Презентация - Предмет и задачи раздела «История первобытного общества»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Предмет и задачи раздела «История первобытного общества»
Распечатать
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 51
  • Просмотров: 4671
  • Скачиваний: 2039
  • Размер: 38.62 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 1

Слайд 2

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 2
План раскрытия темы: Место истории первобытного общества в курсе мировой истории Хронология первобытной истории. Методы реконструкции первобытной истории Экономика и культура первобытного строя

Слайд 3

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 3
Первоначальное значение слова «история» относится к древнегреческому означавшему «расследование», «узнавание», «установление». Она отождествлялась с установлением подлинности и достоверности событий. Более поздно этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Впоследствии историей начали называть вообще всякий рассказ о чём-либо, о случае, который будь ли он действительным или вымышленным. Сейчас мы используем понятие «история» в двух смыслах: во-первых, как рассказ, повествующий об историческом прошлом, во-вторых, как науку и учебную дисциплину, изучающую исторического прошлое человечества.

Слайд 4

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 4
Карта Европы и Северной Африки в первобытную эпоху

Слайд 5

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 5
Внешний облик кроманьонца

Слайд 6

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 6
Источники: - археология (изучает прошлое по остаткам предметов, находящихся в земле) - этнография (изучает прошлое по живым культурам) - палеоантропология (изучает физический облик человека на разных стадиях эволюции)

Слайд 7

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 7
Археология (изучает прошлое по остаткам предметов, находящихся в земле) Орудия, украшенные рельефами. Кость (из пещеры Истюриц, департамент Нижние Пиренеи, Франция). Неолит. Частное собрание. Париж Мадленские орудия из Франции (по Булю) Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.

Слайд 8

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 8
Этнография (изучает прошлое по живым культурам) «Быки». 15—11-е тыс. до н. э. Роспись пещеры Ласко. Франция Венера Виллендорфская , 22-24 тысячи лет до нашей эры.

Слайд 9

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 9
Палеоантропология (изучает физический облик человека на разных стадиях эволюции) Нижняя челюсть атлантропа из Тернифина Мальчик из Тешик-Таша. Реконструкция М. М. Герасимова

Слайд 10

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 10
Некоторые наиболее известные места находок предков человека Эволюция гоминид

Слайд 11

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 11
Хронология первобытной истории Хронология – это последовательное развитие событий в ходе истории.

Слайд 12

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 12
Карта распространения человеческих рас на Земле. Отпечатки рук первобытного человека. 30—21-е тыс. до н. э.

Слайд 13

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 13
Основные методы изучения первобытной истории 1. Метод реконструкции 2. Метод аналогий 3. Метод математических измерений 4. Метод обобщения 5. Сравнительный метод 6. Метод радиоуглеродного анализа

Слайд 14

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 14
Основные функции изучения курса 1. Познавательная 2. Воспитательная 3. Социального подхода 4. Практически-политическая

Слайд 15

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 15
«Леопарды». Наскальный рельеф Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

Слайд 16

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 16
Орудия нижнего палеолита. Слева Эфиопия (хабилис, 2,6 млн. лет), справа вверху Кения (питекантроп, 1,5 млн. лет), справа внизу Китай (синантроп, 400 тыс. лет) Ашельские орудия

Слайд 17

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 17
1. Основа изучения других этапов развития человеческого общества 2. Именно в истории первобытного общества таятся разгадки последующих событий, исторических процессов 3. Не разобравшись с прошлым, мы не можем двигаться вперед Теоретическое и практическое значение истории первобытного общества

Слайд 18

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 18
Охота неандертальцев на пещерных. По З. Буриану Синантропы. Реконструкция Р. Каррингтона Процесс откалывания от призматического нуклеуса

Слайд 19

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 19
Западноевропейская неолитическая керамика Трипольские женские статуэтки

Слайд 20

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 20
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДМ 1. История первобытного общества взаимосвязана, а точнее является неотъемлемой частью всеобщей истории. 2. История первобытного общества, является первой ступенькой при подъеме к высшим знаниям всей истории. 3. Для приобщения к историческому прошлому, необходимо не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, интерес к уникальным памятникам древнего искусства и словесности, 4. Неотъемлемая часть сегодняшней жизни, в какой-то степени определенная мера оценки настоящего сквозь призму исторического опыта. 5. История не подлежит изучению и её нельзя знать «кусками», она никогда не прерывается. Таким образом, успехи последующих цивилизаций трудно представить без достижения предшествующего общества.

