Презентация - Лесные питомники: технология выращивания саженцев и посадочного материала вегетативного происхождения


Нажмите для просмотра
Лесные питомники: технология выращивания саженцев и посадочного материала вегетативного происхождения
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Лесные питомники: технология выращивания саженцев и посадочного материала вегетативного происхождения Автор: Агаева Марина Эдуардовна, преподаватель ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж» 2019

Слайд 2

выращивание саженцев древесных и кустарниковых пород из сеянцев в открытом грунте Саженцы древесных пород и кустарников выращивают в школь ном отделении питомника. Использование для лесокультурных ра бот саженцев перспективно: культуры, созданные саженцами, меньше страдают от заглушения травой, сокращается количество агротехнических уходов и освет лений в раннем возрасте.

Слайд 3

Саженцы лучше приживаются, в меньшей степени испытывают после посадочное торможение роста в высоту, раньше вступают в период быстрого роста и быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород.

Слайд 4

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделе нии определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей са женцы выращивают в школе в течение 2...4 лет, древесные породы для озеленения - 6...12 лет, а кустарники - 2...3 года.

Слайд 5

Подготовка посадочного материала к посадке в школу Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обре зают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15...25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси торфа с землей. В болтушку добавляют гетероауксин или другие ростовые вещества. Регенерация корневых систем улучшается при их обработке веществами, защищающими от иссушения и, одновременно, стимулирующими рост корней после посадки.

Слайд 6

Обработка почвы в древесной школе Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении. Глу бина вспашки почвы в школьном отделении определяется размера ми корневых систем выращиваемых саженцев. В лесной и лесостеп ной зонах она составляет 30...50 см, в степной - 35...65 см.

Слайд 7

При об работке почвы на глубину до 40 см применяют: навесные плуги ПН-3-40, ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, ПЛН-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями. При обработке почвы на глубину 50 см ис пользуют плантажный плуг ППН-40. Для вспашки до 60 см: план тажные плуги ППН-50 и ППУ-50А.

Слайд 8

Посадочный материал высаживают в школу весной или осенью. Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы на 1...2 см, а в засушли вых районах - на 3...5 см. Высаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно сопри касались с почвой. Последующие уходы заключа ются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями.

Слайд 9

При выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников формируют штамб и крону. Формирование проводят для получения одного хорошо развитого стволика, имеющего достаточную высоту и толщину. Для этого у сеянцев на втором году обрезают верхнюю часть главного побега. Это способствует развитию боковых веток и утолщению штамба. Затем приступают к формиро ванию кроны. Высота штамба колеблется от 1.5 до 2.2 м, а его диаметр - от 2 см и более.

Слайд 10

Саженцы выращивают в простой , комбинированной и уплотнен ной школах.

Слайд 11

Выращивание саженцев в простой школе предполагает равномерное размещение растений по площади. Для получения крупномер ных саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с увели чением каждый раз площади их питания. В связи с этим организуют первую, вторую и третью школы .

Слайд 12

В первую школу высаживают 1...2 летние сеянцы с расстоянием меж ду рядами 0.8 м, размещением в ряду через 0.5 м. Во вторую школу высаживают 3...4-летние саженцы с размещением 1x1 м или 1.5x15 м. В третью школу - 6...8-летние саженцы с размещением 3x2 м. Вторая и третья школы применяют ся для выращивания саженцев с целью озеленения.

Слайд 13

Выращивание саженцев в комбинированной школе В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет, расстояние между рядами 4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 или 4 ряда кустарника со сроком выращивания 2...3 года. В результате неоднократной выкопки кустарников происходит двустороннее обрезание горизонтальных корней выкопочной скобой у саженцев древесных пород, что благотворно влияет на формирование корневой системы саженцев.

Слайд 14

В комбинированной школе также выращивают саженцы хвойных пород для лесокультурных целей с уплотненным их размещением между ря дами крупномерных саженцев лиственных пород. В этом варианте 3 или 5 рядов саженцев ели со сроком выращивания 2...3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных пород со сроком выращивания 6... 12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1- 0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7... 1,0 м.

