Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Образовательная среда школы
для адаптации пятиклассников
НА ПУТИ К НОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
Слайд 2
Трудности пятиклассников связаны со
сменой социальной обстановки;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
отличием систем и форм обучения;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Слайд 3
Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой
Адаптация – приспособление.
социальная
психическая
УЧЕБНАЯ
Слайд 5
Адаптация – приспособление.
социальная
психическая
УЧЕБНАЯ
АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Слайд 6
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность)
Появление
признаков
тревожности
ухудшение
здоровья
Отчуждение
от школы,
семьи
Снижение
интереса
к обучению,
успеваемости
Неблагоприятный
социальный статус
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
Нарушение
взаимоотношений
со сверстниками,
учителями
Слайд 7
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность)
Слайд 8
Я-ОБРАЗ ШКОЛЬНИКА
Физическое Я-
тело, внешность, физическое состояние
Волевое Я цели, целеполагание
Эмоциональное Я чувства, переживания, настроения
Интеллектуальное Я мир мыслей
Практически- действенное Я конкретные действия, поступки
Слайд 9
ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ НОВОГО СТАНДАРТА!!!
Слайд 10
РЕБЕНОК -
СУБЪЕКТ
ОБУЧЕНИЯ
ГИБКОСТЬ
УСЛОВИЙ
СРЕДЫ
ЛИЦЕЯ
Что-то не так…
Слайд 11
Индикаторы готовности к обучению в средней школе
Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала
Произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал
Развитая творческо-поисковая активность
Способность к сотрудничеству
Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками
Ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Слайд 12
Задачи коллектива в период адаптации школьников 5 классов
Реализация Программы мероприятий по успешной адаптации учащихся пролицейских 5-х классов;
обеспечение благоприятного переходного периода для учащихся как здоровьесберегающего, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
создание единой группы классных наставников, педагогов-предметников, «команды» с общими взглядами на проблемы адаптации, компетентностью в её успешной реализации;
создание учебных ситуаций, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу);
создание условий для начальной проектной, исследовательской деятельности учащихся как составляющих метапредметных подходов в образовании
проведение анализа сформированности общеучебных, познавательных, коммуникативных умений, определение путей коррекции результатов.
Слайд 14
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптпции
рациональное чередование видов деятельности:
игра
дидактическая,
сюжетно-ролевая,
имитационная,
дискуссия
минилекция
практикум
консультация
выставка
творческий
отчет
www. setlab.ru
Слайд 15
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптпции
индивидуальные, групповые формы работы
нестандартная ситуация на уроке
пик умственной активности – вторая половина урока
оптимальный темп и ритм урока
нет - шумовым раздражителям
динамические паузы
атмосфера доброжелательности, искренности
своевременное окончание урока
Слайд 16
НЕГАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
информационные перегрузки
несовершенная организация учебной деятельности
авторитарно - репродуктивная система обучения
рассогласованность требований к предмету
жесткость и неточность контрольно-оценочных действий учителя,
низкий уровень психологической, валеологической компетентности педагогов
недостаточная двигательная активность учащихся
отсутствие системы здоровьесбережения школьника
Слайд 17
Причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы в основную
Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно Для среднего звена характерна деиндивидуализация, «обезличивание» в подходе к ученику учителем-предметником
2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования
Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику)
4. Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов
4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность
Слайд 18
ЧТО СДЕЛАЕТ КОМФОРТНЫМ ПРЕБЫВАНИЕ МОЕГО УЧЕНИКА В школе?
Самореализация ребёнка на основе уважения к нему.
Непрерывный процесс общения.
Яркие жизненные примеры, «выходы» за пределы учебника, кабинета для программы развития каждого ребенка.
Педагогический оптимизм.
Упор не на сиюминутные, а на вечные ценности