Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Программирование Лекция 4. Многомерные массивы. Структуры и классы
Слайд 2
Использование динамической памяти Одно из естественных применений динамической памяти – создание динамических массивов, т.е. массивов, размер которых неизвестен во время компиляции, в том числе многомерных массивов.
Слайд 3
Многомерные встроенные массивы Матрица
Слайд 4
Динамические массивы m i (m i)
Слайд 5
Динамические массивы // массив указателей на строки int В каждой строке может быть разное количество элементов
Слайд 6
Динамические массивы size t – спец. тип для указания размера массива // удаление массива // удаляем строчки // удаляем массив указателей на строки Данная переменная не используется Недостаток – фрагментация памяти
Слайд 7
Двумерные массивы: эффективная схема Будем выделять строчки массива не по отдельности, а все сразу. Сразу выделяем большой объем памяти. При таком подходе new вызываем 2 раза Указатели на 4, 8, 12, .. ячейки Указатель на 0 ячейку
Слайд 8
Двумерные массивы: эффективная схема Возвращаем указатель на указатель на int Освободим большой массив Удалить массив указателей на строки
Слайд 9
Структуры Структуры – это способ объединить несколько переменных в одну. Зачем группировать данные? Координаты точки пересечения xi, yi
Слайд 10
Структуры // Структура Отрезок // Функции упрощаются // 3 аргумента вместо 10-ти // не забываем «;»
Слайд 11
Работа со структурами // функция определения длины отрезка // мат. библиотека // чтобы не копировать всю структуру // p1 – уже не указатель, поэтому оператор . Можно использовать разыменование: ( s).p1.x s- p1.x
Слайд 12
Инициализация структур Отличие от массивов x y // структура хранит информацию о двумерном массиве // количество строк // количество столбцов // указатель на двумерный массив // инициализация переменной Функция выделения двумерного массива
Слайд 13
Задача В коде определена следующая структура: struct ivector3d int array 3 ; ; И определена следующая функция: void scale(ivector3d v, int k) for (int i 0; i ! 3; i) v- array i k;
Пусть у вас есть экземпляр iv3d структуры ivector3d . Изначально массив array экземпляра iv3d заполнен единицами, и вы вызываете функцию scale следующим образом: scale(&iv3d, 2);
Какова будет сумма элементов массива array внутри iv3d по завершению функции?
Слайд 14
Задача Ответ к предыдущей задаче: 6. У вас есть та же самая структура ivector3d и экземпляр iv3d этой структуры, массив array которого заполнен единицами. Но теперь функция scale определена следующим образом: void scale(ivector3d v, int k) for (int i 0; i ! 3; i) v.array i k;
И вы вызываете функцию scale следующим образом: scale(iv3d, 2);
Вопрос тот же самый: какова будет сумма элементов внутри экземпляра iv3d после завершения функции?
Слайд 15
Ответ к предыдущей задаче: 3.
Слайд 16
Методы Важное отличие структур на языке С от структур в С – возможность определения методов. Отличие от функций – внутри методов есть доступ к полям структуры Вызов метода Инициализация структуры Оператор обращения к полям структуры Что выведет программа?
Слайд 17
Ответ к предыдущей задаче: 24.65. Точка на плоскости Сдвигает точку Имена аргументов совпадают с именами полей структуры Поле текущего экземпляра
Слайд 18
Методы: объявление и определение (в заголовочный файл) (в .cpp-файл) объявление реализация
Слайд 19
Методы Данные о двумерном массиве Указатель на данные массива Размерность массива a b Одномерный массив Метод переводит адреса из двумерного массива в соответствующие адреса для одномерного массива Функция возвращает двумерный массив В данном случае обнуляем отрицательные элементы массива
Слайд 21
Конструкторы Определить конструктор – значит определить функцию с именем, совпадающим с именем Структуры и не возвращающую никакого значения (но не void) 2 аргумента this – так как имена совпадают Конструктор вызывается автоматически при определении переменных 0, 0
Слайд 22
Список инициализации Чаще всего в конструкторах происходит инициализация полей структур. До входа в тело конструктора инициализируем x 0, y 0 Формальные параметры Сначала инициализируется x, потом y. Point (): y(0), x(y)
Слайд 23
Значения по умолчанию а также методы и конструкторы (т.е. в заголовочный файл) Такой конструктор будет работать как конструктор с 0, 1 или 2 параметрами. 0, 0 2, 0 3, 4
Слайд 24
