Презентация - Храмы Каменского района (5 класс)


Нажмите для просмотра
Храмы Каменского района (5 класс)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ХРАМЫ КАМЕНСКОГО РАЙОНА

Слайд 2

Верхние Марки. Церковь Воздвижения Креста Господня Расположена в центре села, на обширном открытом пространстве. Кирпичная церковь была выстроена в 1863 году по типовому для сел Воронежской губернии того периода проекту. В объемной композиции доминирует куб храмовой части с аттиковым ярусом над которым возвышалась главка (утрачена). К храму примыкают полукруглая апсида и прямоугольная бесстолпная трапезная. Колокольня с боковыми объемами, вплотную примыкающая к трапезной, завершала композицию с запада. В фасадном декоре использованы крупномасштабные элементы русского стиля, заимствованные из образцовых проектов церквей 50-х гг 19в., предложенных К.А.Тоном. В завершении первого яруса церкви размещен опоясывающий простой рамочный фриз. Углы объемов выделены лопатками. Лопатки же членят северный и южный фасады храма на три прясла, завершенные в поле аттикового яруса крупными килевидными кокошниками. Стены церкви равномерно прорезаны крупными арочными проемами в узких рамках, с килевидными архивольтами на импостах. Внутри ядро храма перекрыто четырехгранным со световым кольцом сводом, апсида - конхой. Оконные проемы заключены в глубокие, начинающиеся от пола, ниши. Отделка интерьеров полностью утрачена. Церковь была закрыта в 1930-е годы. Использовалась под зерносклад. В 1994г. поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.

Слайд 3

Дегтярное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Успения Божией Матери. Небольшая кирпичная церковь расположена в центре села на открытом пространстве, доминирует в ландшафте на 10-15 километров. Построенная в 1881 году, церковь является интересным памятником периода стилизаторства в эклектике конца 19в. Все в архитектуре этой церкви стилизовано под формы классицизма. Объемная композиция предельно проста: храмовая часть-восьмерик на четверике – повышена. Ее акцентировали утраченные ныне четырехколонные портики с треугольными фронтонами. К четверику храма примыкают равновысокие прямоугольные апсида и трапезная. Четверик первого яруса колокольни с боковыми объемами, несколько шире трапезной, повышен полуярусом на который поставлен высокий восьмерик яруса звона, также с небольшим аттиковым ярусом. Завершение колокольни утрачено, также как и купол главы храма. Западный портал был акцентирован двухколонным портиком. Пилястры с филенками, широкий двухрядный фриз, часторасположенные большие арочные окна в рамках, с треугольными сандриками и подоконными филенками придают фасадам церкви эклектичную декоративную насыщенность. Внутри храмовая часть перекрыта восьмилотковым сводом, алтарь- трехлотковым, а трапезная цилиндрическим сводом. В 1930-е годы церковь была закрыта. В 1994г. эта церковь поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области

Слайд 4

Пилипы. Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Казанской иконы Божией Матери Кирпичная церковь была выстроена в 1904-12гг в центре села на холме. Ее стройный силуэт доминирует в окружающем ландшафте. Объемно-планировочная композиция имеет крестообразную структуру. Высокий четверик средокрестия несет световой восьмерик главы храма, завершенный шлемовидным куполом и главкой. Ветви креста – прямоугольные трапезная, боковые притворы и пятигранная апсида - равновысокие. Нижний ярус четырехъярусной колокольни несколько шире трапезной. Над четвериком глухого второго яруса возвышаются два четверика яруса звонов, купольная кровля с главкой. Западный вход в церковь был оформлен крыльцом с четырьмя кубовидными колоннами. Насыщенный крупномасштабный декор фасадов включает стилизованные элементы византийской и романской архитектуры. Углы объемов подчеркнуты огибающими лопатками, рустованными до половины высоты. Угловые лопатки восьмерика храма и верхнего яруса колокольни декорированы сухариками. Четверики храма и второго яруса колокольни завершены широкими фризами с филенками. Северные и южные торцевые фасады притворов и первого яруса колокольни завершены щипцами с аркатурными фризами. Поле этих фасадов выше цоколя рустовано. Арочные окна церкви обрамлены трехчетвертными колонками и также рустованными архивольтами. Над проемами звона верхнего яруса колокольни возвышаются перспективные архивольты, соединенные с венчающим карнизом. В декоре колокольни выделяются крупные филенчатые кресты. На окнах сохранились кованные металлические решетки с орнаментом из копий и колец. Внутри четверики храма и нижнего яруса колокольни перекрыты сомкнутыми восьмилотковыми сводами, притворы и трапезная – лучковыми сводами, апсида –граненой конхой. В 1930-е годы церковь была закрыта и до настоящего времени используется под склад. От 23.05.2008. Уже не используется даже под склад. Разрушается.

