Презентация - Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVII


Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVIIМедицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVII
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Медицина в эпоху раннего и развитого Средневековья V-XVII вв. Византия Арабские халифаты Киевская Русь Западная Европа

Слайд 2

В истории средневековой Европы условно различают три периода: Раннее средневековье (V- середина XI вв.) Развитое или классическое средневековье (середина XI -XV вв.) Позднее средневековье (XV-XVII вв.)

Слайд 3

Краткая характеристика периода средневековья Началом истории средних веков в Западной Европе условно считается 476 г., Большая часть народов, населявших центральную и северо-западную Европу не знали государственности и находились на стадии разложения родоплеменных отношений Началось великое переселение народов в поисках лучших земель Народы западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма

Слайд 4

Большое влияние на развитие медицины в период Средневековья оказали: развитие смежных наук (естествознания, математики и механики, физики, химии) становление философских систем и учений мировые и национальные религии многочисленные войны и крестовые походы эпидемии и пандемии повальных болезней

Слайд 5

Медицина в Византийской империи (395-1453) Византийская империя - одна из крупнейших империй эпохи Средневековья, столица - Константинополь Византия являлась прямой наследницей античной культуры и медицины Древней Греции и Рима Христианство постепенно вытесняло язычество Расширялись торговые связей с другими странами, что привело и к развитию медицины

Слайд 6

Развитие научных знаний, образования и медицины Медицина считалась теоретической дисциплиной , т.к. христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов Образование носило светский характер , основывалось на произведениях античных авторов, дополненных толкованиями Главным источником медицинских знаний были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена Основные центры образования - Александрия и Афины

Слайд 7

университет в Константинополе «Аудиториум» Полный курс высшей школы включал изучение 7 «свободных искусств»: медицины, математики, геометрии, астрономии, музыки, грамматики, диалектики и риторики Обучение медицине носило характер дискуссии Окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра или занимались частной практикой В медицине на первый план вышло изучение практических приёмов лечения, выработанных в предшествующие столетия

Слайд 8

Получает развитие деятельность Врачей-энциклопедистов Орибасий - одним из самых выдающихся врачей Византии; составил энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах; систематизировал наследие от Гиппократа до Галена, труды Геродота, Диоскорида Аэций - считается первым византийским врачом- христианином. Ему принадлежит руководство по медицине «Четверокнижие», которое содержит рецепты египетской и эфиопской медицины. Павел – прославился как хирург, акушер и преподаватель. Составил 2 больших сочинения: «Труд о женских болезнях» и «Медико-хирургический сборник» (учение о переломах, вывихах, ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия) Орибасий Аэций Павел

Слайд 9

Развитие больничного дела Гражданские больницы Монастырские больницы Военные госпитали Возникали из приютов для путешествующих, увечных и неизлечимых При постоялых дворах на дорогах появились комнаты, а затем специальные помещения для заболевших в пути. Появились с распростра- нением христианства; В монастырях лечили больных и обучали медицинскому делу; больница имела постоянный штат врачей (хирургов, повитух) и их помощников Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильём, лошадьми В армии из солдат стали создаваться санитарные команды, которые верхом на лошадях подбирали раненых и доставляли их в валетудинарии, за каждого спасённого воина платили золотом

Слайд 10

Санитарно-технические сооружения водопроводы сточные системы бани Одним из самых древних, сохранившихся сооружений является двухъярусный акведук Валента Бани оставались местом врачевания, но в отличие от Древнего Рима перестали быть центром общественной жизни

Слайд 11

Значение медицины и врачевания в Византийской империи Византийская империя явилась преемственницей античной культуры и медицины Древней Греции, Рима, а также Индии и Египта сохранила и систематизировала античное наследие оказала большое влияние на развитие медицины многих народов мира

Слайд 12

Врачевание в Древней Руси (конец IX- начало XIII вв.) Врачевание разделилось на три основные формы народное монастырское светское

Слайд 13

Народное врачевание Развивалось на базе языческих традиций и знахарства Предсказателей и знахарей называли волхвами, ведунами, ведьмами, кудесниками; позднее лечцами В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.д. В лечении широко использовали средства растительного, животного и минерального происхождения врачебные познания передавали из поколения в поколение, от отца к сыну

Слайд 14

Монастырское врачевание Первые больницы при монастырях появились в XI веке в Киеве, Новгороде и Смоленске, став центрами просвещения, врачевания и благотворительности Самая известная монастырская больница в Киево-Печерской лавре «Киево - печерский патерик» сборник рассказов о монастыре, в которых прославлялись зодчие и живописцы Лавры, описывалась деятельность монахов и др.; содержит первые сведения о врачебной этике на Руси 11-12 вв. Инок Лаврентий, монах Печерского монастыря