Слайд 15

Схемы размещения саженцев в комбинированной школе

Слайд 16

Выращивание саженцев в уплотненной школе Уплотненная школа применяется для выращивания саженцев ели в течение 2...4 лет, биологический возраст получаемого материала - 4...6 лет. При меняются узкие междурядья и небольшой шаг посадки. Схема посад ки ленточная, из 3-5 рядов. Расстояние между рядами в ленте – 0,2-0,4 м, шаг посадки – 10-20 см. Обычно используют 2-летние сеянцы, которые затем вы ращивают 2 - 3, реже - 4 года в уплотненной школе.

Слайд 17

Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подреза ют корни, что обеспечивает формирование хорошо раз витой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают так, чтобы длина кор невой системы была в пре делах 15... 18 см. При закладке уплотнен ной школы почву вспахивают на глубину 30...35 см. Закладку школ проводят посадочными машинами: СШП-5/3, ЭМИ-5 и др. Посадочная машина СШП-5/3 за один проход может высаживать ленту, состоящую из 3 или 5 рядов сеянцев.

Слайд 18

Выращивание саженцев с закрытой корневой системой Саженцы с закрытой корневой системой получают путем заделки корней уже выращенных сеянцев в специальные контейнеры, горшоч ки с субстратом с последующим доращиванием растений 1,5 - 2 месяца под пленкой или 3 месяца - в открытом грунте. При доращивании влажность субстрата 80%. К концу этого периода ее снижают до 55...60%. Доращива ние необходимо для приживания и восстановления корней, и для достижения саженцами необходимых размеров.

Слайд 19

Метод «Брикет», разработанный С-Пб НИИЛХ В смеситель подается торф, вода, удобрения, известь, микроэлементы и т.п., все тщательно переме шивается. Субстрат поступает в накопитель, а из него - в бункеры брикетирующего полуавтомата. Для брикетирова ния используют 1-летние сеянцы сосны и ели, выращенные в закры том грунте, или 2-летние сеянцы открытого грунта. Брикетирование представляет собой своеобразную посадку сеянцев в субстрат с последующим его уплотнением.

Слайд 20

Посадочный материал «Брика» Процесс выращивания начинается с то го, что корневая система сеянцев помещается между брикетами из сфагнового торфа. За тем брикеты с саженцами скреп ляют перфорированной полиэтиленовой лентой, сворачивая в рулоны, и пропитывают питательным раствором.

Слайд 21

Выращивание посадочного материала вегетативного происхождения При вегетативном размножении используется способность от дельных частей растения образовывать недостающие ему части. Этот способ размножения позволяет получать посадочный материал независимо от урожая семян и наиболее полно сохранять в потомстве хозяйственно- ценные признаки и свойства материнского расте ния.

Слайд 22

Маточное отделение лесного питомника Маточное отделение занимает часть площади питомника, пред назначенной для выращивания деревьев и кустарников с целью по лучения от них черенков и семян.

Слайд 23

Маточная плантация для получения зимних стеблевых черенков Создается для получения черенков, используемых непосред ственно для лесокультурных работ и выращивания из них черенковых саженцев. Маточные плантации закладывают весной или осенью черенками, сеянцами и черенковыми саженцами; кустовой или штамбовой формы. На кустовых плантациях тополя и древовидной ивы рас стояние между кустами 1,0 x1,5 и 1,5x1,5 м, а на штамбовых плантациях этих пород - 2x2 и 2x3 м.

Слайд 24

В первый год после закладки маточной плантации, независимо от того, достигли или не достигли побеги необходимых размеров для резки из них черенков, побеги срезают на высоте 3 см от поверхности почвы. Это способствует образованию серии новых побегов из спя щих почек. Во второй и последующие годы растения срезают выше предыдущего среза на 3...5 см.

Слайд 25

После 5...6 лет эксплуатации один год срезку не проводят, а в предшествующую этому году осень проводят мелкую перепашку междурядий с одновременным внесением удобре ний. На следующий год после отдыха плантации ее омолаживают срезкой 2-летних побегов у самой земли. После омолаживания план тация эксплуатируется еще 5 - 6 лет, а всего - 10 - 12 лет.

Слайд 26

Маточная плантация для получения зеленых черенков Тую, можжевельник, ель канад скую (конической формы), кипарисовые и многие лиственные поро ды размещают на расстоянии 3.0x1.5 м, саженцы роз - 0.70x0.25 м. Плантацию периодически обновляют, и фактически она одновре менно служит школой с длительным сроком выращивания саженцев для озеленения. В связи с этим агротехника выращивания на таких плантациях должна предусматривать соблюдение севооборота, включающего резервные паровые поля, на которых проводят посад ку маточников взамен реализованных. Заготовленные черенки уко реняют в отделении зеленого черенкования.

