высшей правдой: чувство долга или сочувствие чужой беде? Способен ли сделать правильный нравственный выбор человек, зажатый в тиски крепостничества? Может ли оно окончательно искалечить человеческую душу, убить в ней доброту, сочувствие, любовь к ближнему – вечные нравственные ценности? Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять И. Тургенев, изображая Бирюка и крестьянина-порубщика, две трагические фигуры русской жизни середины 19 века. Можно ли оставаться человеком в условиях крепостного права? Что делает с человеком крепостничество? Именно над этими вопросами размышляет И. Тургенев в рассказе «Бирюк». ИЛИ Как совмещаются в одном человеке суровость и доброта, великодушие? Именно над этим вопросом заставляет нас поразмышлять И. Тургенев, создавая цельный образ Бирюка – героя одноименного художественного очерка из цикла «Записки охотника».. ИЛИ (сочетание так называемого именительного проблемы с вопросительными предложениями). Мера человечности в человеке... Есть ли она? Над этим вопросом заставляет задуматься своих читателей И.Тургенев, изображая Бирюка – героя одноименного очерка. Примеры формулировки проблемы в виде повествовательного предложения с использованием типовых конструкций, включающих слово «проблема»: И. Тургенев заставляет нас задуматься над проблемой нравственного выбора... ИЛИ И. Тургенев рассматривает проблему нравственного выбора. ИЛИ В рассказе И.Тургенева «Бирюк» центральной является проблема нравственного выбора.

Слайд 54

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 54
Проблема может быть
▪ поставлена; ▪ изложена; ▪ рассмотрена; ▪ выдвинута; ▪ затронута; ▪ поднята; ▪ сформулирована; ▪ исследована.

Слайд 55

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 55
Сделаем выводы, используя прием «Пресс»
МОЕ МНЕНИЕ
Изложите свою мысль: «Я считаю, что…»
2. Объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»
3. Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например,…»
4. Сделайте вывод: «Таким образом…»

Слайд 56

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 56
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение "В чем сущность нравственного выбора главного героя рассказа «Бирюк»?" или составить кроссворд из 7 вопросов (в электронном виде с ответами)

Слайд 57

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 57
ИСПОЛЬЗОВАНО
Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ» Ольховатского района Воронежской области Бурлуцкой Е.А. Разработка Натальи Ивановны Кулеш http://www.proshkolu.ru/user/natalalia/file/4713417/ Урок литературы. Сущность конфликта в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк». Ермилова Людмила Серафимовна Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 6 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. 112 с. Максимович Т. И., Межина Т. В., Кузнецов А. Ю., Пугачёв И. А. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сочинение: Теория и практика. Электронное издание М.: МЦНМО, 2015 - 192 с.
Автор работы – Бурмистрова Римма Анатольевна

Слайд 58

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 58
Отношение Тургенева к природе
У природы, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа — единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна — и горька — и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес — и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком» 2. Это убеждение прошло через всю жизнь Тургенева и завершилось созданием стихотворения в прозе «Природа».  И в «Бежином луге» природа для Тургенева двуликий Янус: она дает отраду тишины, просветление, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед ее простором, беспомощным перед ее таинственными силами. Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации http://www.sinykova.ru/biblioteka/marancman_literat_7kl_metod/7.html

Слайд 59

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 59
Стихотворение в прозе «ПРИРОДА»
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх. Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон: —  О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа. —  Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить. —  Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови: —  Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. —  Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова. —  Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне! Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся. Август, 1879

Слайд 60

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 60
Анализ стихотворения И.С.Тургенева "Природа"
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.  Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо. 

Слайд 61

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 61
Анализ стихотворения И.С.Тургенева "Природа"
Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала — одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию», в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь — это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии», ибо она вне разума.  Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.  Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро... разум... справедливость...— пролепетал я снова. — Это человеческие слова,— раздался железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!» 

Слайд 62

И.С. Тургенев «Бирюк» (уроки), слайд 62
Анализ стихотворения И.С.Тургенева "Природа"
Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры. Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. 
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.