Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация Бульятовой Александры, 6 А. Александровская колонна.
Слайд 3
Александровская колонна (также Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота монумента составила 47,5 м — выше всех существующих монолитных колонн. Нижний диаметр колонны 3,66 м, а верхний — 3,19 м. Строительство велось с 1829 по 1834 год. Проект заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомскую. Монферран отказался от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна, так как, по его словам, современные ему художники не смогли бы соперничать с древними мастерами, и остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита из розового гранита высотой 25,6 метров. Строительство обошлось казне почти в 3 миллиона рублей.
Слайд 4
Сначала велись работы по созданию фундамента колонны и по добыче гранитного монолита. Монферран принял решение сделать фундамент из гранитных блоков, уложенных рядами. Для его устройства был выкопан гигантский котлован. В яму непрерывно поступала вода, которую откачивали; затем, чтобы уплотнить грунт, забили 1250 свай. В результате земля приобрела высокую прочность. Писали, что её «даже ломом ковырнуть было трудно». На эту свайную основу уложили подушку из крупных блоков гранита, и поверх неё –12 гранитных рядов. Блоки связали железными скобами и залили свинцом для защиты от проникновения влаги. Со всех сторон гранитный фундамент был обложен каменной кладкой из осколков гранита и старого мрамора, утрамбован и скреплен вяжущим раствором. В конце октября 1830 года строительство фундамента было завершено.
Слайд 5
19 ноября 1830 года состоялась закладка памятника, так как пять лет назад в этот день скончался Александр I. После того как отслужили молебен, в углубление, вырубленное в середине центрального камня верхнего ряда блоков фундамента, была заложена бронзовая шкатулка, накрытая затем гранитным камнем – «закрышкой». В шкатулке находилась памятная медная доска и комплект монет, отчеканенных в царствование Александра I и в год закладки монумента, а также медали, выбитые в александровское время. Александровских монет было положено: 3 золотых, 12 серебряных и 8 медных; монет 1830 года – 3 платиновых, 1 золотая, 9 серебряных, 1 медная. Медалей было 68 штук.
Слайд 6
Затем добывали монолит для изготовления колонны и камни для её подножия. По замыслу Монферрана, нижняя часть памятника состояла из пьедестала, его подножия – цоколя, а также площадки и ступеней. Благодаря этому общая высота возрастала, а колонна выглядела элегантней, чем колонны Траяна в Риме и Наполеона в Париже. Было направлено несколько сотен рабочих на поиски новой подходящей скалы. Нужный блок нашли в пяти верстах от Пютерлакса, в местности Летцарма. Затем 500 каменотесов отделили монолит и обтесывали его в соответствии с заданными размерами.
Слайд 7
20 октября 1831 года «после трех месяцев неимоверных усилий», его вместе с другими блоками погрузили на барку особой конструкции, специально построенной для перевозки гранитных блоков пьедестала из каменоломни в Петербург. Масса камня составила более 400 тонн, а общая масса блоков, которые барка, буксируемая двумя пароходами, перевезла за этот рейс - почти 700 тонн.
Слайд 8
5 ноября 1831 года «в присутствии Комиссии и при большом стечении народа» камень цоколя был выгружен с судна на Дворцовую набережную.
Слайд 9
Окончательную обработку блока проводили на Дворцовой. Чтобы переместить туда камень с набережной, потребовалось несколько дней. Сорок каменщиков два с половиной месяца обрабатывали камень. После этого камень подняли по наклонным лесам высотой около четырех метров и опрокинули, перевернув на кучу песка. Песок - чтобы смягчить удар. Но всё равно удар был столь сильным, что «почва площади Зимнего дворца заколебалась». Вынув песок, который так уплотнился, что его пришлось вырубать кирками, камень опустили на катки и направили к центру гранитной площадки фундамента. Для точной установки потребовалось несколько раз поворачивать камень. Монферран, предвидя подобные работы, добавил в вяжущий раствор 1/10 часть мыла. Поэтому камень скользил довольно легко. Так как работы проводились в 10-15 градусный мороз, в раствор добавили водку.
Слайд 10
Гранитный монолит для Александровской колонны Монферран планировал добыть там же, где материал для колонн Исаакиевского собора, - в каменоломне Пютерлакс . В 1829 году огромная скала подходящих размеров была найдена. Монолит для колонны начали вырубать летом 1830 года. Для этого подрядчик задействовал от трехсот до четырехсот человек. Дважды приезжал сам Монферран. Работа не велась лишь зимой во время сильных морозов и вьюг. Кстати, в то время в ломках использовали взрывчатку, но монолиты для Александровской колонны и для колонн Исаакия добывались вручную, так как боялись повредить камень.
Слайд 11
Для перевозки колонны корабельный инженер полковник Гласин соорудил особое судно, которое могло поднимать 65000 пудов. «Святой Николай» встал между пристанью и «террасом», на котором находились вороты, тянувшие колонну. На борт судна уложили 28 бревен толщиной более 60 см и длиной около 10 м. По ним надо было вкатить монолит. Но произошло непредвиденное – бревна «не выдержали тяжести и преломились мгновенно, колонна обрушилась на самый край судна, наклонила оное и осталась миновав край пристани в таком положении». Были вызваны 600 солдат и служащих инженерной команды. Вместе с рабочими за 48 часов непрерывного труда они сумели погрузить монолит на борт «Святого Николая».
