Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проблема алкоголизма и наркомании
в подростковой среде. Как распознать
и предотвратить Титова Юлия Михайловна
Слайд 2
Зависимое (аддиктивное) поведение — это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных веществ.
Слайд 3
Химическая зависимость — это зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиаты и др.).
Слайд 4
Критерии диагностики алкогольной зависимости: 1 алкоголь занимает неподобающе высокое место в иерархии ценностей индивида; 2 употребляемые количества спиртных напитков всегда или в большинстве случаев превосходят предполагаемые или планируемые величины; 3 употребление алкоголя продолжается вопреки возникающим препятствиям, противодействию со стороны окружения, профессиональным и социальным интересам индивида; 4 употребление алкоголя сопровождается развитием синдрома отмены.
Слайд 5
Алкоголизму свойственны нарушения мышления , обычно представленные двумя типами. Первый тип — это общее ухудшение. Когнитивные расстройства проявляются постепенным снижением способности к критическому суждению, нарастающими затруднениями процессов обобщения и другими интеллектуальными нарушениями органического типа. Второй тип нарушений мышления при алкоголизме представлен склонностью к своеобразному мифотворчеству, в основе которого лежат механизмы психологической защиты личности. Нарушения мышления лежат в основе такого типичного (но вместе с тем выявляемого не у всех больных) симптома алкоголизма, как алкогольная анозогнозия — отсутствие чувства болезни и отрицание собственной зависимости от алкоголя. Клиническая симптоматика
Слайд 6
любопытство – желание попробовать все самому и ощутить действие алкоголя; стремление почувствовать себя взрослым; для утверждения в группе сверстников; облегчения общения с другими ребятами; устранения страха перед каким-то важным на взгляд подростка действием (знакомство с девочкой, первый поцелуй и т. д.); для снятия напряжения, смелости; от скуки и т. д.; трудности приспособления к условиям окружающей среды; конфликт с окружением; неудовлетворенность своим положением, одиночество, непонимание окружающими; осознание (самовнушение) своей неполноценности в чем-либо или с кем-либо. Подростковый алкоголизм Причины приобщения подростков к алкоголю:
Слайд 7
В рейтинге стран по детскому алкоголизму Россия занимает одну из лидирующих позиций. Согласно последним данным, в стране отмечено более 11 с половиной тысяч алкоголиков детского возраста . Отмечено, что дети начинают употреблять спиртные напитки уже в 10 лет . Согласно медицинским отчетам, более 40 % из всех отмеченных отравлений у детей возникают от злоупотребления спиртными напитками. Нередки случаи смерти у детей от алкоголя. Около 12 000 детей с алкогольной зависимостью стоит на учете в правоохранительных органах. Данные статистики
Слайд 8
Некоторые исследования обнаружили следующие статистические данные об употреблении алкоголя подростками и детьми. 1. Около половины учеников старших классов ежемесячно употребляют алкоголь. Одна треть из них сообщила, что по крайней мере один раз хорошо напилась. 2. 14% подростков были в состоянии опьянения по крайней мере один раз в году. В 14 лет более 40 % детей пробовали хотя бы один спиртной напиток. 3. Алкогольная зависимость в 5 раз чаще развивается у подростков, начавших пить до 14 лет, чем у тех, кто стал употреблять в 21 год и старше. Таким образом, значительно возрастает риск стать алкоголиками. 5. Было подсчитано, что за год приблизительно 10,6 миллиона подростков старших классов, студентов употребили больше, чем один миллиард банок/бутылок пива. 6. Наиболее распространенным местом для питья являются вечеринки, ночные клубы и чужие квартиры в отсутствие родителей. 7. Согласно одному опросу, 33% старшеклассников сообщили, что алкоголь они употребляют дома с родителями, составляя тем компанию за приемом пищи. 8. Еще одна особенность подросткового алкоголизма — склонность к насилию и агрессии. 9. Количество подростков, злоупотребляющих алкоголем, с возрастом увеличивается. Например, 12 лет — 2%; 16 лет — 21% ; 20 лет — 55%. 10. Свыше 50 % детей, употребляющих спиртные напитки, как правило, не получают достаточного внимания от своих родителей. 11. Более 90 % детей, пристрастившихся к алкоголю, — выходцы из проблемных (неблагополучных) семей. Данные статистики
Слайд 9
начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости); постепенный переход к крепким напиткам; частое употребление алкоголя в больших дозах; отсутствие выраженных соматических последствий употребления алкоголя; отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя; негативное отношение к предложению начать лечение. непреодолимое желание принять алкоголь; потеря контроля над количеством выпитого; рост толерантности к алкоголю (употребление больших доз алкоголя); высокий приоритет употребления алкоголя по сравнению с любыми другими видами деятельности и обязательствами. Особенности употребления алкоголя подростками: Признаки заболевания алкоголизмом:
Слайд 10
