Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Медицина в эпоху
раннего и развитого
Средневековья
V-XVII вв. Византия
Арабские
халифаты
Киевская
Русь
Западная
Европа
Слайд 2
В истории средневековой Европы
условно различают три периода: Раннее средневековье
(V- середина XI вв.) Развитое или классическое средневековье (середина XI -XV вв.)
Позднее средневековье (XV-XVII вв.)
Слайд 3
Краткая характеристика периода средневековья Началом истории средних веков в Западной
Европе условно считается 476 г.,
Большая часть народов, населявших
центральную и северо-западную Европу не
знали государственности и находились на
стадии разложения родоплеменных
отношений
Началось великое переселение народов в
поисках лучших земель
Народы западной Европы прошли сложный
путь от родоплеменных отношений до
развитого феодализма
Слайд 4
Большое влияние на развитие медицины
в период Средневековья оказали: развитие смежных наук (естествознания,
математики и механики, физики, химии)
становление философских систем и учений
мировые и национальные религии
многочисленные войны и крестовые походы
эпидемии и пандемии повальных болезней
Слайд 5
Медицина в Византийской
империи (395-1453) Византийская империя - одна из
крупнейших империй эпохи Средневековья,
столица - Константинополь
Византия являлась прямой наследницей
античной культуры и медицины Древней
Греции и Рима
Христианство постепенно вытесняло
язычество
Расширялись торговые связей с другими
странами, что привело и к развитию
медицины
Слайд 6
Развитие научных знаний, образования и медицины Медицина считалась теоретической дисциплиной , т.к. христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов
Образование носило светский характер , основывалось на произведениях античных авторов, дополненных толкованиями
Главным источником медицинских знаний были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена
Основные центры образования - Александрия и Афины
Слайд 7
университет в Константинополе
«Аудиториум» Полный курс высшей школы включал изучение 7 «свободных искусств»: медицины, математики, геометрии, астрономии, музыки, грамматики, диалектики и риторики Обучение медицине носило характер дискуссии Окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра или занимались частной практикой
В медицине на первый план вышло изучение практических приёмов лечения, выработанных в предшествующие столетия
Слайд 8
Получает развитие деятельность
Врачей-энциклопедистов Орибасий - одним из самых выдающихся врачей
Византии; составил энциклопедический труд «Врачебное
собрание» в 72 книгах; систематизировал наследие от
Гиппократа до Галена, труды Геродота, Диоскорида
Аэций - считается первым византийским врачом-
христианином. Ему принадлежит руководство по медицине
«Четверокнижие», которое содержит рецепты египетской
и эфиопской медицины.
Павел – прославился как хирург, акушер и
преподаватель. Составил 2 больших сочинения:
«Труд о женских болезнях» и «Медико-хирургический
сборник» (учение о переломах, вывихах, ампутациях,
полостная, военная и пластическая хирургия) Орибасий Аэций Павел
Слайд 9
Развитие больничного дела Гражданские
больницы Монастырские
больницы Военные
госпитали Возникали из приютов для путешествующих, увечных и неизлечимых При постоялых дворах на дорогах появились комнаты, а затем специальные помещения для заболевших в пути. Появились с распростра-
нением христианства; В монастырях лечили больных и обучали медицинскому делу; больница имела постоянный штат врачей (хирургов, повитух) и их помощников Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильём, лошадьми В армии из солдат стали создаваться санитарные команды, которые верхом на лошадях подбирали раненых и доставляли их в валетудинарии, за каждого спасённого воина платили золотом
Слайд 10
