Презентация - Инклюзивное образование в области искусства

Нажмите для просмотра
Инклюзивное образование в области искусства
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.85
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 54
  • Просмотров: 1300
  • Скачиваний: 892
  • Размер: 14.59 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Слайд 2

Инклюзивное образование – доступность образования для людей любого возраста, пола, расы, национальности, религии, с разными возможностями, интеллектуальными, способностями, носителей разных культур и языков

Слайд 3

Возможности инклюзивного образования Инклюзивное (включающее) образование: дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни обладает ресурсами , направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения .

Слайд 4

Принципы инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге . Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений . Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека .

Слайд 5

Международные нормативные акты ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1948) и др. АКТЫ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Декларация прав умственно отсталых лиц (1971) умственно отсталый человек имеет право на человеческое достоинство Декларация прав инвалидов (1975) термины инвалид, инвалидность, ограниченность возможностей , равные гражданские и политические права инвалидов КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (1989) Признание прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь, приоритетное удовлетворение особых потребностей в т.ч. области образования Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994) впервые идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями, лица с ОВЗ

Слайд 6

в международном Цель – ликвидация «различного рода негативных отношений и отсутствия должного реагирования на различия по признаку расы, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, сексуальной ориентации и индивидуальных способностей» (ЮНЕСКО, ООН, Конвенция о защите прав инвалидов, ст.24) То есть – исключение дискриминации, ликвидация социального отчуждения, смещение фокуса с ограниченных возможностей ребенка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребенка, его доступу к базовым социальным службам в России Определение « инклюзивное образование » в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» стало единственным нормативно закрепленным в нормах Федерального законодательства « обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ». Термин не получил детального раскрытия Более детально он доработан в НПА регионального и муниципального уровней отдельных субъектов РФ и городов (Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Ленинградская обл.; Краснодарский край, Алтайский край, Чукотский АО, Магаданская обл., города Воронеж, Томск, Челябинск, Владимир, Новосибирск, Архангельск) РАЗНИЦА В ПОНИМАНИИ ПРОЦЕССА И ЦЕЛЕЙ ИНКЛЮЗИИ

Слайд 7

Положения об инклюзивном образовании закрепляются во всех целеполагающих государственных документах РФ: Конституция РФ (принята всеобщим голосованием 1993г) право на образование (ст. 43), защита прав человека (ст. 45), здоровья (ст. 41), защита семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых (ч. 1 , ч. 2, ст. 7) 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (вступил с 1.09.2013 г) ст. 11, 13, 15, 16, 17, 31, 32, 34, 36, 41, 42, 45, 71, 79 и др. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. 2015 г) ст. 5, 9, 11, 14, 15, 16, 19. 124-ФЗ «Об основных гарантиях Прав ребенка в РФ»

Слайд 8

Действующие государственные программы РФ Национальная доктрина образования РФ до 2025 г Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г. Концепция модернизации российского образования 2016-2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 2010 г. (продлена до 2020) «Доступная среда» на 2011-2015 гг. (продлена до 2020) «Социальная поддержка граждан» 2013-2020 гг. «Информационное общество» на 2011-2020 гг. ФЦП «Развитие образования на 2011- 2015 гг.», ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ 2006-2015 гг.» ФЦП «Культура России на 2012-2018 гг.» и др.

Слайд 9

Постановление Правительства РФ от 17.02.2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», и предлагающиеся к нему Правила проведения педагогической экспертизы. Устав Тюменской области от 30.06.1995 г. № 6 (изм. 2015) Закон ТО от 07.05.1998 № 24 «О защите прав ребенка». Ст. 10, ст. 19, ст. 25, ст.26. Закон ТО от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» Ст. 6, п. 3; ст. 7 п. 1, п. 2. Закон ТО от 05.07.2013 № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» Ст. 8. ч. 3; ст. 3, ч. 1. п.22.

Слайд 10

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого и максимального раскрытия его потенциала .