Слайд 15

Врачеватели Антоний (11в.) - практиковал в Афонском монастыре в Византии, стал основателем Киево-Печерской лавры, лично ухаживал за больными, готовил им «зелье» Агапит (ученик Антония) – лечил бесплатно монахов лавры и прихожан, исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха Алимпий – целитель и иконописец, излечивал прокажённых Агапит Печерский

Слайд 16

Светское врачевание При дворах князей служили «лечцы», которые оказывали врачебную помощь дружинникам во время военных походов Первые врачи приезжали в города Руси из Византии, Сирии, Армении, Грузии Врачевание считалось почётным и хорошо оплачиваемым занятием Между разными направлениями шла упорная борьба. Монастырская медицина конкурировала со светской и активно боролась с языческим врачеванием. «Волхвов» и «кудесников» преследовали, вплоть до сожжения на костре

Слайд 17

Лекарственные средства Сведения о лекарствах фиксировались в травниках и лечебниках Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств Русские лекарства, в основном, были растительного происхождения; заморские – поставлялись на ярмарки в Новгород Особенно на Руси славились: липовый цвет, кора ясеня, ягоды можжевельника, листья, веники и сок берёзы Использовали мышьяк, сурьму, скипидар, уксус, целебные свойства серебра; Бортничество издревле являлось русской традицией

Слайд 18

Санитарно-гигиенические традиции В городах существовал деревянный трубопровод, водоснабжение, водосборники, бани В летописях есть упоминания об эпидемиях, которые назывались мором. За период с XI по XVIII вв. упоминается о 47 морах. В 1090г. эпидемия чумы в Киеве за 2 недели унесла 10 000 человек. Проводились профилактические меры: изолировали больных в домах на дорогах организовывали заставы, чтобы не пускать на заражённые территории хоронили умерших на отдельных кладбищах жгли костры из лечебных трав Бани были самыми чистым местом: там принимали роды, лечили суставы, грыжи, простуду, вправляли вывихи, лечили переломы и раны, делали кровопускания

Слайд 19

Медицина в Арабских халифатах (VII – XIII вв.) Арабский халифат арабо-исламское государство, созданное пророком Мухаммедом, возникшее в результате мусульманских завоеваний в 7-9 вв. и возглавляемое халифами В Халифатах и Средней Азии распространялись арабский язык и религия - ислам, во многом определившие развитие культуры, образования и медицины

Слайд 20

Ислам и развитие медицинских знаний Врачевание было мужской профессией Врачеванием могли заниматься учёные различных национальностей и религий Профессия врача считалась благословенной Аллахом Коран запрещал вскрытие трупов, что явилось причиной замедленного развития анатомических исследований, а также хирургии и акушерства Особых успехов достигли в хирургическом лечении заболеваний глаз и травматологии

Слайд 21

Достижения в области химии Алхимики впервые сконструировали и ввели в употребление: перегонный куб, дистилляцию, водяную баню применили фильтрование получили азотную и соляную кислоты хлорную известь и спирт, которому дали название «алкохоль»

Слайд 22

Образование и медицина Главными научными центрами образования являлись Багдад и Кордова Дом мудрости - исламская академия, основанная в IX в., стала центром науки и выдающихся учёных из всех областей халифата; Одна из задач академии - перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов Академия Мамуна - научный центр (аналог Александрийской библиотеки в Египте), насчитывающей 250 тыс. рукописей

Слайд 23

Обучение врачебному искусству Медицинское образование приобреталось различными путями: создавали себя сами, занимаясь самообразованием, много читали, обучались у философов, но не у других врачей ( Ибн Сина) обучались врачеванию у своих родителей (династия Бахтишу) обучались у известных врачей Начиная с XIII в. при больницах открывались медицинские школы Обучение было теоретическим и практическим (учащиеся сопровождали учителя во время обхода в больнице, вместе посещали больных на дому В медицинских школах Османской империи мальчиков обучали с 15 лет, медицина являлась семейной традицией

Слайд 24

Больницы Создавались на средства халифов и богатых жителей халифатов Были бесплатными и предназначались в основном для бедных Больные распределялись по заболеваниям, женщины отделялись от мужчин При больницах открывались аптеки, библиотеки, мечети Больницы были 3-х видов: учреждённые халифами и рассчитанные на широкие слои населения, финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала небольшие больницы, финансируемые врачами и религиозными деятелями военные лечебные учреждения, передвигаемые вместе с армией

