Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Дисциплина: Русский язык и культура речи Лекция: Введение. Язык и речь.
кандидат филологических наук, доцент Гузель Мансуровна Курбангалеева
Слайд 2
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
План 1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык и культура речи». 2. Понятие языка и речи. 3. Общественные функции языка. 4. Типы речи.
Слайд 3
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Литература
1. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2016. – 607 с. (Режим доступа: )
2. Бронникова Ю. О., Сдобнова А. П., Тарасова И. А. Русский язык и культура речи / Под ред. А. П. Сдобновой. – М.: Флинта, 2014. – 174 с. (Режим доступа: )
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Б. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. – М.: Изд-во «Кно Рус», 2014. – 424 с. (Режим доступа: )
4. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи. – М.: Изд-во «Проспект», 2015. – 448 с. (Режим доступа: )
5. Санникова И. И. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2015. – 192 с. (Режим доступа: )
Слайд 4
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык и культура речи». Предметом данного курса являются нормы литературного русского языка и правила публичного речевого общения, общения с помощью языка в его устной и письменной формах. Под публичным общением в широком смысле слова понимается любое общение вне дома, семьи, компании друзей независимо от числа его участников, степени их знакомства, предмета речи и т.п.
Слайд 5
Нужен ли курс культуры речи населению Уфы? Нужен, т.к. речь различна в местностях и регионах, что может создать трудности в общении граждан одной страны. Речь в деревнях и селах искажена более всего; Курс культуры речи нужен людям всех возрастных групп, однако наиболее полезным он будет молодёжи, так как развивает грамотную речь и формирует языковое чутьё; Нужен как базовый предмет. Люди с каждым поколением теряют ценность языка; Да, нужен. Театр начинается с вешалки, а культура начинается с речи. Нужен для саморазвития; Нужен, так как он развивает красивую и правильную речь и всегда будет полезен в любом возрасте.
Слайд 6
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Целью курса РЯКР не является заучивание списка трудных слов или повторение правил орфографии и пунктуации, основ грамматики, хотя грамотность, несомненно, является компонентом речевой культуры. Цель курса состоит в том, чтобы дать в руки будущих специалистов необходимый и достаточный инструментарий для эффективного использования в решении профессиональных задач.
Слайд 7
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
2. Понятие языка и речи. Уровни владения языком. Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс, приставка и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (словосочетания, предложения, текст). Описывается данная система в грамматиках и словарях.
Слайд 8
Язык как система единицы языка уровни фонемы звуки фонемный морфемы морфемный слова лексический предложения синтаксический
Слайд 9
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
«Язык – социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из 2-х форм реализации – устную или письменную». «Краткий словарь лингвистических терминов» Н. В. Васильевой и др. (М., 1995 )
Слайд 10
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Язык и речь – два тесно взаимосвязанных явления . Речь – это процесс пользования языком, проявление языковых знаков в их упорядоченности. Речь – это язык в действии.
Слайд 11
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму. К речи относят также продуты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.
Слайд 12
Характерные признаки языка и речи Язык Речь 1) абстрактен, отвлечён от таких параметров мира, как время и пространство 1) конкретна, неповторима, развёртывается во времени, реализуется в пространстве, состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом; 2) стабилен, статичен 2) активна, динамична, 3) достояние общества, в нём отражается «картина мира» говорящего на нём народа (отражает опыт коллектива); 3) субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида (отражает опыт индивидуума); 4) уровневая организация 4) имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке 5) независим от ситуации и обстановки общения. 5) контекстно и ситуативно обусловлена 6) инвариантен 6) высокая вариантность 7) нет 7) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной
Слайд 13
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Важную роль играет качество использования языка или качество речи каждого говорящего, уровень его коммуникативной языковой компетенции. Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
Слайд 14
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Лингвистический компонент предполагает знание языковой системы как таковой. Социолингвистические знания и умения подразумевают владение социальными нормами (речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп). Прагматический компонент предполагает навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях (распознавания разных типов текстов, а также умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения) и т.п.