Слайд 21

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 21
Хронология первобытной истории. Методы реконструкции первобытной истории. Вопрос 2:

Слайд 22

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 22
Первобытная эпоха – наиболее длительный период в истории человечества. Его продолжительность оценивается в 3-5 миллионов лет: от времени появления человека до возникновения первых древневосточных государств. За это время человек научился пользоваться орудиями труда, создавать их своими руками, и с помощью их преобразовывать окружающий его мир. Помимо производства орудий труда материальная культура древнего человека тесно связано с созданием жилищ. Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. Так, например обнаруженные на территории Франции остатки 21 сезонного стойбища датируются около 150 тыс. лет. Основные общепринятые периоды истории первобытного общества в мировой классификации.

Слайд 23

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 23
Первобытная эпоха характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным совершенствованием орудий труда, отсутствием частной собственности, социально-экономическим равенством. В дальнейшем темп развития человеческой культуры ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Ускорению темпов развития также способствовали изменения климатических условий. Колоссальный ледник накрывший большую часть земли около 100 тысяч лет назад и создавший суровый климат, повлиял на растительный и животный мир, а также на самого человека. Изменились не только условия жизни, но и сам человек. Ледник разделил мир древнего человека на три периода: доледниковый, ледниковый послеледниковый. Условия развития первобытного строя

Слайд 24

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 24
Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – это археоантропы, в ледниковый – палеоантропы. В послеледниковый период появились неоантропы или тип современного человека. Таким образом, первобытная эпоха – это история возникновения, становления и развития человека, от животной стадии до появления разумного человека. Архетипы человека

Слайд 25

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 25
Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Л. Г. Морганом. Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя —с возникно вения рыболовства и применения огня, высшая —с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распрост ранением керамики, к средней —освоением земледелия и скотовод ства, к высшей — внедрением железа. С изобретением иероглифи ческого или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации. Периодизация первобытной истории.

Слайд 26

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 26
Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. 1. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства — как время производящего хозяйства. 2. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального, соответствующего ни зшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было намечено им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 3. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расши рение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой исторической периодизации первобытной истории. Маркс и Энгельс о первобытном строе

Слайд 27

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 27
1. Ряд таких периодизаций был предложен в отечественной науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее проду манные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяс нилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть позднепервобытных племен уже освоила плавку железа. 2. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производи тельных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистиче ского принципа периодизации. 3. Поэтому ученые, и прежде всего этнологи, обратились к критерию, на котором основано членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в част ности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собст венности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и перво бытной соседской общины. Этапы первобытного строя

Слайд 28

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 28
Научная реконструкция первобытности – не произвольное соединение разнородных элементов, и, подобно любому подлинному историческому исследованию, она должна опираться на известные методологические основы и принципы. Необходимо, следовательно, сформулировать теоретические основы синтеза археологических и этнографических источников для построения истории первобытного общества. Некритическое, неразборчивое привлечение материалов этнографии (беру все, что меня устраивает, безразлично – научно обоснованно это или нет) – оборотная сторона отрицания значения этнографических материалов (отвергаю все, что меня не устраивает, что противоречит моим представлениям о первобытности). Методы реконструкции первобытной истории.

Слайд 29

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 29

Слайд 30

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 30

Слайд 31

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 31

Слайд 32

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 32

Слайд 33

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 33

Слайд 34

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 34

Слайд 35

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 35

Слайд 36

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 36
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 37

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 37
Теории возникновения искусства: Теория «Чистого искусства». Корни искусства лежат в сознании людей или дарованы людям свыше. Искусство и трудовая деятельность развивались одновременно. Ф. Энгельс Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер. Человек (художник) создавал произве дения искусства инстинктивно. С. Рейнак выдвинул теорию происхождения искусства из религии, в первую очередь из ма гических верований. З . Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Искусство возникло в стремлении передать опыт будущим поколениям.