Санитарно-технические сооружения водопроводы сточные системы бани Одним из самых древних,
сохранившихся сооружений является
двухъярусный акведук Валента Бани оставались местом врачевания, но в отличие от Древнего Рима перестали быть центром общественной жизни
Слайд 11
Значение медицины и врачевания в
Византийской империи Византийская империя явилась преемственницей античной культуры и медицины Древней Греции, Рима, а также Индии и Египта
сохранила и систематизировала античное наследие
оказала большое влияние на развитие медицины многих народов мира
Слайд 12
Врачевание в Древней Руси
(конец IX- начало XIII вв.) Врачевание разделилось на три
основные формы народное монастырское светское
Слайд 13
Народное врачевание Развивалось на базе языческих традиций и знахарства Предсказателей и знахарей называли волхвами, ведунами, ведьмами, кудесниками; позднее лечцами В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.д. В лечении широко использовали средства растительного, животного и минерального происхождения
врачебные познания передавали из поколения в поколение, от отца к сыну
Слайд 14
Монастырское врачевание Первые больницы при монастырях появились в XI веке
в Киеве, Новгороде и Смоленске, став центрами
просвещения, врачевания и благотворительности Самая известная монастырская
больница в Киево-Печерской лавре «Киево - печерский патерик» сборник рассказов о монастыре, в которых прославлялись зодчие и живописцы Лавры, описывалась деятельность монахов и др.; содержит первые сведения о врачебной этике на Руси 11-12 вв. Инок Лаврентий,
монах Печерского монастыря
Слайд 15
Врачеватели Антоний (11в.) - практиковал в Афонском монастыре в Византии, стал основателем Киево-Печерской лавры, лично ухаживал за больными, готовил им «зелье» Агапит (ученик Антония) – лечил бесплатно монахов лавры и прихожан, исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха Алимпий – целитель и иконописец, излечивал прокажённых Агапит Печерский
Слайд 16
Светское врачевание При дворах князей служили «лечцы», которые оказывали врачебную помощь дружинникам во время военных походов Первые врачи приезжали в города Руси из Византии, Сирии, Армении, Грузии Врачевание считалось почётным и хорошо оплачиваемым занятием Между разными направлениями шла упорная борьба.
Монастырская медицина конкурировала со светской и
активно боролась с языческим врачеванием. «Волхвов» и
«кудесников» преследовали, вплоть до сожжения на костре
Слайд 17
Лекарственные средства Сведения о лекарствах фиксировались
в травниках и лечебниках Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств Русские лекарства, в основном, были растительного происхождения; заморские – поставлялись на ярмарки в Новгород Особенно на Руси славились: липовый цвет, кора ясеня, ягоды можжевельника, листья, веники и сок берёзы Использовали мышьяк, сурьму, скипидар, уксус, целебные свойства серебра; Бортничество издревле являлось русской
традицией
Слайд 18
Санитарно-гигиенические традиции В городах существовал деревянный
трубопровод, водоснабжение,
водосборники, бани В летописях есть упоминания об эпидемиях, которые назывались мором. За период с XI по XVIII вв. упоминается о 47 морах. В 1090г. эпидемия чумы в Киеве за 2 недели унесла 10 000 человек. Проводились профилактические меры: изолировали больных в домах на дорогах организовывали заставы, чтобы не пускать на заражённые территории хоронили умерших на отдельных кладбищах жгли костры из лечебных трав Бани были самыми чистым местом:
там принимали роды, лечили суставы, грыжи, простуду, вправляли вывихи, лечили переломы и раны, делали кровопускания
Слайд 19
Медицина в Арабских халифатах
(VII – XIII вв.)
Арабский
халифат арабо-исламское государство, созданное пророком Мухаммедом, возникшее в результате мусульманских завоеваний в 7-9 вв.