Слайд 5

Сончино. Церковь Троицы Живоначальной Церковь Святой Троицы. Небольшая приходская кирпичная церковь была выстроена в центре села в 1863 году. Имеет крестообразную структуру. Повышенный четверик храмовой части завершен четырехгранной кровлей над которой возвышается невысокий восьмигранный световой барабан. Ветви креста – полукруглая апсида, короткая трапезная и боковые притворы – равновысокие. Колокольня не сохранилась. Декор фасадов предельно лаконичен. Углы подчеркнуты лопатками, стены объемов завершены опоясывающим простым фризом. Проемы восьмерика арочные, остальные – с лучковыми перемычками. Внутри храмовая часть перекрыта восьмилотковым со световым кольцом сводом, апсида – конхой, трапезная – цилиндрическим сводом, притворы - парусными сводами. С 1930-х по начало 1990-х годов церковь использовалась под склад. Ныне восстанавливается, проводятся службы.

Слайд 6

Трехстенки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь расположена в центре села на высоком холме. Территория обнесена кирпичной оградой с воротами. Кирпичная церковь Успения была построена в 1856 году, в 1881 году пристроена колокольня. Кубический двухсветный объем храмовой части увенчан небольшим цилиндрическим световым барабаном с луковичным куполом. К храму примыкают пониженные равновысокие прямоугольная трапезная и полукруглая апсида. Нижний ярус двухъярусной колокольни несколько шире трапезной, образован повышенным четвериком с боковыми объемами и крытым крыльцом западного входа. Ярус звона колокольни – восьмерик с широкими фасадными гранями. Венчает колокольню восьмигранный шатер с луковичной главкой. Углы всех фасадов подчеркнуты лопатками с филенками. Объемы завершены сильно вынесенным карнизом. Северный и южный фасады четверика храма в нижней части декорированы филенками. Все проемы арочные, в рамках, с килевидными архивольтами на кронштейнах. Проемы светового барабана объединены подоконной полкой. В декоре колокольни черты русского стиля более выражены. Северный и южный фасады нижнего яруса завершены аттиками - закомарами. Сдвоенные окна объединены широкими килевидными наличниками. Грани яруса звона венчают килевидные кокошники, образующие венец в основании шатра. В фасадном декоре церкви применена настенная живопись по штукатурке: в ложных окнах диагональных граней светового барабана – изображения Апостолов; в средней нише апсиды – икона Божией Матери; над западным входом, в полукруглой нише - изображение Тайной вечери. Внутри храмовая часть перекрыта четырехлотковым со световым кольцом и распалубками над окнами второго света сводом; алтарь – конхой; трапезная – цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Подколокольное пространство первого яруса имеет парусный свод, а западное крыльцо – цилиндрический перекрытие. На стенах в трапезной и алтаре – маслянные росписи, обновленные в 20 в. Иконостас трехъярусный, рамы деревянные, резные, позолоченные. Аналогичные рамы у всех основных икон церкви. В 1994г. эта церковь поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.