Слайд 25

Первая больница в мусульманском мире была сооружена в 707 г., став приютом для больных лепрой, позже появились приюты для душевнобольных, слепых и прочих. в мусульманском мире была сооружена в 707 г, став приютом для больных лепрой; позже появились приюты для душевнобольных и слепых начиналось с осмотра больного : пальпации, исследовании пульса, уриноскопии; после чего назначался правильный режим, и только потом, применялись лекарства Первая аптека открылась в Багдаде в 754 г. Лечение болезней Первая больница

Слайд 26

Причины заболеваний В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» Согласно представлениям арабов, каждая из них участвует в создании 4-х качеств (тепло, холод, сухость и влажность), они определяют мизадж -темперамент каждого человека Он может быть нормальным, если все составляющие сбалансированы Если равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние Мизадж не является чем-то постоянным, а изменяется под влиянием окружающей природы и возраста

Слайд 27

Аль - Захрави (Альбукасис) 936-1013 гг «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)» или «Книга аз - Захрави» в 30-и томах Том 30 - «Трактат о хирургии и инструментах» первый иллюстрированный труд по хирургии Описал более 100 различных операций описал методы прижигания (каутеризации), рассечения, прокалывания, кровопускания, методы лечения ран, переломы и вывихи костей Изобрёл 4-е способа остановки кровотечения Занимался глазной хирургией (успешно лечил катаракту) Описал и зарисовал более 200 хирургических инструментов, в том числе акушерских Проводил трепанацию черепа, камнесечение, грыжесечение, ампутацию конечностей

Слайд 28

Абу аль-Рази (850-923) основатель больницы и школы врачей в Багдаде ему принадлежит более 200 научных трудов «Об оспе и кори» - описаны симптомы, течение и лечение заболеваний, необходимости вариоляции «Медицинская книга» (в 10 т.) – лекарственное лечение, диетика, гигиена, косметика, хирургия, токсикология, заразные болезни «Один врач не может лечить все болезни» – о значении и необходимости специализации врачей С его именем связано применение ваты в медицине и изобретение ряда медицинских инструментов Впервые в арабоязычном мире ввёл записи о больных (истории болезней)

Слайд 29

Аль – Бируни (973-1048) основоположник науки Узбекистана, автор многочисленных трудов по медицине, фармакологии и другим наукам трактат «Фармакогнозия в медицине» (11в.) – итог его многолетних исследований природы, флоры и фауны разных стран Востока Рукопись состоит из 1116 параграфов: из них 880 содержат описание 750 видов растений, 101 средства животного и 107 средств минерального происхождения, а также 30 сложных лекарств-противоядий

Слайд 30

Ибн Сина (Авиценна) 980-1037 гг. учёный-энциклопедист, философ, врач, придворный врач эмиров и султанов, им написано более 450 трудов в 29 областях науки «Канон врачебной науки» (XIв.) - главный труд энциклопедического характера ( в 5 кн.) в котором предписания античных медиков переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины 1-я книга : посвящена теории медицины, анатомии и физиологии, описаны причины и признаки заболеваний, излагается учение о соках организма ( кровь, лимфа, желчь) и различных телосложениях, диете, сохранения здоровья и предупреждении болезней, об общих признаках лечения 2-я книга: содержит сведения о простых лекарственных средствах, почти 800 рецептов лекарств растительного, минерального и животного происхождения с указанием лечебных свойств и способов применения.

Слайд 31

3-я книга : рассматриваются болезни всех человеческих органов с головы до ног ( т.е. посвящена частной патологии и терапии) ; описал туберкулёз, плеврит, язву желудка, диабет; испытывал метод лечения сифилиса ртутью; первым описал чуму, холеру, желтуху; проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка ; создал учение о пульсе (если Гален описал только 6 свойств пульса, то Авиценна различал уже 60; описал 8 различных видов дыхания, свойства мускулов, знал о способности матки к сокращению, о различии между чувствительными и двигательными нервами; 4-я книга : способы лечения заболеваний, в том числе хирургических ; большое значение придавал кровопусканиям, проводил камнесечения, трахеотомии; рекомендовал в качестве материала для швов использовать щетину, тонкий женский волос, изготовил и применял катетер из кожи животных; для обработки швов и ран советовал применять вино; Составил своеобразную классификацию ран ; изобрёл оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классического способа Гиппократа; При переломах он применял вытяжение органа; при открытых переломах он рекомендовал отпиливать их хирургической пилой. 5-я книга : посвящена «сложным» лекарственным средствам, ядам и противоядиям, т.е. представляет собой фармакопею, в которой излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава (одно лекарство могло содержать до 37 веществ).

