Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Александр Николаевич островский (1823 – 1886)
Слайд 2
А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
В его пьесах вместилась вся Россия — её быт, нравы, история.
Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.
Слайд 3
1850 г.
Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»
Слайд 4
1853 г.
И. С. Тургенев: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..»
Слайд 5
1854 г.
Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении
г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица»
Слайд 6
1860 г.
М. М. Достоевский: «Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых».
Слайд 7
1868 г.
Е. Утин:
«Островский
почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера».
Слайд 9
В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко <...> но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
(«Новое время», 26 января 1879 г.).
1879 г.
Слайд 10
Пьеса «гроза»
1859
Слайд 11
История создания пьесы
На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.
Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»
Слайд 12
Смысл названия пьесы «Гроза»
Природное явление Гроза как природное явление становится
фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы
Социальное столкновение Столкновение убеждений консервативно
настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы
Слайд 13
Городок Калинов
Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…»
Слайд 14
Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...
(Кулигин)
Слайд 15
Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе
У кого деньги – у того и власть.
У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
Заставить лгать, приспосабливаться.
Законы, по которым строится жизнь в городе
У кого деньги – у того и власть.
У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
Заставить лгать, приспосабливаться.
«Тёмное царство»
Олицетворяют гнетущую власть.
Враги всего живого и нового.
Кабаниха, Дикой. Жертвы «тёмного царства»
Угнетённые и бесправные
Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.
Слайд 16
составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»
герои цитаты
«самодуры
русской жизни»
смирившиеся
приспособившиеся
Катерина
Кулигин
Слайд 17
Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”
герои цитаты
«самодуры
русской жизни» Кабаниха
Дикой «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»
смирившиеся Тихон
Борис «Где уж мне своей волей жить»
приспособившиеся Варвара
Кудряш «Лишь бы всё шито-крыто было…»
Катерина «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!» «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»
Слайд 18
Что привело к трагедии Катерины
Жизнь Катерины
в родительском доме Жизнь Катерины
в доме Кабановой
Сердечное отношение родных Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Постоянный духовный бунт
Относительная свобода Непонимание её натуры и стремлений Тихоном
Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная
впечатлительность,
романтическое отношение к жизни Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни;
страстное стремление к свободе, любви, счастью
Слайд 20
Нравственные проблемы:
Проблема человеческого достоинства
Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
Проблема семьи и семейных отношений
Слайд 21
Темы для сочинения
Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
Могла ли Катерина найти счастье в семье?
Слайд 22
А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе
Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
“Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.
Слайд 23
Кострома.
Государственный драматический театр
им. А.Н.Островского
Слайд 24
Государственный академический Ма́лый театр России — драматический театр в Москве.