Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация к уроку ИСКУССТВО
Знаки и символы в жизни и искусстве
учитель Соболева Мария Евгеньевна
ГБОУ школа № 334 Невского Района
2018 год
Слайд 2
Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий.
Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.
Слайд 3
Символ – это предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ – это синтез знака и образа.
Слайд 4
Знаки и символы искусства
Пример: средневековое христианское искусство, особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери.
Слайд 5
Знаки и символы искусства
Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
Слайд 6
Вильям Вотерхауз. «Моя роза».
Закрытый бутон – молодость, раскрытый – красота, магнетизм и страсть.
Слайд 7
Медиативная роза. Сальвадор Дали.
1958 год
Исследователи считают, что это ядерная угроза, напряжение и опасность для всей земли.
Слайд 8
Джовани Беллини
« «Благоразумие»
Зеркало – роскошь,
самолюбование, отвернулась на несколько секунд – в зеркале дьъявол, нужно думать не только о красоте, но и о саморазвитии.
Слайд 9
Иероним Босх «Ад»
Музыкальные инструменты –светская жизнь и чувства – у Босха это символ расплаты за плотские грехи, танцы и пляски, необходимо больше думать о душе.
Слайд 10
Символ- загадка, он многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
ВАНИТАС (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») — жанр живописи, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является
человеческий череп .голландия 17 век. Изобретение – мотивирует человека на радостную и эффективную жизнь.
Слайд 11
В натюрморте ВАНИТАС художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — ШТИЛЬЛЕБЕН (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.
Ю. ван Стрек. Суета сует
Слайд 13
Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.
Слайд 14
Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.
П. Клас. Натюрморт с устрицами
П. Клас. Натюрморт с рыбой.
С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.
Слайд 15
В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.
Слайд 16
Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Слайд 17
Терпсихора – муза танца с лирой
Клио муза истории с трубой
Эвтерпа муза поэзии с двойной флейтой
Слайд 18
Персонажами натюрмортов Пабло Пикассо (1881—1973) часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.
Пабло Пикассо. Скрипка и виноград.
Слайд 19
Дом музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Яйцо – символ рождения и хаоса.
Слайд 20
«Геополитический младенец наблюдающий за рождением нового человека»
Слайд 21
Просмотрите внимательно фрагмент из фильма Сальвадор Дали и Гала (при просмотре фильма можно делать записи в тетрадь, отмечая самые важные и интересные факты из его биографии и творческой жизни)
Слайд 22
Вопросы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
1. Кого Гала сделала из Сальвадора Дали?
2. Чем Дали ответил за взаимную любовь Гале?
3. В каком возрасте Гала получила, обещанный много лет назад подарок?
4. Какими словами Гала разрешала гостям навестить мастера?
2 вариант
1. Как называли пару Дали и Галы журналисты?
2. Как называли сюрреалисты Галу?
3. В каком веке был построен замок в Публ?
4. Как исследователи называют микроклимат для Дали и его картин во дворце?
Слайд 23
Вопросы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
5. Как на самом деле зовут Галу?
6. Как журналисты называют замок в Публ?
7. Как и чем он украсил замок?
8. Что она обожала и любила?
9. Как к ней относились окружающие женщины?
10. Где родился Сальвадор Дали?
2 вариант
5. Каким образом назначала встречи Гала своим гостям, в том числе и Дали?
6.Что ненавидела Гала в своем доме больше всего?
7.Что обозначает в переводе с фр. Имя Гала′ ?
8. Как называется книга Сальвадора Дали?
9. Как появились оплавившиеся (мягкие) часы
10. Где умер художник?
Слайд 24
ОТВЕТЫ по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
Кого Гала сделала из Сальвадора Дали?
мультимиллионера, звезду мирового масштаба
2. Чем Дали ответил за взаимную любовь Гале?
замок в Публ
3. В каком возрасте Гала получила, обещанный много лет назад подарок? в 74
4. Какими словами Гала разрешала гостям навестить мастера? Добро пожаловать!
2 вариант
Как называли пару Дали и Галы журналисты?
герцог и герцогиня
2. Как называли сюрреалисты Галу? чума
3. В каком веке был построен замок в Публ? в12 в.
4. Как исследователи называют микроклимат для Дали и его картин во дворце?
ни тепло ни холодно
Слайд 25
ответы по фильму Сальвадор Дали и Гала
1 вариант
5. Как на самом деле зовут Галу? Елена Дьяконова
6. Как журналисты называют замок в Публ? «дворец любви»
7. Как и чем он украсил замок? роспись потолка, ласточки на предметах интерьера и буква G из клумб
8. Что она обожала и любила?
его картины и чучела животных
9. Как к ней относились окружающие женщины? с ненавистью и завистью
10. Где родился Сальвадор Дали? г.Фигерес
2 вариант
5. Каким образом назначала встречи Гала своим гостям, в том числе и Дали? письменное уведомление с указанием дня и часа
6.Что ненавидела Гала в своем доме больше всего? батареи
7.Что обозначает в переводе с фр. Имя Гала′ ? праздник - веселье
8. Как называется книга Сальвадора Дали? «Тайная жизнь гения»
9. Как появились оплавившиеся (мягкие) часы? Художник долго ждал любимую после кинотеатра – время тянулось
10. Где умер художник? ? г.Фигерес
Слайд 26
Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.
Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.
Винсент ван Гог (1853—1890)
Слайд 27
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887
Слайд 28
Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889
Слайд 29
Знаки и символы искусства
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.