Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Молочненская средняя школа имени героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Германа Степановича Титова”
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
На тему: Влияние родителей на социализацию подростка
Предметная область «Обществознание»
ученица 9 класса
Черевченко Екатерина Никитична
Руководитель проекта:
Еременькова Марина Александровна
Слайд 2
Актуальность
Современные обстоятельства социализации требуют особого внимания педагогов и родителей. Сегодня школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве, которое для ребенка не имеет явных внешних и внутренних границ. Изоляция детей от проблем, которые решают взрослые, мешает их социализации, нарушая процессы их взросления. Происходит подмена реальных форм социализации виртуальными.
Слайд 3
Цель работы: изучить роль семьи в социализации подростка
Объект исследования: семья как фактор формирования личности подростка
Предмет исследования: процесс социализации личности подростка в семье
Задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Определить роль семьи в социализации школьника.
3. Изучить особенности влияния семьи на социализацию школьника.
4.Охарактеризовать семью как фактор социализации ребенка школьного возраста.
Слайд 4
Гипотеза исследования:
Семья, возможно, станет благоприятным условием социализации ребенка
школьного возраста, если:
сформировать у родителей представление о правильном сочетании
стилей воспитания в различных социальных ситуациях;
научить родителей создавать доброжелательные отношения в семье.
Решение вышеуказанных задач предусматривает использование
следующих методов педагогического исследования:
-теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы.
Слайд 5
Теоретическая часть:
Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация Я личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Слайд 6
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью.
Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.
Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома.
Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Слайд 7
Ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
а) чрезмерная занятость родителей;
б) довольно высокий процент неблагополучных семей;
в) национальный вопрос (религия, традиции) не позволяет полноценно социализироваться;
г) уровень образованности родителей;
д) авторитаризм либо детоцентризм родителей по отношению к детям;
е) состав семьи (неполные семьи, повторные браки, отсутствие сестер либо братьев);
ж) недостаточная организация досуговой деятельности;
з) компьютеризация детства;
и) недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
Слайд 8
Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.
1.При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
2. Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
3.При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей. Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.
Слайд 9
Правильно выбранный стиль общения в семье будет способствовать более успешной социализации школьника.
Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей.
Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности школьника, его социализации.
Слайд 10
Вывод:
Гипотеза, выдвинутая ранее, была подтверждена тем, что развитие школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка школьного возраста.
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм - это все влияет на учебную деятельность ребенка, на его поведение.
Мы так же убедились в том, что стиль, который выбирают родители в воспитании своих детей, так же влияет на социализацию ребенка, а именно на его эмоциональную активность, на его уровень тревожности и самооценку.