Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А.Н.Островский. Драма «Гроза».
Подготовка к сочинению
Слайд 2
Темы сочинений
1.Нравы и быт русского купечества в драме “Гроза”.
2.Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”.
3.Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”.
4.Нравственные проблемы в драме “Гроза”.
5.Сила и слабость Катерины Кабановой.
6.Катерина и Варвара в драме “Гроза”.
Слайд 3
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островсеого “Гроза”
I.Вступление. “Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние общества отражено в судьбах обитателей Калинова - типичного русского патриархального провинциального города.
II.Главная часть. Жители Калинова.
1.Хозяева города, представители “темного царства”, самодуры (Дикой, Кабаниха, другие обитатели).
2. Герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш.
3. Слабые и безвольные герои: Тихон, Борис.
4. Герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. Кулигин.
5. Катерина как отражение разрушения старых нравственных устоев города.
III.Заключение. Калинов – типичный российский город с его «жестокими нравами»…
Слайд 4
Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островсеого “Гроза”
I.Вступление. “Гроза ” –…
II.Главная часть. Жителей Калинова можно разделить на несколько групп: хозяева; герои, готовые приспособиться к жизни города; слабые и безвольные; персонажи, стремящиеся что-либо изменить, а также Катерина.
К хозяевам относятся М.И.К. и С.П.Д., живущие по домостроевским законам, требующие от окружающих беспрекословного подчинения, невежественные, грубые. Например, Дикого называют «пронзительным мужиком», первым ругателем в городе, утверждая, что никто ему угодить не может, а Кудряш дополняет: «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?». О Кабанихе ещё до её появления на сцене узнаём от Кулигина, который говорит о ней так: «Ханжа..Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». И действительно, купчиха ест поедом близких, точит как ржа железо. Тихона упрекает в нелюбви к себе и требует: «Должен исполнять, что мать говорит…». А Катерине приказывает в ноги кланяться мужу при прощании, упрекает просто так, ни за что. Именно поэтому и близкие в семьях самодуров приспособились к жизни и терпят или лгут.
Варвара время разговора с Катериной говорит: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» и советует: «… делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон же в отличие от сестры - маменькин сынок - на упрёки матери смиренно произносит: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!...Да когда же я, маменька, не переносил от вас?..»
Слайд 5
Оформление цитат
1. Прямая речь:
А)[А: «П.»]. Базаров заявляет: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.»
Б) [«П, …!?»-а]. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры», - возразил П.П.Кирсанов на слова молодого нигилиста о народе.
Слайд 6
Оформление цитат
2.Цитата, прерываемая словами автора или вводными:
А) [«П,-а,-п.»] «Я живу в деревне, в глуши, - гордо произнёс П.П., - но я не роняю себя, я уважаю в себе человека»
Б) [«П, вводное, п»]. «Всякий человек, по мнению Е.Базарова, сам себя воспитать должен».
В) «Мой дед, - не без гордости заявлял Базаров, - землю пахал.»
Слайд 7
Оформление цитат
3.Замена прямой речи косвенной:
А) Базаров, отрицая искусство, утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит…».
Б)Аркадий говорит, что «сын отцу не судья…и в особенности такому отцу…».
Слайд 8
Стихотворные цитаты
1. Ф.И.Тютчев писал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
2. . Ф.И.Тютчев писал: «Не то, что мните вы, природа:// Не слепок, не бездушный лик —// В ней есть душа, в ней есть свобода,// В ней есть любовь, в ней есть язык…»
3. Ф.И.Тютчев писал о ночи: «…И нет преград меж ей и нами —//Вот отчего нам ночь страшна!»
Слайд 9
Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве»
1.Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отрицают они всякие требования разума…
2….Положение Диких, Кабановых и всех под обных им самодуров далеко уже не так спокойно и твердо, как было некогда, в блаженные времена патриархальных нравов.
3.Все мрачно, страшно вокруг …все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой…
Слайд 10
Проблематика драмы «Гроза»
1. Проблема отцов и детей.
2. Проблема самореализации.
3. Проблема власти.
4. Проблема любви.
5. Конфликт старого и нового.
Слайд 11
Проблема человеческого достоинства
Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
Проблема честности, справедливости и способности сделать нравственный выбор
Проблема настоящей любви
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»
Проблема свободы
Слайд 12
План
1. Вариант вступления. Проблематика – это … Назвать проблемы. Каждая из них важна как для отдельного человека, так и для всего общества.
2.Вариант заключения. Проблемы, поставленные А.Н.Островским значительные и вечные, они всегда будут волновать человечество. Поэтому драму «Гроза» можно считать произведением вне времени, а значит, пьеса будет всегда вызывать интерес.
Слайд 13
Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”
I.А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Пьесы о купечестве.
II. Купеческие семьи в драме “Гроза”.
Семья Кабановых. Взаимоотношения, роль Марфы Игнатьевны, домостроевские нормы жизни.
Семья Катерины. Отличие.
Роль Дикого в семье (о семье лишь в отдельных репликах)
Обобщенное изображение семейных отношений в городе (монологи Кулигина).
III. Трагический характер взаимоотношений в купеческой семье в переломный для судьбы России период.
Слайд 14
Совместимы ли истинная любовь и эгоизм?
Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм.
Александра Романова
Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.
Ф.М.Достоевский
Я не воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе.
Али Апшерони
Слайд 15
Эпиграф
1.Содержит основную мысль произведения (сочинения).
2.Пишется с правой стороны без кавычек.
3.Ссылка на автора внизу без точки.
4.Обязательно должен частично или полностью отозваться в работе (обычно во вступлении или заключении).
Слайд 16
Совместимы ли истинная любовь и эгоизм?
1.Совместимы ли..? На этот вопрос можно…На мой взгляд, настоящая…. Подтверждение этой мысли можно найти в драме…
2. Чувства Катерины раскрываются в её монологе во время разговора с…
Любит ли по-настоящему Борис точно не…По отдельным его репликам….
3. Истинность любви персонажей раскрывается, по-моему, в финальном эпизоде …
4. Следовательно, …(необходимо вернуться к началу сочинения).
Слайд 17
Оформление сочинения в тетради
Число
Сочинение
Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”
Все мрачно, страшно вокруг …все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой…
Н.А.ДОБРОЛЮБОВ
Слайд 18
Домашняя работа
1. Сочинение по «Грозе» в тетрадях
2.Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева читать. Принести роман к следующему уроку.