Слайд 27

Выращивание посадочного материала в отделении черенковых саженцев Отделение создают для укоренения зимних стеблевых черенков и получения из них черенковых саженцев. Зимние стеблевые черенки на резают непосредственно перед посадкой. Их длина - 20...25 см, а в засушливых районах - 30 см. Черенки высаживают с по мощью сажалки СШП-5/3 лентами шириной 150 см, которые состоят из 3-х продольных строк с расстоянием между ними 40 см (40-40-70 см). Расстояние между черенками в строке - 10...20 см.

Слайд 28

Посадку проводят весной или осенью. Перед посадкой нижние срезы черенков подновля ют острым ножом и замачивают в воде в течение 4...6 ч. Для ускорения процесса корнеобразования черенки обрабатывают ростовыми веществами (гетероаук-сином, индолилмасляной ки стой) . Черенки высаживают вровень с поверхностью почвы, оставляя верхнюю почку открытой. Слаборазвитые побеги удаляют.

Слайд 29

Выращивание посадочного материала в отделении зеленого черенкования В отделении зеленого черенкования питомника проводят укоренение зеленых черенков и их доращивание до стандартных размеров. Зеленый черенок срезают с растущего побега с листьями или хвоей в фазе начи нающегося одревеснения, пока он еще достаточно гибок.

Слайд 30

Заготовка зеленых черенков Проводится в ранние утренние часы, когда листья обладают наиболь шим запасом воды. Для заготовки черенков срезают побеги, растущие по периферии средней части кроны.

Слайд 31

При зеленом черенковании ели используют прирост прошлого года, который следует не срезать, а обрывать. Нижнюю часть черенков от хвои не очищают.

Слайд 32

После срезки побегов листья на них укорачивают наполовину для уменьшения испарения влаги. Срезанные побеги нижними концами ставят в ведра с небольшим количеством воды и переносят в защищенное от солнца место, где их сразу режут на черенки длиной в один-два междоузлия.

Слайд 33

Черенки высаживают в теплицы, парники или в открытый грунт с размещением 5x5 см (400 шт./м 2 ). Для некоторых лиственных пород, имеющих большие листовые пластинки, расстояние между высаживаемыми черенками увеличивают до 10x5 см и 10x10 см. Высаживают черенки на глубину 2.5 см, плотно обжимая субстрат вокруг черенка. В качестве субстрата, наносимого слоем 3...5 см на поверхность гряды, используют речной песок или смесь песка с торфом.

Слайд 34

Выращивание привитого селекционного посадочного материала Основной способ получения вегетативного потомства - выращивание привитого посадочного мате риала, выращенного в результате прививки почек или побегов одного растения на другое.

Слайд 35

При выращивании поса дочного материала для создания лесосеменных плантаций хвойных пород применяют два способа прививки вприклад: сердцевиной на камбий и камбием на камбий.

Слайд 36

Получение посадочного материала древесных пород с использованием методов клеточной биотехнологии метод вегетативного размножения, основанный на культивиро вании изолированных клеток, тканей и органов растений в сте рильных условиях - на искусственных питательных средах в усло виях in vitro (в пробирке).

Слайд 37

Метод клонального микроразмножения - это метод получения посадочного материала из клеток, тканей и орга нов, которые выделяют из растений и создают им такие условия (питательная среда, температура, фотопериодизм, интенсивность освещения, от носительная влажность воздуха), при которых они могут жить и раз множаться вне растительного организма.

Слайд 38

Процесс клонального микроразмножения включает четыре этапа: 1)выбор растения-донора, с которого будут изолированы растительные ткани (органы), их стерилизация и получение хорошо растущей культуры на искусственной питательной среде; 2) собственно микроразмножение (максимальное увеличение количества микропобегов); 3) укоренение микропобегов и при необходимости хранение их при пониженной температуре (2...10 С); 4) адаптация пробирочных растений к почвенным условиям и посадка их в почву.

Слайд 39

Преимущества метода клонального микроразмножения получение генетически одно родного посадочного материала; освобождение растений от виру сов; высокий ко эффициент размножения; ускорение перехода растений к репродуктивной фазе развития; размножение растений, которые с трудом или совсем не размножаются вегетативно традиционными способами; возможность проведения работ в течение круглого года и экономия площадей.

Слайд 40

Спасибо за внимание!