Слайд 15
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
3. Общественные функции языка. Функция – предназначение, целевое назначение. Язык по своей природе полифункционален. В лингвистической литературе выявлено около 30 функций, до сих пор продолжаются споры относительно их сущности и числа.
Слайд 16
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
К базовым функциям языка относятся: - коммуникативная : язык – важнейшее средство человеческого общения. Он позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать); - когнитивная (познавательная, гносеологическая): язык – средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям; - мыслеформирующая (конструктивная) функция: язык используется как средство мышления в форме слов. Австрийский языковед Людвиг Витгенштейн замечает, что «Язык переодевает мысли».
Слайд 17
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
С базовыми функциями языка соотносятся производные (частные) функции , т.е. функции, подчиненные коммуникативному назначению языка (их называют также функциями речи): - номинативная функция (от лат. nomination «называние, наименование») – функция обозначения внеязыковой действительности; - эмоциональная (экспрессивная, эмотивная): функция выражения эмоционального состояния говорящего; - метаязыковая проявляется в высказываниях, которые направлены на выяснение свойств языка (в лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д. где язык описывается в терминах языка ); - контактоустанавливающая (фатическая): функция установления и поддержания контакта с собеседником.
Слайд 18
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
- аккумулятивная функция – функция хранения и передачи в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества (национального самосознания, традиций культуры, истории народа). В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, худ. лит-ра), в УНТ фиксируется жизнь и история носителей данного языка. - поэтическая (эстетическая) функция : внимание направляется на сообщение ради него самого . Эта функция используется прежде всего в поэзии, в худ. прозе, в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект, слова оцениваются как что-то прекрасное или безобразное. - магическая функция , которая реализуется при помощи заклинаний, проклятий, клятв, заговоров, привораживания и т.д., т.е. связана с воздействием на ход событий, психику аудитории.
Слайд 19
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
4. Типы речи. Типы (формы) речи: устная / письменная, внешняя / внутренняя, монологическая / диалогическая / полилогическая.
Слайд 20
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Устная речь осуществляется с помощью звуков, письменная - с помощью письменных знаков. Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение: любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан. В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Возможности устной речи несравненно шире по выразительности , она может передать всё богатство человеческих чувств, настроений .
Слайд 21
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Письменная речь В отличие от устной речи письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письменность есть лишь примерно у 300 языков, в то время как в мире насчитывают от 3 до 7-8 и даже 10 тысяч языков .
Слайд 22
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации . Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве, что даёт возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему ещё раз, перестроить его. Письменной речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, строгое соблюдение орфографических, пунктуационных норм, отсутствие невербальных элементов.
Слайд 23
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Внешняя речь – речь произнесённая или записанная. Внутренняя речь – речь, не озвученная и не зафиксированная для других. Внутренняя речь используется человеком как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.
Слайд 24
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Монологическая речь (монолог) – форма речи, представляющая собой развёрнутое высказывание одного лица, обращённое к самому себе или к другим и обладающее определённой композиционной организованностью. Монологическая речь 1) может представлять собой сознательное обращение к слушателю в этом случае монолог характерен, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (доклад, лекция), судебная речь, устная публичная речь ; 2) монолог – это речь наедине с самим собой, - так называемый «внутренний монолог».
Слайд 25
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Диалогическая речь (диалог ) – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Диалогическая речь – это первичная форма коммуникации, она представляет собой, как правило, неподготовленный, спонтанный тип речи. Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок. Диалог может использоваться в сферах публицистической, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия).
Слайд 26
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Диалог может быть неинформативным и информативным. Диалог, состоящий из форм речевого этикета неинформативен, т.к. отсутствует потребность в получении информации: Информативный диалог направлен на получение новой информации. Необходимым условием развёртывания такого диалога является потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях участников диалога. Термин «полилог» восходит к древнегреческому языку (поли – много). Полилог – это разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога : не менее 3-х участников, единая тема, ситуативная связанность.
Слайд 27
Модуль
«Публичное выступление в профессиональной деятельности»
доктор филологических наук, профессор Гульнара Франгилевна Кудинова
Спасибо за внимание!