Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анализ прозаического текста
Слайд 2
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Схема комплексного филологического анализа текста (прозаического прежде всего) включает следующие этапы: обобщающую характеристику идейно-эстетического содержания, определение жанра произведения, характеристику архитектоники текста, рассмотрение структуры повествования, анализ пространственно-временной организации произведения, системы образов и поэтического языка, выявление элементов интертекста .
Слайд 3
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Схема разбора
Введение. Творческая история (текстология ), история критических оценок, место произведения (рассказа, очерка, повести, новеллы) в творческой эволюции или художественной системе писателя, в истории литературного процесса.
Проблемно-тематический аспект .
Слайд 4
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Анализ текста.
Семантика (символика) названия . Широта семантического ареала сквозь призму заглавия.
Архитектоника.
Пространственно-временная организация художественного мира: образ времени и пространства («хронотоп », пространственно-временной континиум, отношения между персонажем и местом действия). Пространственные и временные оппозиции (верх / низ, далеко / близко, день / ночь и т.п.).
Слайд 5
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Система образов. Речь героев.
Портрет.
Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ). Функциональная деталь. Подробнос ть.
Пейзаж. Интерьер. Мир вещей. Зоологизмы.
Роль подтекста и интертекстуальные связи .
Слайд 6
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Композиция. Композиционные приемы (повтор, монтаж и др.). Опорные «точки» композиции.
Сюжет. Метаописательные фрагменты.
Ритм, темп, тон, интонация повествования .
Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
Слайд 7
Молчанова М. И., учитель русского языка и литературы Литература
Анализ литературного произведения. Л., 1976.
Гиршман М. М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого; «Кроткая» Ф. М. Достоевского; «Студент» А. П. Чехова) и др. // Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.314-407.
Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003 (аспектный анализ текста – «Другие берега» В. Набокова: жанровое своеобразие текста; «Бежин луг» И. С. Тургенева: образный строй текста; Рассказ И. А. Бунина «Холодная осень»: концептуализация времени; «Солнце мертвых» И. С. Шмелева: ключевые слова в структуре текста; Интертекстуальные связи рассказа Т. Толстой «Любишь – не любишь»; комплексный анализ прозаического текста – Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»).