и возглавляемое халифами В Халифатах и Средней Азии распространялись арабский язык и религия - ислам, во многом определившие развитие культуры, образования и медицины
Слайд 20
Ислам и развитие медицинских знаний Врачевание было мужской профессией Врачеванием могли заниматься учёные различных национальностей и религий Профессия врача считалась благословенной Аллахом Коран запрещал вскрытие трупов, что явилось причиной замедленного развития анатомических исследований, а также хирургии и акушерства
Особых успехов достигли в хирургическом лечении заболеваний глаз и травматологии
Слайд 21
Достижения в области химии Алхимики впервые сконструировали
и ввели в употребление: перегонный куб, дистилляцию, водяную баню
применили фильтрование
получили азотную и соляную кислоты
хлорную известь и спирт, которому дали название «алкохоль»
Слайд 22
Образование и медицина Главными научными центрами образования являлись
Багдад и Кордова Дом мудрости - исламская академия, основанная в IX в., стала центром науки и выдающихся учёных из всех областей халифата; Одна из задач академии - перевод
на арабский язык индийских и
древнегреческих трудов Академия Мамуна - научный центр (аналог Александрийской библиотеки в Египте), насчитывающей 250 тыс. рукописей
Слайд 23
Обучение врачебному искусству Медицинское образование приобреталось различными путями: создавали себя сами, занимаясь самообразованием, много читали, обучались у философов, но не у других врачей ( Ибн Сина) обучались врачеванию у своих родителей (династия Бахтишу) обучались у известных врачей Начиная с XIII в. при больницах
открывались медицинские школы Обучение было теоретическим и практическим (учащиеся
сопровождали учителя во время обхода в больнице, вместе
посещали больных на дому В медицинских школах Османской империи мальчиков обучали
с 15 лет, медицина являлась семейной традицией
Слайд 24
Больницы Создавались на средства халифов и богатых жителей халифатов Были бесплатными и предназначались в основном для бедных Больные распределялись по заболеваниям, женщины отделялись от мужчин При больницах открывались аптеки, библиотеки, мечети Больницы были 3-х видов: учреждённые халифами и рассчитанные на
широкие слои населения, финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала небольшие больницы, финансируемые
врачами и религиозными деятелями военные лечебные учреждения, передвигаемые вместе с армией
Слайд 25
Первая больница в мусульманском мире была
сооружена в 707 г., став приютом для больных
лепрой, позже появились приюты для
душевнобольных, слепых и прочих.
в мусульманском мире была сооружена
в 707 г, став приютом для больных лепрой;
позже появились приюты для душевнобольных и слепых
начиналось с осмотра больного : пальпации, исследовании пульса, уриноскопии;
после чего назначался правильный режим, и только потом, применялись лекарства Первая аптека открылась в Багдаде
в 754 г. Лечение болезней Первая больница
Слайд 26
Причины заболеваний В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» Согласно представлениям арабов, каждая из них участвует в создании 4-х качеств (тепло, холод, сухость и влажность), они определяют мизадж -темперамент каждого человека
Он может быть нормальным, если все составляющие
сбалансированы Если равновесие нарушено, задача врача – восстановить
первоначальное состояние Мизадж не является чем-то постоянным,
а изменяется под влиянием окружающей
природы и возраста
Слайд 27
Аль - Захрави (Альбукасис) 936-1013 гг «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить
(таковое)» или «Книга аз - Захрави» в 30-и томах Том 30 - «Трактат о хирургии и инструментах» первый иллюстрированный труд по хирургии Описал более 100 различных операций описал методы прижигания (каутеризации), рассечения, прокалывания, кровопускания, методы лечения ран, переломы и вывихи костей Изобрёл 4-е способа остановки кровотечения Занимался глазной хирургией (успешно лечил катаракту) Описал и зарисовал более 200 хирургических инструментов,