Слайд 12
1 июля 1832 года бот пришвартовался к пристани, находившейся между Зимним и Адмиралтейством. Днем 12 июля колонна была перегружена на берег. Вся операция длилась всего 10 минут. В выгрузке приняли участие 640 рабочих, 26 десятников и два матроса.
Слайд 13
Колонну катили по деревянным «рельсам». Затем, оградив монумент забором, каменотёсы завершили обработку колонны и её шлифовку. Довольный работой подрядчика Николай I обратился к Монферрану: «Работа Яковлева закончена, дальнейшие трудные операции есть ваше дело; не сомневаюсь, что вас ждет такой же успех, как и его».
Слайд 14
После этого монолит надо было доставить к месту установки на пьедестал. Для этого 600 плотников сделали дорогу шириной 30,5 м, покрытую толстыми досками. Дорога вела от пристани вдоль Зимнего к Дворцовой. Приблизительно на середине расстояния она переходила в наклонную плоскость. По этой плоскости колонна поднималась на высоту 10,5 м – до уровня верха пьедестала – оказывалась лежащей параллельно фасаду Зимнего. Отсюда (перпендикулярно) к месту установки вел высокий помост, завершавшийся платформой. Используя вороты и блоки, расстояние в 250 м преодолели за девять дней. По помосту колонна двигалась на гигантских салазках (длина 25м, ширина 3,5м), построенных из бревен диаметром 0,5м. Салазки тянули за канаты и перемещали по березовым каткам.
Слайд 15
Подъем колонны производился с помощью построенных деревянных лесов. Колонну надо было установить с ювелирной точностью, чтобы не допустить ни малейшего отклонения от вертикали и от центра пьедестала. Для этого колонну надо было поднять с помощью канатов, заведенных под пять оставленных на её стволе поясов, затем некоторое время держать подвешенной – чтобы утихли колебания, и лишь после этого опустить.
Слайд 16
В создании лесов принимал участие А. Адамини, который перед этим занимался установкой колонн портиков Исаакиевского собора. Высота лесов достигала 47 м, они были изготовлены из сосновых брусьев и скреплены металлическими болтами. На платформе «кругообразно в два ряда» располагались подъемные механизмы, установленные в шахматном порядке. Здесь не должен был находиться никто, кроме лиц, непосредственно осуществляющих подъём монолита.
Слайд 17
Подъём колонны был назначен на 30 августа 1832 года, в день тезоименитства Александра I. За два дня до этого события была проведена репетиция подъема колонны для испытания прочности лесов и механизмов, а также для отработки слаженных действий сотен людей. Колонну подняли на шесть метров от деревянного настила и оставили висеть на канатах в течение одного часа. Всё прошло благополучно. Подъем начался в два часа дня. Сигналом послужил троекратный удар колокола. На площади стояла тишина, только звук 60 работавших кабестанов. На лесах на разной высоте находились 100 матросов. Звучит барабанная дробь. Монферран вспоминал: «Удивление, боязнь, надежда запечатлелись на всех лицах. Сейчас уже никто не признается в том, что , пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались самой ужасной катастрофы. Не одно благородное сердце, ни разу не дрогнувшее в битвах, испытало на этот раз глубокое волнение». Когда монолит, покачиваясь, повис на кантах в двух с лишним метрах от пьедестала, Монферран успокоил колебания колонны. Шестеро каменщиков в это время подливали вяжущий раствор на пьедестал. Затем солдаты у кабестанов стали ускоренным шагом двигаться в обратную сторону, опуская канаты. «Тотчас стало видно, что колонна медленно опускается на свой пьедестал и становится на него без малейшего сотрясения и не вызывая ни малейшего движения в лесах». Над колонной взвился императорский штандарт, установленный находившемся на верхушке морским офицером. Это был сигнал о завершении работ. Всего 100 минут продолжался подъём.
Слайд 19
Барельефы на пьедестале колонны, выполненные по рисункам Монферрана, в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда. Кроме того, на пьедестале с лицевой стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты. На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие». На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине — в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».
Слайд 21
Лёгкая фигура ангела, венчающего колонну, спадающие складки его одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжающая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны. Согласно распространённой легенде, чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Известно, что в семье Александра называли «наш Ангел», а медаль В память кончины Императора Александра I имела надпись: «НАШЪ АНГЕЛЪ ВЪ НЕБЕСАХЪ».
Слайд 22
В 2002 году была проведена реставрация памятника. Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой разрушения. Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму. Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования. Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда. Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.
Слайд 24
Текст на табличке памятника гласит: АЛЕКСАНДРУ І-му БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн. Ствол колонны — самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально, и один из величайших перемещённых человеком монолитов. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.
Слайд 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!