1. Изменение поведения . Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям. 2. Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. 3. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию. 4. Выбор закрытой одежды и ухудшение внешнего вида. Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными рукавами, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос, бледный или сероватый оттенок кожи. 5. Употребление специфического сленга и появление специфических предметов. Признаки подростковой наркомании:
Слайд 11
Мотивы первичного употребления наркотиков: Гедонистические (получение специфического физического удовольствия) 1 2 3 Атарактические (достижения психологического комфорта и релаксации) Гиперактивации (повышение тонуса и самооценки) Субмиссивные (стремление к принадлежности и одобрению группы) Псевдокультурные (демонстрация какого-то качества, например взрослого поведения) Познавательно-исследовательские (любопытство, стремление к новым впечатлениям) 4 5 6
Слайд 12
В I блоке оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов) как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках. Во II блоке – делинквентное (допротивоправное) поведение - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение . В IV блоке оценивается агрессивное поведение - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность. В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение , стремление причинить себе боль и/или физический вред как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками. Тест выявления склонности к девиантному поведению (Леус Э. В. и др.)
Слайд 13
Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин, прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла. При подростковой наркомании как у девочек, так и у мальчиков возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства. Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса, ВИЧ, гонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Последствия подростковой наркомании:
Слайд 14
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Специальная подготовка педагогических работников, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности по вопросам проблемы зависимого поведения и его профилактики с учетом возрастных особенностей школьников 1. Низкий уровень подготовки педагогических работников в отношении решения проблемы профилактики зависимости Проблема Решение 2. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, современных социально адаптивных стратегий поведения у педагогов не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку Психолого-педагогическая работа, направленная на развитие личности педагогов, на формирование у них системы личного противостояния зависимости в процессе обучения в вузе и в ходе профессиональной деятельности
Слайд 15
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Использование современных образовательных технологий, активных методов педагогического взаимодействия со школьниками 3. Традиционное образование само по себе несет в себе аддиктивные черты – черты, направленные на разотождествление с действительностью Проблема Решение 4. Омоложение контингента зависимых во многом обусловлено сегодняшним ослаблением (а порой и полным отсутствием) внимания к процессу воспитания в школе Для эффективной профилактики зависимого поведения детей и подростков в условиях образовательных учреждений педагоги прежде всего должны пересмотреть сложившиеся приоритеты
Слайд 16
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Профилактика зависимого поведения в школе должна представлять собой целостную систему работы со всеми участниками образовательного процесса, включающую направление работы с педагогическим коллективом, родителями, учащимися 5. Сегодня профилактикой зависимого поведения детей и подростков зачастую занимаются те, кто сам имеет эту проблему Проблема Решение 6. Самым действенным способом предупреждения зависимого поведения детей и подростков является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств. К сожалению, участники образовательного процесса имеют слабые представления о данном направлении профилактики Организация и осуществление систематического целенаправленного превентивного обучения. В ходе такого обучения необходимо проведение психолого-педагогической работы по целенаправленному развитию у детей защитных психологических характеристик
Слайд 17
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Учителя-предметники должны выявить потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны доводиться до детей на уроках в рамках изучения различных дисциплин 7. В образовательной среде эффективным является метод косвенной и скрытой профилактики зависимости. К сожалению, данный прием практически не используется в современной школе Проблема Решение
Слайд 18
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Организация аналитической работы: определение критериев эффективности проводимой превентивной деятельности, сравнительный анализ полученных результатов, экспертиза образовательной среды. Любая профилактическая программа, акция, мероприятие должны иметь четкую адекватную систему оценки собственной эффективности 8. Большинство реализуемых сегодня программ, направленных на предупреждение зависимого поведения, не имеют четкой системы оценки эффективности профилактического воздействия. В результате проводится огромное количество абсолютно неэффективных мероприятий, безрезультатно тратятся немалые материальные средства Проблема Решение