Слайд 11

Слайд 12

Арт технологии – способы решения задач или проблем с помощью искусства. Через пластичные (фотография, лепка, резьба), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, цирк, хореография) виды искусства специалисты предупреждают проблемы и решают сложные задачи. В основе арт технологий лежит процесс творчества. Чаще других арт приемы используют психологи и педагоги.

Слайд 13

Термин " арт-терапия " ( Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов " арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств.

Слайд 14

В России основателем школы арт-терапии является Копытин Александр Иванович

Слайд 15

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний , являясь безопасным методом снятия напряжения . Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Слайд 16

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Слайд 17

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).

Слайд 18

Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно " направить в другое русл о" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

Слайд 19

Преимущества метода арт-терапии в том, что он: предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере; ускоряет прогресс в терапии; дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии; позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми помогает укрепить терапевтические взаимоотношения, развитие эмпатии и положительных чувств; способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; развивает и усиливает внимание к чувствам; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность .

Слайд 20

Различают: Креативная терапия Экспрессивная терапия, т.е. терапия творческой экспрессией . В этом названии акцент делается на собственно творческое самовыражение как основную терапевтическую особенность. Интермодальная арттерапия т.е. терапия разными направлениями искусства. Различают:

Слайд 21

Методы: Активизирующие творческие способности; Корректирующие эмоции и чувства; Способствующие развитию интеллектуальной деятельности; Используемые в социальной адаптации и творческом развитии личности.

Слайд 22

Направления арт-терапии: Медицинское; Социальное; Педагогическое. Социально-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве;

Слайд 23

Принципы арт-терапии: Принцип знакомства с клиентом; Принцип диалогичности; Внимание к ребенку; Ненавязчивость; Эстетизм в работе; Любой результат должен быть осмыслен; Различные виды деятельности на занятии; Различные формы деятельности на занятии; Комфортность обстановки и общения; Принципы субъективности; Принципы субъективной экспрессии; Принципы доверия к внутренним силам клиента; Обратная связь; Интегративность занятий; Креативная терапия; Совместная творческая деятельность.

Слайд 24

Условия проведения арт-терапии: Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим). Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях). Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом). Креативность. Сам процесс спонтанного творчества.

Слайд 25

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям: - нацеленность на длительный эффект; - вселять чувство надежды - преодоление трудностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий; - предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий; - трансформировать эмоции, используя соответствующие символы; - пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Слайд 26

- изотерапия, - музыкотерапия, - сказкотерапия, - куклотерапия, - имаготерапия (театральное действие), - кинезитерапия (движение танца), - библиотерапия, - фототерапия. Виды арт-терапии:

Слайд 27

Арт-технология обучения может быть использована на занятии сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни.

Слайд 28

Для педагога, который практикует приемы арт терапии важную роль играет ход творчества. Например, большее значение для арт терапевта имеет то, как часто человек использует цвет, какие оттенки он выбирает. Сам цвет - депрессивный черный или позитивный желтый - играет вторую роль.

Слайд 29

- театрализованное занятие, - занятие имитационного моделирования, - занятие диалог культур, - заочные путешествия, - учебные игры. Примеры арт-занятий:

Слайд 30

Занятие с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Слайд 31

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Слайд 32

Актуальность использования Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как: обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка; психологическая защищённость (хороший конец); имеется наличие тайны и волшебства

Слайд 33

Использование инновационной технологии сказкотерапии Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70 годах ХХ века, обоснованным М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов Д. Ю. Соколовым, применялся он в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Слайд 34

Обмен историями , как обмен жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапию считают – естественной формой общения и передачи опыта, системой воспитания нового поколения. Эмоциональный опыт современного ребенка, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его постоянную и будущую жизнь.

Слайд 35

Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности, в развитии его мышления. Исследованием эмоций занимались П. К. Анохин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев. Гнев, злоба, месть разрушают общество, а сказкотерапия – это психологическое влияние на ребенка с помощью сказки. Еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Слайд 36

Задачи сказкотерапии Развитие слухового и зрительного внимания Развитие наблюдательности и зрительной памяти Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи) Развитие фантазии и творческого воображения Снятие эмоционального и физического напряжения Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков

Слайд 37

Требования в работе со сказкой: Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею. Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования. Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Слайд 38

Виды сказок : Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения. Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение. Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Слайд 39

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать. («Как Сергей научился жалеть», «Добрее слово» В. Сухомлинского) Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему); Сказки о животных; Бытовые сказки; Страшные сказки; Волшебные сказки .

