Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Кризис трех лет – период «упрямого детства».
Слайд 2
Кризис – переломный момент в жизни человека, движущая сила развития, этап смены ведущей деятельности ребенка. Это обязательный и закономерный этап развития личности в онтогенезе, обнаруживающий себя в появлении личностных новообразований, формирование характера.
Виды кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. Названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от
конкретного ребенка и условий его жизни.
Слайд 3
Основные критерии кризисов:
«Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени не отчетливы. Период кризиса возникает незаметно, характерным является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка снижается работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями.
Слайд 4
Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.
Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш или трудный подросток.
Однако каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления - и положительные, и отрицательные.
Слайд 5
Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований - возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим.
при рождении малыша - происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций.
кризис одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.
кризис трех лет - возникновение нового
чувства «Я». «Я сам», появление «личного
действия».
Слайд 6
Кризис 3 – х лет – это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я». – Д. Эльконин
Кризис 3 – х лет - важный этап в психологическом развитии, знаменующий переход на новую ступеньку – дошкольное детство, который охватывает все сферы психологического бытия – общение, деятельность, практические навыки. Это возраст, когда, по мнению Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней
качества - независимость,
самостоятельность.
Слайд 7
Отделение себя от других людей, осознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.
Слайд 8
Эльза Келер «О личности трехлетнего ребенка»
Симптомы кризиса:
Негативизм – отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.
Упрямство - реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы
с этой личностью считались.
Обесценивание взрослых.
Слайд 9
Строптивость – протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет сам что-то делать. Это самостоятельность намерения, замысла.
Протест – бунт – проявляется в частых ссорах с родителями, «состояние войны».
Стремление к деспотизму – проявление деспотической власти по отношению ко всему окружающему и изыскивание
для этого множества способов.
Слайд 10
Результат кризиса трех лет - гордость за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями.
Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем:
во-первых, ребенок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности - настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи.
Слайд 11
Во-вторых, появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность.
В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.
Слайд 12
«Тяжело в ученье, легко в бою».
Спокойствие, только спокойствие. Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Рекомендации к поведению в таких ситуациях : ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания.
Метод проб и ошибок. Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире».
Слайд 13
Адекватная самооценка, уверенность все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Необходимо дать возможность малышу делать ошибки.
Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности.
Свобода выбора. Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько человек чувствует себя свободными в той или иной ситуации.
Необходимо дать право выбора.
Слайд 14
Что наша жизнь? Игра! Возросшая самостоятельность. Ребёнок хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время.
Преодолеть кризис, сделать его менее болезненным можно с помощью игры. Эрик Эриксон сравнил игру с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.
Слайд 15
Ведущий вид деятельности - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игровые действия – действия со значениями, носят изобразительный характер.
У ребенка к 3 годам появляется потребность в сверстниках (сюжетно – ролевые
Игры, шалости).