Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование современных образовательных технологий. Здоровьесбережение учащихся начальной школы.
Голубцова
Елена Юрьевна
Слайд 2
Актуальность проблемы
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Слайд 3
Школьные факторы риска :
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 4
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые
способствуют развитию хронических болезней.
Слайд 5
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а совокупностью различных факторов.
Слайд 6
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.)
Фактическая учебная школьная нагрузка составляет в начальной школе в среднем 6 - 6,5 часа в день.
Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного ученика начальной школы– 9 – 10 часов.
Слайд 7
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.
По данным Минобразования
в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%), а
содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области не уменьшились.
Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Слайд 8
Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Слайд 9
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Слайд 10
Здоровьесберегающие
технологии
1. Технологии,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного
процесса
3. Психолого-
педагогические
технологии,
используемые
на уроках
и во внеурочной
деятельности
2.Технологии
оптимальной
организации
учебного
процесса
и физической
активности
школьников
Слайд 11
1. Соблюдение СанПиНов в части гигиенических требований к организации учебного процесса:
рассаживаем детей за парты в соответствии с рекомендациями медицинских работников;
следим за формированием правильной рабочей позы у учащихся;
не менее двух раз за учебный год обучающиеся, сидящие на крайних рядах (1 и 3 ряды), меняются местами;
соблюдаем требования к естественному и искусственному освещению (при работе учащихся на местах – 500лк, при использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведения записи в тетради – 300лк);
распологаем мебель в классной комнате в соответствии с требованиями СанПиНов;
соблюдаем воздушно-тепловой режим (18-24 С), проветриваем учебного помещения во время перемен;
следим за соблюдением требований к продолжительности непрерывного использования ТСО на уроке.
Слайд 12
2. Рациональная организация двигательного режима учащихся
Динамические паузы;
Музыкальные физкультминутки;
Гимнастика для глаз;
Чередование поз учащихся в соответствии с чередованием видов учебной деятельности (слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, практическая работа)
Слайд 13
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Правильное использование каналов восприятия;
Учет зоны работоспособности учащихся;
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Слайд 14
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения;
Создание благоприятного психологического климата на уроке;
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Педагогика сотрудничества ;
Технологии развивающего обучения;
Технология уровневой дифференциации обучения ;
Технология психологического сопровождения учебной группы .
Слайд 15
Выводы:
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.