Презентация - Теория полезности и поведения потребителя

Нажмите для просмотра
Теория полезности и поведения потребителя
Распечатать Последний просмотр с IP: 188.225.77.64

Уникальность: 84%

Слайдов: 36
Просмотров: 1066
Скачиваний: 648
Размер: 1.53 MB

В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема 9. Теория полезности и поведения потребителя.

Слайд 2

Тема 9. Теория полезности и поведения потребителя. Вопросы: 1. Теория маржинализма. 2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. 3. Принцип максимизации полезности. Кардиналистский подход. 4. Ординалистский подход к анализу поведения потребителя. 5. Кривые и карта безразличия. Предельная норма замены. 6. Бюджетная линия. Равновесие (оптимум) потребителя. 7. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля. 8. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект дохода и эффект замещения. ДЗ: 1. Частные случаи для MRS: MRS const; MRS 0 (примеры. графики). 2. Уравнение бюджетной линии. Изменения положения бюджетной линии(графики). 3. Линия «доход - потребление» для качественных и не качественных благ (графики) 4. Эффект дохода и эффект замещения: модель Хикса и Слуцкого. Графическое пояснение. ЭВ:15. Теория маржинализма. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности. Кардиналистский подход. 16. Ординалистский подход. Равновесие (оптимум) потребителя. 17. Реакция потребителя на изменение дохода. Линия доход – потребление. Кривые Энгеля. Реакция потребителя на изменение цены. Линия цена – потребление.

Слайд 3

1. Теория маржинализма . Представители маржинализма К. Менгер и его последователи Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (Австрия) У. Джевонс (Англия) Л. Вальрас ( Швейцария ) А. Маршалл (Англия) Основные проблемы: - эффективное распределение и использование ресурсов - обоснование рационального поведения потребителя

Слайд 4

Слайд 5

Методология маржинализма Субъективно-психологический подход (методологический индивидуализм) Статический подход Равновесный подход Экономическая рациональность Предельный анализ (использование предельных величин) Математизация

Слайд 6

Принципы маржинализма в анализе поведения потребителя Суверенитет потребителя Свобода потребительского выбора Рациональное поведение Голосование долларом

Слайд 7

Школы маржинализма Кардиналистская школа (кардинализм) Количественный подход к анализу полезности, основан на использовании условных единиц полезности ( ютилей). Представители: У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк, Л. Вальрас. Ординалистская школа (ординализм) . Порядковый подход на основе кривых безразличия. Представители: Ф. Эджуорт, В. Парето, Р. Аллен, Дж. Хикс, Е. Слуцкий.

Слайд 8

2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Полезность ( Utility ) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. (англ.философ И. Бентам, конец 18 –середина 19 века) TU общая полезность MU предельная полезность (total utility) полезность ( marginal utility) полезность суммы благ последней единицы блага U f Q

Слайд 9

TU и MU MU MU (TU)'

Слайд 10

Закон убывающей предельной полезности ( первый закон Г. Госсена) Г. Госсен – немецкий экономист, предшественник теории маржинализма. Действие закона по вертикали : предельная полезность блага снижается, если оно предназначено для удовлетворения одной конкретной потребности. Действие закона по горизонтали : предельная полезность блага снижается, если оно используется в альтернативных целях. При прочих равных условиях увеличение количества блага сопровождается снижением его предельной полезности, снижением прироста общей полезности Условия: 1. Качество блага const 2. Потребитель ориентируется на Q max

Слайд 11

Слайд 12

3. Принцип максимизации полезности. Кардиналистский подход . Принцип максимизации общей полезности благ – (второй закон Г. Госсена) MUx, MUy- предельная полезность благ x, y Px, Py - цена спроса товаров x,y λ- предельная полезность денег Принцип отражает условия равновесия в кардиналистской теории: Равенство взвешенных предельных полезностей. Равновесие потребителя достигается, когда последний $ потраченный на покупку товара Х приносит такой же прирост полезности, как и последний $ потраченный на покупку товара Y.

Слайд 13

4. Ординалистский подход к анализу поведения потребителя . Аксиомы порядкового подхода : полной упорядоченности, отражает предпочтения потребителя: x y, x перехода ( транзитивности): если x y z, то x z,x y z, x y z; не насыщения, чем больше благ у потребителя, тем более удовлетворённым он себя чувствует; независимость от внешних воздействий.

