Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ Тунгалинская СОШ
Адаптация к пятому классу
Учитель русского языка и литературы Якимова Марина Валерьевна
Слайд 2
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 3
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
Слайд 4
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Слайд 5
они испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:
Слайд 6
Существенные психологические изменения 5-го класса:
Занятия проходят в разных кабинетах.
В расписании появились названия незнакомых предметов
И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.
Слайд 7
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ—
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Слайд 8
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала:
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником
Слайд 9
Физиологические изменения.
Неуверенность в себе.
Отсутствие способностей.
Личные проблемы.
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Отсутствие интереса.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
Слайд 10
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения- 0 человек
II — высокий уровень мотивации учения-3 человека
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения-3 человека
IV — сниженный уровень мотивации учения-1 человек
V — низкий уровень мотивации учения-0 человек
Преобладает высокий и средний уровень мотивации учения, сниженный уровень мотивации учения у одного ребенка.
Слайд 11
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов
У — учебный мотив- 5 человек, второй по значимости мотив
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив-7 человек-ведущий мотив,
О — оценочный мотив-1 человек, второй по значимости мотив
И — игровой мотив;
В — внешний мотив-1 человек, второй по значимости мотив
ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности
Слайд 12
диагностики уровня школьной тревожности
участвовало 6 обучающихся
Слайд 13
1. Общая тревожность в школе-4 человека- низкий уровень
1-повышенный уровень
1-высокий уровень
2. Переживание социального стресса- 1-повышенный уровень
5- низкий уровень
3. Фрустрация потребности в достижение успеха-
6-низкий уровень
4. Страх самовыражения 1-высокий уровень(более 75%)
1- повышенный уровень
4- низкий уровень
Слайд 14
5. Страх ситуации проверки знаний- 3-высокий уровень
(100%-1, 2-75%)
3-низкий уровень (менее 50%)
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
2-повышенный уровень
4- низкий уровень
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
2-повышенный уровень
4- низкий уровень
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
6- низкий уровень( менее 50%)
Слайд 15
Результаты анализа теста «Несуществующее животное»
После анализа рисунков всех детей, были сделаны следующие выводы: по наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 50% детей наблюдается показатель хорошего контроля аффективности, у 50% детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки, что свидетельствует о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности. У 33% детей прямые символы агрессии отсутствуют. У 17% детей, нарисовавших шипы, панцири, наблюдается защитно - ответная форма агрессии. У 50 % детей, нарисовавших когти, рога, щетину, проявляется враждебная агрессия в той или иной степени
Слайд 16
. 66% детей изобразили в рисунке направление головы влево или в анфас, что свидетельствует о тенденции детей к рефлексии, к размышлению и нередко это также нерешительность, страх перед активными действиями, а 33 % детей - направление головы вправо , что говорит об устойчивой тенденция к действию, ребенок настроен на реализацию своих установок и намерений. Ни один ребенок не изобразил орудия нападения. Большая часть рисунков представляет форму «готового» существующего животного, к которому лишь приделываются «готовые детали», чтобы существующее животное стало несуществующим. Это свидетельствует о банальности, отсутствии творческого начала.
По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 6 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии: спонтанная, защитно-ответная (оборонительная).
Слайд 17
Анкета для родителей по адаптации обучающихся 5 класса
1. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок справляется с усвоением школьного учебного материала? (Выберите только один вариант ответа)
-Допускает редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой-3 человека
-Допускает небольшие помарки, единичные ошибки-4 человека
2. Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок выполняет школьные задания. (Выберите только один вариант ответа)
-Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию-1 человек
-Иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для его завершения -3 человека
-. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений-3 человека
3. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок при выполнении школьных заданий? (Выберите только один вариант ответа)
-. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого- 2 человека
-Ребёнок иногда обращается за помощью к взрослому, но чаще выполняет задания сам-3 человека
- Ребёнок работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого-3 человека
Слайд 18
4. С каким настроением чаще всего Ваш ребёнок ходит в школу? (Выберите только один вариант ответа)
- У ребёнка бывают проявления отрицательных эмоций:тревожность, огорчение, иногда страх
обидчивость, вспыльчивость, раздражительность-1 человек
- У ребёнка иногда бывают проявления сниженного настроения-3 человека
- Ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения-3 человека
5. Определите, пожалуйста, повысилась, понизилась или осталась на прежнем уровне, по сравнению с 4 классом, успеваемость Вашего ребёнка.
- Успеваемость понизилась-6 человек
- Затрудняюсь ответить-1 человек
6. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками. (Выберите только один вариант ответа)
- Ребёнок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети-2 человека
- Ребёнок общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых-5 человек
Слайд 19
7. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с классным руководителем. (Выберите только один вариант ответа)
- Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам-3 человека
- Стремится выполнять все требования учителя, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью-1 человек
- Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним-2 человека
1человек не выбрал вариант ответа.
8. Оцените, пожалуйста, уровень адаптации Вашего ребёнка к школе на данный момент.
-Средний уровень адаптации-6 человек
1человек не выбрал вариант ответа.
9. Как Вы считаете, что необходимо сделать в школе, для облегчения адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. (Напишите)_______________________
__Поменьше уроков и дом.заданий__
__Снизить количество уроков в день__
Слайд 20
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег
Слайд 21
Спасибо за внимание!