Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Искусство Жостова.
5 класс
Изображение
Слайд 2
Цель урока:
- познакомить с жостовской росписью;
- выполнить
эскиз жостовского подноса.
Слайд 3
Задачи урока:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения и
с особенностями жостовской росписи;
развивающие:
- совершенствовать навыки кистевой росписи;
- развивать композиционные навыки в создании
единства формы и декора;
воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- прививать усидчивость и трудолюбие.
Слайд 4
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Слайд 5
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".
Слайд 6
В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Пявились первые металлически подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 7
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Слайд 8
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты.
Слайд 9
Изредка - бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Слайд 17
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 18
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 19
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Слайд 20
Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими, полуобъёмными. Тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Слайд 23
Этапы росписи
Начинается роспись с «замалёвки». Разбелен-ными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 24
Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
Слайд 25
После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм.
Слайд 26
Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 27
Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Тонкие линии-чёрточки ложатся по краю лепестков и листьев, придавая им большую выразительность.
Слайд 28
Последний этап работы – «уборка». Это роспись золотой краской по борту подноса и его украшение кружева-
ми, мелкими цветоч-
ками.
Слайд 29
Эти традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.
Слайд 30
Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.
Слайд 31
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств.
Слайд 32
бы невозможно. Он
Слайд 37
Практическая работа
Придумайте и распишите свой поднос на бумаге. В начале работы наметьте крупные и средние формы композиции, затем мелкие.
Работайте сразу кистью, стараясь соблюдать всю
последовательность росписи мастеров Жостова.
Слайд 39
Вопросы для закрепления знаний:
1. Где зародился жостовский промысел ?
2. Назовите особенности жостовской росписи.
3. Что характерно для композиции жостовских подносов ?
4. Перечислите этапы жостовской росписи.
5. Почему много лет это искусство живёт и не угасает ?