Презентация - Как решить задачу по истории


Как решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по историиКак решить задачу по истории
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Как решить задачу по истории. Задание - задача. ОГЭ. История.
Задание № 33 является заданием – задачей на анализ исторической ситуации и нацелено на проверку умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. Задание построено так: даны черты эпохи, в контекст которой вписана жизнь «маленького» человека (крестьянина, колхозника и т.д.) выйти на анализ эпохи, повлиявшей на его жизнь

Слайд 2

Структура задания 33. Условие задачи. Очень четкое. Дано:1) Конкретная историческая ситуация; 2) абстрактный простой человек определённой эпохи, например колхозник, Вопрос: 1) установить причинно-следственные связи; 2)проанализировать ситуацию
«Оживляем» историю, т.е.не только изучаем характерные черты эпохи, но и их влияние на жизнь различных слоев населения: от правителей страны до простых крестьян. Задание-задача 33 вызывает определенные трудности.

Слайд 3

Классификация задач: 1 вид: по модели условия 2 вид: по конструкции требования.
1 вид. Условие содержит: - проблемную ситуацию правового, экономического, социального бытового и иного характера; - социальный факт (явление); - статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы (в том числе дать анализ или интерпретацию данных, представленных либо в виде диаграммы, либо в виде таблицы); - проблемное (спорное) высказывание (суждение); - схему.
2 вид. По характеру требования: - ответить на несколько взаимосвязанных вопросов; - подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами суждение, приводимое в условии; - сформулировать ответ на вопрос и привести соответствующие аргументы (доказательства, обоснования и т.п.); - интерпретировать данные условия.

Слайд 4

Интерпретацию понимаем широко. План: 1) сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы; 2) определить социальный объект и привести несколько доказательств; 3)определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте); 4) сделать несколько выводов

Слайд 5

Необходимые умения: 1)умение анализировать состав задачи; 2) умение определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде; 3) умение выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания и установить контекст затронутой проблемы; умение переформулировать задачу: на основе актуализации дополнительной информации выдвинуть новое требование, при этом выделить новые свойства объекта через соединение явного с привнесенными данными. Важно учить старшеклассников находить подходы к задачам, методы решения которых им еще неизвестны (выходить за пределы собственных знаний и умений);

Слайд 6

Общие подходы к решению задачи 1) составляем план решения; 2) аргументируем промежуточные выводы; 3) выделяем обобщенный алгоритм решения (если это возможно); 4)производим ретроспективный анализ после нахождения верного решения.
Пример задания 33 33. Делегат партийного съезда вспоминал, что 25 февраля, на заключительном заседании, где Первый секретарь ЦК КПСС читал «секретный доклад», посвящённый его предшественнику на этом посту, несколько делегатов, поражённых содержанием доклада, упали в обморок. 1. На каком съезде происходили описываемые события? 2. Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада. 3. Что так поразило в докладе делегатов съезда?

Слайд 7

Критерии оценки
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) XX съезд КПСС; 2) Н.С. Хрущёв; 3) впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчётах и порочных методах руководства, допущенных по воле И.В. Сталина – человека, который совсем недавно казался непогрешимым. (может быть указана другая верная формулировка)
Верно названы 3 элемента ответа 3
Верно названы любые 2 элемента ответа 2
Верно назван любой 1 элемент ответа 1
Ответ неверный 0
Максимальный балл 3

Слайд 8

Пример задания 33 33. В феврале 1730 г. российская императрица в присутствии приближенных надорвала подписанные ею ранее бумаги, которые ограничивали её права. Так провалилась попытка ограничения самодержавия. 1. Укажите имя императрицы, упомянутой в описании исторической ситуации. 2. Укажите название документа, о котором идёт речь. 3. Почему попытка ограничения монархии в России в 1730 г. потерпела неудачу?
Пример задания 33 33. В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?» 1. Укажите век, когда могли произойти описанные события. 2. Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город? 3. Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?

Слайд 9

Критерии оценивания
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) имя императрицы – Анна Иоанновна (Ивановна); 2) документ – Кондиции; 3) причина, например: дворянство не поддержало «затейку верховников», опасаясь всевластия аристократов (может быть названа другая верная причина)
Верно названы 3 элемента ответа 3
Верно названы 2 любые элемента ответа 2
Верно назван 1 любой элемент ответа 1
Ответ неверный 0
Максимальный балл 3

Слайд 10

Критерии ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) век, к которому относятся события, – XIII в.; 2) народ: монголы или монголо-татары; 3) причина – отсутствие политического и военного единства в русских землях (может быть названа другая верная причина)
Верно названы 3 элемента ответа 3
Верно названы любые 2 элемента ответа 2
Верно назван 1 любой элемент ответа 1
Ответ неверный 0
Максимальный балл 3

Слайд 11

Памятка-алгоритм для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. 2. Соотнесите вопросы (предписания), сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно это противоречие может подсказать путь решения). 3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условиями задачи. 4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом. 5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения. 6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречия между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; можно ли считать предложены путь решения единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.  

Слайд 12

Пример задания 33 3 3. Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно. 1) Укажите год, когда могли произойти указанные события. 2) Почему произошло ослабление местной и центральной власти, которым воспользовались крестьяне? 3) Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?
Пример задания 33 3 3.Дочь польского воеводы вышла замуж за русского царя. На свадебном пиру, состоявшемся в мае, русские бояре с удивлением наблюдали, как молодожены - царь и царица - ели не руками, как было заведено, а при помощи вилок. Но совсем скоро произошло событие, после которого молодой полячке пришлось покинуть Москву, а прием пищи при помощи вилок был поставлен ей и ее мужу в вину: «раз царь с царицею едят не руками, а какой-то рогатиной, значит они не русские и не монархи». 1.Укаите царя, за которого вышла замуж дочь польского воеводы. 2.Укаите название периода истории нашей страны, когда произошли описанные события. 3.Назовите событие, после которого полячке пришлось покинуть страну и еда при помощи вилок была поставлена ей в вину.

Слайд 13

Успехов!