Слайд 32

Значение медицины Арабских халифатов роль в сохранении и распространении греческой медицины роль переводов в сохранении наследия многих цивилизаций, труды которых дошли до средневековой Европы только в арабских переводах роль в становлении и развитии алхимии, фармации, фармакопеи развитие больничного дела Традиции ислама не допускали вскрытие человеческого тела, тем не менее, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие анатомии, хирургии; особенно ярко это проявилось в офтальмологии

Слайд 33

Медицина в Западной Европе в период раннего и развитого Средневековья (v – xv вв.)

Слайд 34

Инквизиция и медицина Развитие общества определялось религией В 1054 г. христианство раскололось на западную (католическую) и восточную (православную) церковь Инквизиция (церковный суд католической церкви) стала негативной стороной истории западной Европы и католицизма, препятствовавшей развитию знаний и медицины Инквизиция достигла своего апогея в 15в. и существовала до начала 19 в; число её жертв исчислялось сотнями тысяч

Слайд 35

Становление университетов и медицинского образования Салеранская врачебная школа (IX в. – 1811 г.) Первая медицинская школа в Западной Европе; была светской, продолжала лучшие традиции античной медицины Финансировалась за счёт средств города и платы за обучение В преподавании придерживалась практического направления В систему преподавания входили анатомические демонстрации на животных, позднее разрешалось проводить вскрытие человеческих трупов Обучение продолжалось 5 лет, после чего в течение года следовала практика; обучению предшествовал 3-х летний подготовительный курс Среди прославленных профессоров школы было немало женщин Единственной в стране, было дано право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики В 1213 г. школа была преобразована в университет

Слайд 36

«Салеранский кодекс здоровья» (1480г.) автор - Арнольд из Виллановы - учёный, врач, алхимик, магистр университета Поэма посвящена диетике и предупреждению болезней: приведены сведения о строении человеческого тела и признаки нездоровья в духе гуморальной теории (о 4 соках и темпераментах) «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище»

Слайд 37

Старейшие университеты мира Болонский (1088 г.) Парижский (1215г.) Оксфордский ( 11 в.)

Слайд 38

Падуанский университет (1222 г. ) В его стенах получили образование и преподавали: Галилей, Санторио, Везалий, Фаллопий, Коперник, Гарвей, Фракасторо а также получили первые дипломы доктора медицины России – Ф. Скорина и П. В. Постников В 1490г. в Падуе был построен первый анатомический театр

Слайд 39

Становление университетов и медицинского образования Университет - объединения людей одной профессии К концу XV в. в Европе было 86 университетов, преподавание велось на латинском языке Университеты имели 3 высших факультета: богословский, медицинский и юридический На факультете медицины курс теоретического обучения длился 5-7 лет и заканчивался присвоением степени бакалавра медицины Борьба с ересями отразилась на содержании образования и методах обучения в университетах

Слайд 40

Схоластика - научный метод религиозной философии, основанный на формальной логике Родоначальник схоластики – Фома Аквинский Основные положения схоластики: все знания содержатся в трудах авторов, признанных церковью преподавание – процесс теоретический, абсолютно исключающий опыт культ цитат, механическое заучивание научных текстов Гиппократа, Галена и Авиценны карикатура О. Домье

Слайд 41

В процессе рецензирования из учения Галена были изъяты его выдающиеся достижения в области строения и функций живого организма, а его философские воззрения о «пневме» и сверхъестественных силах были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины Средневековья Так возник «Галенизм» – искажённое, одностороннее толкование учения Галена Преподавание и обучение Из всех сочинений «Гиппократова сборника» к изучению допускались только «Афоризмы» и «Прогностика», которые не содержали философских рассуждений

Слайд 42

Медицинский факультет в Болонье (XIIIв.) Программа обучения 1-й год обучения Авиценна: «Канон», кн.1, кроме «Анатомии» и гл. «О временах года» из ч.2 и только главы из ч.3: «Неизбежность смерти», «О сохранении здоровья» «Детские болезни», «Что есть и пить», «О воде и вине», «Сон и бодрствование», «О различении лихорадок», «О плохом состоянии здоровья», «Простые лекарства» (кроме кн.6) «Критические дни» (кн.1) «О внутренностях ( кн. 2) «Кризисные дни» (кн. 2) Гиппократовы афоризмы, кроме части 7 2-й год обучения Гален : «Tegni» Гиппократ : «Прогностика» (без комментариев) «Об острых заболеваниях» (без комментариев и кн.7) Авиценна: «О силах сердца» (частично) «О несчастных случаях и болезнях» «О кризисах» «О пользе дыхания» «О различении лихорадок» «О плохом состоянии здоровья» «Простые лекарства» (кроме кн.4) «Критические дни» (кн.7)