Слайд 19
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Предмет Примеры История В Риме периода республики « рабам, женщинам и свободнорожденным юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино; нарушение же этого со стороны женского пола наказывалось наравне с тяжелейшими преступлениями». Так римляне проявляли заботу о здоровье потомства. Пифагор, Цицерон, Лукреций, Сенека — все они отмечали негативное влияние пьянства на организм человека. Их отрицательные оценки последствий винопития, высказанные в те далекие времена, по большей части совпадают с современным научным обоснованием разрушительного действия алкоголя. Не помешает также напомнить о роли алкоголя в порабощении коренных народов Америки, Африки, Азии и спаивании народов Севера
Слайд 20
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Химия, биология, анатомия На уроках химии, биологии, анатомии, физиологии можно не только рассказать, но и продемонстрировать губительное влияние алкоголя на живые клетки (свертывание белка, обезвоживание живых тканей, утрата всхожести у злаков), привести данные И. М. Сеченова о поражении эритроцитов даже слабыми растворами этанола. Необходимо сообщить о том, что в любом ал когольном изделии помимо этилового спирта содержатся еще более ядовитые вещества — альдегиды, высшие спирты (сивушные масла), метанол, эфиры. А также о том, что промежуточным продуктом распада этанола в организме человека является ацетальдегид (уксусный альдегид), ядовитое действие которого в сотни раз выше, чем у этилового спирта. Необходимо привести сведения об отрицательном действии потребления спиртосодержащих изделий на все ткани и органы человека и по возможности осветить сущность самых распространенных болезней, возникающих в результате алкоголизации, таких как цирроз печени, гастрит, тканевая гипоксия, болезни сердечно-сосудистой, центральной нервной и эндокринной систем. Особо отметить отрицательное влияние этанола на потомство
Слайд 21
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение География На уроках географии целесообразно обратить внимание учащихся на следующий факт: к началу XXI в. из 6 млрд населения Земли около 1 млрд людей страдало от недостатка продуктов питания. В то же время огромные площади плодородных пахотных земель были заняты посадками винных (а не столовых!) сортов винограда, а также табачными плантациями. Не мешает также привести данные о площадях, занятых индийской коноплей — сырьем для получения марихуаны и гашиша, а также под посевами опийных сортов мака и плантациях коки. Стоит также сообщить, сколько продовольственного сырья (пшеницы, ячменя и других злаков, плодов и овощей) расходуется для получения этилового спирта и пива
Слайд 22
Проблемы, снижающие эффективность превентивного (профилактического) воздействия на зависимое поведение Математика, экономика А преподаватели математики и экономики могут дать каждому ученику задание из области семейной экономики, а именно: определить в процентах расходы семейного бюджета на приобретение (или изготовление) спиртных изделий в месяц и в течение года и дать оценку степени целесообразности таких затрат
Слайд 23
Факторы риска употребления ПАВ – это обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем ПАВ:
проблемы физического и психического здоровья; рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией; регулярное общение со сверстниками, употребляющими ПАВ, отсутствие устойчивости к давлению сверстников; личностные особенности; ранняя сексуальная активность, подростковая беременность; высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий
уровень дохода в семье; неспособность освоить
школьную программу, прогулы
в школе; проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками. Профилактика зависимости от ПАВ Факторы защиты от риска употребления ПАВ – это обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ: семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи; средний и высокий уровень дохода в семье, адекватная обеспеченность жильем; высокое качество медицинской помощи; низкий уровень преступности в регионе; доступность служб социальной помощи; высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение; соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.
Слайд 24
Уровни профилактики химических аддикций (согласно рекомендациям ВОЗ) Первичная профилактика : имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими Вторичная профилактика : ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления ПАВ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии Третичная профилактика: ориентирована на контингенты больных, зависимых от ПАВ
Слайд 25
Основные подходы к разработке программ профилактики химических аддикций: 1 Информационный подход. 2 Аффективное (эмоциональное) обучение). 3 Формирование жизненных навыков. 4 Социальный подход. 5 Организация альтернативной деятельности. 6 Укрепление здоровья. 7 Интегративный подход.