в том числе акушерских Проводил трепанацию черепа, камнесечение, грыжесечение, ампутацию конечностей
Слайд 28
Абу аль-Рази (850-923) основатель больницы и школы врачей в Багдаде ему принадлежит более 200 научных трудов «Об оспе и кори» - описаны симптомы, течение и лечение заболеваний, необходимости вариоляции «Медицинская книга» (в 10 т.) – лекарственное лечение, диетика, гигиена, косметика, хирургия, токсикология, заразные болезни «Один врач не может лечить все болезни» –
о значении и необходимости специализации врачей С его именем связано применение ваты в медицине и изобретение ряда медицинских инструментов Впервые в арабоязычном мире ввёл записи о больных (истории болезней)
Слайд 29
Аль – Бируни (973-1048) основоположник науки Узбекистана, автор многочисленных трудов по медицине, фармакологии и другим наукам трактат «Фармакогнозия в медицине» (11в.) – итог его многолетних исследований природы, флоры и фауны разных стран Востока Рукопись состоит из 1116 параграфов:
из них 880 содержат описание 750 видов растений, 101 средства животного и 107 средств
минерального происхождения, а также 30
сложных лекарств-противоядий
Слайд 30
Ибн Сина (Авиценна) 980-1037 гг. учёный-энциклопедист, философ, врач, придворный врач эмиров
и султанов, им написано более 450 трудов в 29 областях науки «Канон врачебной науки» (XIв.) - главный труд энциклопедического характера ( в 5 кн.) в котором предписания античных медиков переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины 1-я книга : посвящена теории медицины, анатомии и физиологии, описаны причины и признаки заболеваний, излагается учение о соках организма ( кровь, лимфа, желчь) и различных телосложениях, диете, сохранения здоровья и предупреждении болезней, об общих признаках лечения 2-я книга: содержит сведения о простых лекарственных средствах, почти 800 рецептов лекарств растительного, минерального и животного происхождения с указанием лечебных свойств и способов применения.
Слайд 31
3-я книга : рассматриваются болезни всех человеческих органов с головы до ног
( т.е. посвящена частной патологии и терапии) ; описал туберкулёз, плеврит, язву желудка, диабет; испытывал метод лечения сифилиса ртутью; первым описал чуму, холеру, желтуху; проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка ; создал учение о пульсе (если Гален описал только 6 свойств пульса, то Авиценна различал уже 60; описал 8 различных видов дыхания, свойства мускулов, знал о способности матки к сокращению, о различии между чувствительными и двигательными нервами; 4-я книга : способы лечения заболеваний, в том числе хирургических ; большое значение придавал кровопусканиям, проводил камнесечения, трахеотомии; рекомендовал в качестве материала для швов использовать щетину, тонкий женский волос, изготовил и применял катетер из кожи животных; для обработки швов и ран советовал применять вино; Составил своеобразную классификацию ран ; изобрёл оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классического способа Гиппократа; При переломах он применял вытяжение органа; при
открытых переломах он рекомендовал отпиливать их хирургической
пилой. 5-я книга : посвящена «сложным» лекарственным средствам, ядам и противоядиям, т.е. представляет собой фармакопею, в которой излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава (одно лекарство могло содержать до 37 веществ).
Слайд 32
Значение медицины Арабских халифатов роль в сохранении и распространении греческой медицины
роль переводов в сохранении наследия многих цивилизаций, труды которых дошли до средневековой
Европы только в арабских переводах
роль в становлении и развитии
алхимии, фармации, фармакопеи
развитие больничного дела
Традиции ислама не допускали вскрытие человеческого тела, тем не менее, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие анатомии, хирургии; особенно ярко это проявилось в офтальмологии
Слайд 33
Медицина
в Западной
Европе
в период раннего
и развитого
Средневековья (v – xv вв.)
