Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Образовательные результаты в новом ФГОС для основной школы
Автор-составитель: к. филос. н., доцент
Шелковникова Лариса Фёдоровна
Слайд 2
Структура нового ФГОС
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ;
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;
III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Слайд 3
ФГОС. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Слайд 4
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС:
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной· программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям.
Слайд 5
ФГОС. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Слайд 6
ФГОС. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства РФ;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка;
доступности получения качественного основного общего образования;
Слайд 7
ФГОС. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
преемственности основных образовательных программ;
духовно-нравственного развития обучающихся и сохранения их здоровья;
развития ГОУ в образовании;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы;
условий создания личностно значимой деятельности.
Слайд 8
ФГОС. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Слайд 9
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, российского народа, человечества;
активно познающий мир, осознающий ценность труда;
Слайд 10
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования, способный применять знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, нравственные ценности;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий.
Слайд 11
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Слайд 12
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Слайд 13
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Слайд 14
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Слайд 15
Личностные результаты должны отражать:
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, ценностям народов России и народов мира, готовности к диалогу;
5) освоение социальных норм, правил поведения,, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
Слайд 16
Личностные результаты должны отражать:
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общснии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 17
Личностные результаты должны отражать:
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 18
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Слайд 19
Метапредметные результаты должны отражать:
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Слайд 20
Метапредметные результаты должны отражать:
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Слайд 21
Метапредметные результаты должны отражать:
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 22
Предметные результаты
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Слайд 23
Предметные результаты: русский язык
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с людьми;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
Слайд 24
Предметные результаты: русский язык
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
Слайд 25
Предметные результаты: русский язык
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Слайд 26
Предметные результаты: литература
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
Слайд 27
Предметные результаты: литература
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Слайд 28
Предметные результаты: литература
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном про изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.