Слайд 38

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 38
ПЕРИОДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА Эпоха палеолита – ХХХ – Х II тыс. лет до н. э. Эпоха мезолита – Х II - VIII тыс. лет до н. э. Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.

Слайд 39

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 39
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА В 1868 г. в Испании , в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола , обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы

Слайд 40

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 40
Раненный Бизон.

Слайд 41

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 41

Слайд 42

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 42
В 1940 году обнаружена пещера Ласко, датированная Верхним палеолитом – эпохой Мадлен. Роспись занимает несколько залов этой пещеры, справедливо называть доисторической «Сикстинской капеллой» 18 тыс. до н. э. Живопись пещеры Ласко принадлежит к самым совершеннейшим созданиям эпохи палеолита. Открытие ее произошло случайно: дети во время игры провалились в яму, образовавшуюся под корнями поваленного во время урагана дерева. Яма, как потом оказалось, вела ко входу в пещеру, не далеко от которого разворачивался уходящий в глубину фриз с разномас штабным изображением животных.

Слайд 43

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 43

Слайд 44

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 44
В 1959 году на берегу реки Белой в Башкирии Капова пещера (Шульган – Таш), своды которой покрыты изображениями мамонтов, носорогов, лошадей. Все рисунки выполнены красной краской на коричнево-серой поверхности стен. Открытие живописи на сводах Карповой пещеры имело принципиальное значение, так как до этого пелеолитическая живопись была представлена только росписями в пещерах Франции, Испании и Южной Германии. Спустя 20 лет после открытий в Карповой пещере в глубине Игнатиевской пещеры (Амазы –Таш) в бассейне реки Белой так же были обнаружены палеолитические изображения.

Слайд 45

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 45
Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э) Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э) В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием Появляются драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни. Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны На смену большим произведениям пришли малые Детальность композиции и количество персонажей Человеческие фигуры условны

Слайд 46

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 46
Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, к конце эпохи палеолита , или древнего каменного века . Самые древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага

Слайд 47

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 47

Слайд 48

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 48
Древнейшая музыка не отличалась благо звучием. В ней было много звукоподражания; в своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики диких зверей, птиц, жужжание пчел и т. п. По степенно люди научились отбирать из огром ного количества звуков и шумов звуки музы кальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение, связь. Ритм раньше всех других элементов по лучил развитие в первобытном музыкальном искусстве. Первобытная музыка по могала людям найти ритм в работе. Мелодичес ки бедная, однообразная, эта музыка в то же время была удивительно сложной и разнооб разной но ритму. Певцы подчеркивали ритм песни ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма «пения с сопровожде нием». Вскоре люди убедились, что куски дерева, камни, раковины при ударе издают более гром кие и разнообразные звуки. Так были изо бретены первые музыкальные инструменты.

Слайд 49

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 49
Чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притопывать ногами, люди стали постукивать двумя раковинами, деревяшкими, плоскими камешками. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в оркестре первобытных людей. Они были разнообразны: колотушки, трещётки, погремушки . Из пустого стебля тростника человек научился делать духовные инструменты: дудочки и пищалки. Изготовляя лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Так тетива стала струной, а охотничий лук - музыкальным инструментом. Так же использовались дощечки для отбивания такта, колотушкипро стейшие шипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные дудки, гуделки, свистелки, трубы, флейты

Слайд 50

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 50
Для первобытного человека Танец это способ мышления. Танцем человек первобытного общества выражал не только переживаемые эмоции, но и свой повседневный быт. Первобытные танцоры, ощущая себя в единстве с потоком космической энергии, верили, что танцевальные движения, фигуры и жесты помогают контролировать природные стихии. Первобытные танцы обычно исполнялись группами. Самое распространённое движение– это топанье. Танцоры кружатся, дёргаются и скачут. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, которое заканчивалось порой потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, игра на всевозможных барабанах, дудках из природного материала. Круговые танцы и хороводы символистически изображали циклические движения солнца и луны . Танцы вокруг какого – либо объекта концентрировали энергию этого объекта или символизировали его защиту.

Слайд 51

Предмет и задачи раздела «История первобытного общества», слайд 51
Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э) Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э) В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием Появляются драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни. Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны На смену большим произведениям пришли малые Детальность композиции и количество персонажей Человеческие фигуры условны
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.