Слайд 26
Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о ПАВ, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Существуют три различных варианта информационного подхода : предоставление частичной информации о фактах влияния употребления ПАВ на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании, алкоголизма; стратегия запугивания, инициирования страха, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные и опасные стороны употребления наркотиков и алкоголя; предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики и алкоголь, и о проблемах, с этим связанных. 1. Информационный подход
Слайд 27
Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими. В рамках этой концепции выделяются следующие цели : повышение самооценки; определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом. 2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении
Слайд 28
Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в употребление ПАВ, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу зависимости. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры , утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других родственников или значимых лиц из окружения). 3. Социальный подход
Слайд 29
Жизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения окружающую среду. Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д. Ботвиным. Цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению ПАВ, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. 4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков
Слайд 30
Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. В настоящее время можно выделить четыре варианта программ , которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению ПАВ. К ним относятся: 1) предложение специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. 5. Подход, основанный на альтернативной потреблению ПАВ деятельности
Слайд 31
Укрепление здоровья — это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Таким образом, программы укрепления здоровья ориентируются на изменение личности и среды, поскольку важность социальной и культурной ситуации для их реализации очевидна. 6. Подход, основанный на укреплении здоровья
Слайд 32
Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), применяющихся для реализации вышеперечисленных подходов. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным их употреблением). Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т. д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ. 7. Интегративный подход
Слайд 33
На кого должны быть направлены профилактические программы, разрабатываемые в общеобразовательных учреждениях? Профилактические программы для детей и подростков Профилактические программы для работы с родителями Профилактические программы для работы с учителями
Слайд 34
Данные программы должны включать в себя информацию о наркотиках и других психоактивных веществах: - о действии психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; - о связи употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями совладания с ним. Ребенку необходимо помочь осознать самого себя : - отношение к себе, своим возможностям и недостаткам; - собственную систему ценностей, целей и установок; - способность или неспособность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; - умение оценивать жизненные ситуации и свои возможности их контролировать; - умение общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку. Профилактические программы для детей и подростков
Слайд 35
Целями этих программ является обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. Задачами этих программ являются: Дать знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление. Помочь осознать собственные личностные, семейные и социальные ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. Определить направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов. Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. Обучить навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми. Выявить родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи. Выявить родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям. Обучить их основам оказания консультативной помощи другим родителям. Программы профилактической работы с родителями
Слайд 36
Существенное место в работе с учителями средней школы отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, аффилиации, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами. Программы предусматривают теоретические и практические разделы, которые представляют собой лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика. Программы профилактической работы с учителями
Слайд 37
1) Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности. Упражнение «Кто Я». Рисунок «Что мне нравится в себе». Игра в границы «Скажи стоп». 2) Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. Упражнение «Закрашивание контуров человечков» «Эмоциональная гимнастика» 3) Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности. Упражнение «Имена-качества». Рисунок «Мои особенности и преимущества». Упражнение «Горячий стул». Рисунок «Карта моей души». Цикл информационных и классных часов по профилактике химических зависимостей
Слайд 38
Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. 1) Упражнение «Клубок». 2) План лекции-беседы «Проблемы злоупотребления психоактивными веществами»: 1. Что такое зависимость от психоактивных веществ. 2. Биологический аспект зависимости от психоактивных веществ. 3. Психологический аспект зависимости от психоактивных веществ. 4. Социальный аспект зависимости от психоактивных веществ. 5. Духовный аспект зависимости от психоактивных веществ. 6. Возможность выздоровления. 7. Ответственность подростка за собственное употребление психоактивных веществ. 3) Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивных веществ». Цикл информационных и классных часов по профилактике химических зависимостей
Слайд 39
Вот некоторые правила, которые помогут избежать подобных ловушек: упреки, угрозы, просьбы – все это не идет на пользу зависимому человеку. Даже если вы будете его слезно упрашивать прекратить принимать наркотики/алкоголь – он будет воспринимать это как неприятие с вашей стороны, а это только ухудшает и без того плохое состояние; чувство вины – естественно для близких наркомана/алкоголика. Подлить масло в огонь может и зависимый человек, который быстро учится манипулировать окружающими. Ответы на эти вопросы не принесут пользы, а только ухудшат ваше состояние. Вы не виноваты; обида – еще одно чувство, которое испытывают близкие наркомана/алкоголика. Запомните: чем сильнее вы обижаетесь, чем больше вы будете называть его безответственным и неблагодарным, тем больше наркоман будет снимать с себя ответственность и делать то, что ему хочется; Наркоманы/алкоголики очень быстро распознают чувства окружающих . Если вами завладела беспомощность, помните: наркоман/алкоголик будет проецировать ее на себя и еще быстрее деградировать, считая, что он обречен; нервные срывы близких открывают наркоману/алкоголику дорогу к неадекватному поведению. Если вы не контролируете себя, то наркоман/алкоголик, видя такое поведение, тем более не будет этого делать. В результате вы получите кражи, угрозы, побои, шумные компании и все вытекающие отсюда последствия; «я должн(а) ему помочь». Должны, вот только вопрос в том, что считать помощью. Если вы раздаете его долги, придумываете оправдания отсутствию на работе или в школе – вы фактически разрешаете ему и дальше употреблять наркотики/алкоголь. Как не попасть в ловушку наркомана/алкоголика