Слайд 34
Инквизиция и медицина Развитие общества определялось религией
В 1054 г. христианство раскололось на западную (католическую) и восточную (православную) церковь
Инквизиция (церковный суд католической церкви) стала негативной стороной истории западной Европы и католицизма, препятствовавшей развитию знаний и медицины
Инквизиция достигла своего апогея в 15в. и существовала до начала 19 в; число её жертв исчислялось сотнями тысяч
Слайд 35
Становление университетов
и медицинского образования Салеранская врачебная школа (IX в. – 1811 г.) Первая медицинская школа в Западной Европе; была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины Финансировалась за счёт средств города и платы за обучение В преподавании придерживалась практического направления В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, позднее разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов Обучение продолжалось 5 лет, после чего в течение года следовала практика; обучению предшествовал 3-х летний подготовительный курс Среди прославленных профессоров школы было немало женщин Единственной в стране, было дано право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики В 1213 г. школа была преобразована в университет
Слайд 36
«Салеранский кодекс здоровья» (1480г.) автор - Арнольд из Виллановы - учёный, врач,
алхимик, магистр университета Поэма посвящена диетике и
предупреждению болезней:
приведены сведения о строении
человеческого тела и признаки
нездоровья в духе гуморальной
теории (о 4 соках и темпераментах)
«Если врачей не хватает, пусть будут врачами
твоими Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище»
Слайд 37
Старейшие университеты мира Болонский
(1088 г.) Парижский
(1215г.) Оксфордский
( 11 в.)
Слайд 38
Падуанский университет (1222 г. ) В его стенах получили образование и преподавали: Галилей, Санторио, Везалий, Фаллопий, Коперник, Гарвей, Фракасторо
а также получили первые дипломы доктора медицины России – Ф. Скорина и П. В. Постников В 1490г. в Падуе был построен первый анатомический театр
Слайд 39
Становление университетов и медицинского
образования Университет - объединения людей одной профессии К концу XV в. в Европе было 86 университетов,
преподавание велось на латинском языке
Университеты имели 3 высших факультета:
богословский, медицинский и юридический
На факультете медицины курс теоретического
обучения длился 5-7 лет и заканчивался
присвоением степени бакалавра медицины Борьба с ересями отразилась на содержании образования и методах обучения в университетах
Слайд 40
Схоластика - научный метод религиозной
философии, основанный на формальной логике Родоначальник схоластики – Фома Аквинский Основные положения схоластики: все знания содержатся в трудах авторов, признанных церковью преподавание – процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт культ цитат, механическое заучивание научных текстов Гиппократа, Галена и Авиценны карикатура О. Домье
Слайд 41
В процессе рецензирования из учения Галена
были изъяты его выдающиеся достижения в
области строения и функций живого организма,
а его философские воззрения о «пневме» и
сверхъестественных силах были возведены в
религиозную догму и стали знаменем
схоластической медицины Средневековья Так возник «Галенизм» – искажённое, одностороннее
толкование учения Галена Преподавание и обучение Из всех сочинений «Гиппократова сборника» к изучению допускались
только «Афоризмы» и «Прогностика», которые не содержали
философских рассуждений
Слайд 42
Медицинский факультет в Болонье (XIIIв.)
Программа обучения 1-й год обучения
Авиценна: «Канон», кн.1, кроме «Анатомии» и гл. «О временах года» из
ч.2 и только главы из ч.3:
«Неизбежность смерти»,
«О сохранении здоровья»
«Детские болезни»,
«Что есть и пить»,
«О воде и вине»,
«Сон и бодрствование»,
«О различении лихорадок»,
«О плохом состоянии здоровья»,
«Простые лекарства» (кроме кн.6)
«Критические дни» (кн.1)
«О внутренностях ( кн. 2)
«Кризисные дни» (кн. 2)
Гиппократовы афоризмы,
кроме части 7 2-й год обучения
Гален : «Tegni»
Гиппократ : «Прогностика»
(без комментариев)
«Об острых заболеваниях»
(без комментариев и кн.7)
Авиценна:
«О силах сердца» (частично)
«О несчастных случаях и болезнях»
«О кризисах»
«О пользе дыхания»
«О различении лихорадок»
«О плохом состоянии здоровья»