Конструкторы от одного параметра Такие конструкторы задают преобразование от значения типа аргумента к значению типа Структура. Пустое тело, однако, Point имеет конструктор (0, 0), (0, 0) (0, 0), (10, 0) (0, 0), (20, 0) - Неявное преобразование
Слайд 25
Конструкторы от одного параметра Используется только для конструкторов одного параметра Можно вызвать явно Неявно нельзя. Защита от неявных преобразований
Слайд 26
Конструкторы от одного параметра Такой конструктор может быть вызван как конструктор с одним параметром. Поэтому может возникнуть неявное преобразование. Explicit защитит от неявных преобразований
Слайд 27
Конструктор по умолчанию Для такой структуры невозможно определить переменную, не указав аргументы конструктора (0, 0), (2, 1)
Слайд 28
Деструктор Однако, деструктор можно переопределить Размер массива Указатель на динамический массив «Тильда» В деструкторе удалим дин. память, выделенную в конструкторе Деструктор всегда 1, он не имеет параметров
Слайд 29
Время жизни Деструктор вызывается при выходе из функции Переменная определена в теле цикла Удаление на каждой итерации цикла
Слайд 30
Объекты в динамической памяти
Слайд 32
Модификаторы доступа Никакая внешняя функция не сможет обращаться к полям private. Только методы класса
Слайд 33
Ключевое слово class По умолчанию все поля класса являются private Размер массива Указатель на динамический массив
Слайд 34
Публичный интерфейс Это набор методов, доступных внешнему пользователю класса. Функция изменяет размер массива Поля закрытые, т.к. иначе пользователь мог бы изменить размер массива size , не изменив при этом сам массив data
Слайд 35
Абстракция Выделение публичного интерфейса позволяет абстрагироваться от конкретной реализации данного класса. Допустим, мы хотим оптимизировать класс Int Array Размер массива Указатель на динамический массив Т.к. массив целочисленный, то можно хранить размер массива в самом массиве
Слайд 36
Абстракция Внешние пользователи класса работают только с публичным интерфейсом, можно изменить реализацию класса, не меняя публичный интерфейс. Оставляем только 1 поле На 1 элемент больше При этом сигнатура публичных методов не изменилась
Слайд 37
Определение констант Иногда возникает необходимость защитить данные от случайного или специального изменения Кол-во дней в месяцах в невесокосном году Адрес месяца «май»
Слайд 38
Указатели и const Не можем поменять значение, но можем поменять адрес Сможем менять значение по данному указателю (зн-е переменной a), но не сможем менять тот адрес, который хранится в данном указателе
Слайд 39
Указатели и const Для того, чтобы избежать путаницы при использовании указателей с ключевым словом const, можно использовать следующее правило: p хранит адрес переменной a Ключевое слово const сделает константным значение типа int Константным станет значение int (не сможем менять значение, на к-рое указывает p2, т.е. зн-е p ) Не сможем перенаправить p3 на другой адрес, но сможем менять значения
Слайд 40
Книги и интернет-источники на заметку Дейтел Х., Дейтел П. Как программировать на C . — Бином-Пресс, 2009. — 800 с. Липпман С., Лажойе Ж. Язык программирования C . Вводный курс. — Невский Диалект, ДМК Пресс. — 1104 с. Липпман С., Лажойе Ж., Му Б. Язык программирования C . Вводный курс. — Вильямс, 2007. — 4-е изд. — 896 с. Мейерс С. Эффективный и современный С : 42 рекомендации по использованию С 11 и С 14. — Вильямс, 2015. Петров А. В. Достижима ли в C эффективность языка «среднего уровня»? / DEV Labs C 2013. Прата С. Язык программирования C . Лекции и упражнения. — Вильямс, 2012. — 6 е изд. — 1248 с.: ил. Саттер Г. Новые сложные задачи на C . — Вильямс, 2005. — 272 с. Саттер Г. Решение сложных задач на C . — Вильямс, 2008. — 400 с. Саттер Г., Александреску А. Стандарты программирования на C . — Вильямс, 2008. — 224 с. Седжвик Р. Алгоритмы на C . — Вильямс, 2011. — 1056 с.
Слайд 41
Книги и интернет-источники на заметку Страуструп Б. Программирование. Принципы и практика использования C . — Вильямс, 2011. — 1248 с. Страуструп Б. Язык программирования C . — Бином, 2011. — 1136 с. Шилдт Г. C : базовый курс. — Вильямс, 2008. — 624 с. Шилдт Г. C . Методики программирования Шилдта. — Вильямс, 2009. — 480 с. Шилдт Г. Полный справочник по C . — Вильямс, 2007. — 800 с. Abrahams, D., Gurtovoy, A. C Template Metaprogramming: Concepts, Tools, and Techniques from Boost and Beyond (Addison Wesley Professional, 2004).