Слайд 40

Приёмы работы со сказкой: Нахождения ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке; Придумывание разных слов (длинных, смешных); Разбор слов с одинаковым написанием и разным по значению Также такие формы работы: 1. Рассказывание и сочинение сказок. 2. Кукло-терапия (пальчиковые марионетки) 3. Постановка и разыгрывание сказок, моделирование сказок, рисование сказок

Слайд 41

Схема работы над сказкой: 1. Знакомство с новой игрушкой – персонажем сказки. 2. Чтение (лучше рассказывать) обсуждение сказки, пересказ. 3. Воспитание добрых чувств. 4. Словарная работа (речевая разминка) 5. Решение проблемных заданий и ситуаций. (Развитие мышления и представления).

Слайд 42

6. Сказка и театр(Использование разных видов театра) 7. Игра – драматизация по сюжету сказки. 8. Изменение сюжета сказки на различных занятиях. (На занятиях по ДПИ, использовать моделирование и зарисовки сюжетов сказки). 9. Творим сказку своими руками. (Изготовление игрушек и атрибутов на занятиях). 10. Итоговая сюжетно-ролевая игра по мотивам новой сказки с элементами драматизации.

Слайд 43

1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки. 4. В конце занятия –ритуал «выхода из сказки». Этапы работы со сказкой:

Слайд 44

1 этап работы : Ритуал вхождения в сказку Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игра «Волшебный клубочек», Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте! Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

Слайд 45

2 этап работы: Чтение сказки Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Вопросы по анализу сказки: Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери? Чему удивился Крыс?

Слайд 46

3 этап работы: Обсуждение сказки Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

Слайд 47

4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки 1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки. Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет». Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Слайд 48

Примеры моделирования сказок 1. « Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли» (Немецкая народная сказка «Кукушка») - Что вы знаете о птице кукушке? (Она откладывает яйца в чужие гнезда, сама не высиживает птенцов) - Как нужно относиться к своей мамочке? (Ответы детей) Моделирование сказки

Слайд 49

Моделирование легенды 2. « И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес» (Легенда о Медведь-горе) Воспитатель. А как еще называют Медведь-гору? (Аю-Даг) Воспитатель. А кто из вас помнит стихотворение о Медведь-горе? Желающий ребенок читает стихотворение «Медведь-гора» Л. Огурцова

Слайд 50

Моделирование сказки 3. «Ха-ха- ха!» – захохотали Соловей, Дятел и Дрозд. Да ты же урод: значит, и мама твоя такая же уродливая. (Отрывок из сказки «Самая красивая мама» В. А. Сухомлинского)

Слайд 51

4. Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов) 5. Рисование сказок(настроения) 6. День открытых дверей для родителей. 7. Консультации для родителей: «Развитие речевого творчества у детей в процессе работы со сказкой в семье» « Сказка в системе нравственного воспитания». «Театральная деятельность в ДХШ»

Слайд 52

«Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека» «Сказка – исток детского творчества и чувств» 8. Анкетирование для родителей. 9. Семейные рисунки. 10. Семейное развлечение « Приключения в сказочном лесу».

Слайд 53

Принципы построения работы: 1. Систематичность и последовательность в обучении. 2. Связь теории с практикой. 3. Осмысленность и самостоятельность ребенка в обучении. 4. Доступность обучения. 5. Наличие знаний, умений и навыков. 6. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Слайд 54

Педагогический театр. Работа в группах. Разработать занятие с использованием сказкотерапии, направленной на решение педагогических задач: 1. разрешение конфликтной ситуации в группе; 2. на мягкое вхождение в творческую деятельность 3. формирование нравственных качеств ребенка
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.