Слайд 14

Модель равновесия потребителя

Слайд 15

Модель равновесия потребителя Карта кривых безразличия Бюджетная линия

Слайд 16

5. Кривые и карта безразличия. Предельная норма замены. Кривая безразличия ( Ф. И. Эджуорт )– это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такое количество благ x и y, что потребителю безразлично, которую из них выбрать, так как общая полезность благ в этих точках будет одинаковой. Карта кривых безразличия – это совокупность кривых безразличия, каждая из которых соответствует определённой суммарной полезности x и y.

Слайд 17

Слайд 18

Свойства кривых безразличия Кривая безразличия может быть проведена в любой точке пространства (это принцип свободы доступа). Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как снижение потребления одного блага предполагает увеличение потребления другого блага при сохранении их общей полезности. Кривые безразличия не могут пересекаться, так как определенные комбинации благ x и y соответствуют только одной величине суммарной полезности. Чем более удалена кривая безразличия от начала координат, тем больше суммарная полезность этих благ. Кривые безразличия выпуклы к началу координат, это обусловлено снижением предельной нормы замены (MRS) одного блага другим при движении по кривой безразличия сверху вниз.

Слайд 19

MRS Предельная норма замены MRS - y/ x MRS - dy / dx MRS показывает, от какого количества блага Y потребитель готов отказаться в пользу увеличения блага X на одну предельную единицу, сохраняя при этом тот же уровень общей полезности. Величина MRS соответствует угловому коэффициенту наклона касательной, проведённой к точке на кривой безразличия. Частные случаи для MRS: MRS const; MRS 0

Слайд 20

6. Бюджетная линия. Равновесие (оптимум) потребителя. Бюджетная линия – это геометрическое место точек, каждое из которых соответствует доступному для потребителя набору товаров x и y . Уравнение бюджетной линии: I P x Q х P y Q у Q у I/P y - P x /P y Q х

Слайд 21

Свойства бюджетной линии Линия всегда прямая. Строится на основе двух точек. Пересечение бюджетной линии с осями определяется на основе деления дохода ( I ) на цену каждого товара ( P X, P Y ). Бюджетная линия имеет всегда отрицательный наклон. Наклон линии определяется соотношением цен товаров Х и У . Изменение дохода потребителя сопровождается параллельным смещением линии.

Слайд 22

Равновесие потребителя Равновесие потребителя достигается в точке E, которая соответствует достижению максимальной суммарной полезности благ Х и У в пределах ограниченного дохода потребителя. Графическое пояснение : бюджетная линия совпадает с касательной, проведенной к самой удаленной кривой безразличия .

Слайд 23

7. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Э. Энгеля. Линия ICC «Доход – потребление»

Слайд 24

Кривые Э. Энгеля E 1 — кривая для нормальных товаров; E 2 — кривая для предметов роскоши, качественных товаров; E 3 — кривая для некачественных товаров. Э. Энгель (19 в. ) - немецкий экономист и статистик, занимался анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов . Кривые иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ ( C ) и доходом потребителя ( I ) при неизменных ценах и предпочтениях.

Слайд 25

Кривые Э. Энгеля ( Доходы – расходы) Законы Э. Энгеля – это закономерности, отражающие изменение структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста получаемого ими дохода.

Слайд 26

8. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект дохода и эффект замещения . Линия PCC «Цена - потребление» Изменение цены одного блага при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага сопровождается изменением угла наклона бюджетной линии. Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. Линяя цена-потребление повторяет линию спроса на товар х .

Слайд 27

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект заме щения Изменение цены товара сопровождается двумя эффектами. Эффект дохода связан с изменением реального дохода потребителя. Эффект замещения – с изменением структуры спроса. Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замещения принадлежит российскому экономисту - математику Е. Е. Слуцкому, опубликовавшему в 1915 г. статью «К теории сбалансированного бюджета потребителя». В западной экономической науке идея принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу . Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. По Слуцкому – лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Эффект дохода и эффект замещения для качественного блага (по Хиксу)

Слайд 32

Эффект дохода и эффект замещения для не качественного блага (по Хиксу)

Слайд 33

Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена (по Хиксу)

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Эффект дохода и эффект замещения для качественного блага (по Слуцкому)