«Простые лекарства» (кроме кн.4)
«Критические дни» (кн.7)
Слайд 43
Первые вскрытия стали проводить в
13-14 вв. с особого разрешения монархов
Разрешено было вскрывать 1 труп в 5 лет,
позже - 1 труп в год В 1490г. в Падуе был построен первый анатомический театр В прогрессивных университетах медицинское образование включало
обязательную врачебную практику, студенты аттестовывались только после
работы в больнице в течении полугода Хирургия в большинстве университетов не преподавалась и к
медицинской профессии не относилась
Хирурги научного образования не имели и врачами не считались Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию
Слайд 44
Больничное дело Становление и развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью и заключалось в призрении слабых, немощных и бездомных Первые христианские госпитали появились в 5-6 вв. при монастырях, на первом плане была забота о духовном здоровье В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства, которые оказывали помощь бедным и больным за пределами монастырей, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви Позднее госпитальное дело стало преимущественно светским занятием, а больницы всё больше походили на современные лечебные учреждения, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал
Слайд 45
Эпидемии «повальных» болезней Масштаб распространения эпидемий
(оспа, проказа, чума) связан с особенностями
социально- экономического, политического и
культурного развития государства: порицание культа чистоты тела со стороны церкви
низкий уровень общественной и личной гигиены
отсутствие в городах канализации и водопроводов
отсутствие эффективных лекарств
крестовые походы
незнание истинных причин заболевания
Слайд 46
Проказа (лепра) Человек, который заболевал проказой – изгонялся из общества: Его публично отпевали в церкви, после чего он считался мёртвым, как для церкви, так и для общества Помещали в лепрозорий (приют Св. Лазаря для прокажённых) Больной проказой не мог зарабатывать, наследовать имущество, а мог лишь просить милостыню Он получал чёрное платье, шляпу с белой лентой и трещотку (или колокольчик), звуки которых предупреждали окружающих о его приближении Вход в город разрешался в определённые дни тяжелая болезнь, которая до неузнаваемости уродует внешность человека, разрушает его нервную систему, создает необратимые изменения в организме, приводит к инвалидности и слепоте В 1873г. был открыт возбудитель лепры (гранулематоза) - хронического инфекционного заболевания, вызываемого микобактериями
Слайд 47
Чума В истории чумы известны 3 пандемии: чума Юстиниана (542г.) – опустошила все
страны Средиземноморья и держалась
около 60 лет «Чёрная смерть» - середина XIV в.
(погибло от чумы 50 млн. человек)
в 1892г. в Индии – унесла более 6 млн.
человек Распространители эпидемии –
нищенствующие монахи, паломники,
крестоносцы, купцы
Слайд 48
Причинами эпидемий
считали: Плохое расположение звёзд
Божье наказание за грехи человека
Движение миазмов из глубины Земли
Евреи, которые отравляли источники
Распространители – кошки и собаки
Слайд 49
Настоящие причины эпидемии Чума вызвана бактерией, переносчики которой – блохи чёрных крыс; Возбудитель – чумная палочка, открытая в 1894г. Инфицирование людей происходило при укусах блох; Симптомы: Инкубационный период от 1-7 дней У больных появлялись чёрные пятна на коже Увеличивались лимфатические узлы с образованием болезненных бубонов в подмышках и паху Лихорадка, головная боль, озноб, слабость Смерть наступала спустя несколько часов после заражения
Слайд 50
Меры борьбы с заразными болезнями: закрытие гаваней задержание людей и товаров на 40 суток Разработана система карантинов и
лазаретов Обходы «Чумных докторов» умерших хоронили на специальных
могильниках вне городских стен на
глубине не менее - 1,5 м Имущество больных сжигалось, дома
дезинфицировались серой и известью Вход и выход из городов был ограничен Закрыты трактиры, торговля вином
запрещена запрещены азартные игры Закрыты публичные дома
Слайд 51
Значение медицины Средневековой Европы Становление медицины происходило в условиях : Контроля со стороны католической церкви
господства схоластики, инквизиции
Становления университетского медицинского образования
Карантина, на фоне роста городов, эпидемий и высокой смертности населения