Слайд 43

Первые вскрытия стали проводить в 13-14 вв. с особого разрешения монархов Разрешено было вскрывать 1 труп в 5 лет, позже - 1 труп в год В 1490г. в Падуе был построен первый анатомический театр В прогрессивных университетах медицинское образование включало обязательную врачебную практику, студенты аттестовывались только после работы в больнице в течении полугода Хирургия в большинстве университетов не преподавалась и к медицинской профессии не относилась Хирурги научного образования не имели и врачами не считались Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию

Слайд 44

Больничное дело Становление и развитие больничного дела связано с христианской благотворительностью и заключалось в призрении слабых, немощных и бездомных Первые христианские госпитали появились в 5-6 вв. при монастырях, на первом плане была забота о духовном здоровье В эпоху крестовых походов получили развитие духовно-рыцарские ордена и братства, которые оказывали помощь бедным и больным за пределами монастырей, что способствовало постепенному выходу госпитального дела из-под контроля церкви Позднее госпитальное дело стало преимущественно светским занятием, а больницы всё больше походили на современные лечебные учреждения, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал

Слайд 45

Эпидемии «повальных» болезней Масштаб распространения эпидемий (оспа, проказа, чума) связан с особенностями социально- экономического, политического и культурного развития государства: порицание культа чистоты тела со стороны церкви низкий уровень общественной и личной гигиены отсутствие в городах канализации и водопроводов отсутствие эффективных лекарств крестовые походы незнание истинных причин заболевания

Слайд 46

Проказа (лепра) Человек, который заболевал проказой – изгонялся из общества: Его публично отпевали в церкви, после чего он считался мёртвым, как для церкви, так и для общества Помещали в лепрозорий (приют Св. Лазаря для прокажённых) Больной проказой не мог зарабатывать, наследовать имущество, а мог лишь просить милостыню Он получал чёрное платье, шляпу с белой лентой и трещотку (или колокольчик), звуки которых предупреждали окружающих о его приближении Вход в город разрешался в определённые дни тяжелая болезнь, которая до неузнаваемости уродует внешность человека, разрушает его нервную систему, создает необратимые изменения в организме, приводит к инвалидности и слепоте В 1873г. был открыт возбудитель лепры (гранулематоза) - хронического инфекционного заболевания, вызываемого микобактериями

Слайд 47

Чума В истории чумы известны 3 пандемии: чума Юстиниана (542г.) – опустошила все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет «Чёрная смерть» - середина XIV в. (погибло от чумы 50 млн. человек) в 1892г. в Индии – унесла более 6 млн. человек Распространители эпидемии – нищенствующие монахи, паломники, крестоносцы, купцы

Слайд 48

Причинами эпидемий считали: Плохое расположение звёзд Божье наказание за грехи человека Движение миазмов из глубины Земли Евреи, которые отравляли источники Распространители – кошки и собаки

Слайд 49

Настоящие причины эпидемии Чума вызвана бактерией, переносчики которой – блохи чёрных крыс; Возбудитель – чумная палочка, открытая в 1894г. Инфицирование людей происходило при укусах блох; Симптомы: Инкубационный период от 1-7 дней У больных появлялись чёрные пятна на коже Увеличивались лимфатические узлы с образованием болезненных бубонов в подмышках и паху Лихорадка, головная боль, озноб, слабость Смерть наступала спустя несколько часов после заражения

Слайд 50

Меры борьбы с заразными болезнями: закрытие гаваней задержание людей и товаров на 40 суток Разработана система карантинов и лазаретов Обходы «Чумных докторов» умерших хоронили на специальных могильниках вне городских стен на глубине не менее - 1,5 м Имущество больных сжигалось, дома дезинфицировались серой и известью Вход и выход из городов был ограничен Закрыты трактиры, торговля вином запрещена запрещены азартные игры Закрыты публичные дома

Слайд 51

Значение медицины Средневековой Европы Становление медицины происходило в условиях : Контроля со стороны католической церкви господства схоластики, инквизиции Становления университетского медицинского образования Карантина, на фоне роста городов, эпидемий и высокой смертности населения