Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сфера духовной культуры
Слайд 2
Вопросы кодификатора
- Сфера духовной культуры и ее особенности
- Наука в жизни современного общества
- Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
- Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
- Мораль
- Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Слайд 3
Сфера духовной культуры и ее особенности
Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Слайд 4
Сфера духовной культуры и ее особенности
Слайд 5
Сфера духовной культуры и ее особенности
произведения искусства;
различные идеологии;
научные знания;
ценности;
нормы поведения.
техника;
производственный опыт;
материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.
Слайд 6
Сфера духовной культуры и ее особенности
Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни.
Слайд 7
Сфера духовной культуры и ее особенности
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Слайд 8
Сфера духовной культуры и ее особенности
Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры?
стремление получить истинное знание
использование художественных образов
опора на представления о добре и зле
отражение окружающего мира
Слайд 9
Наука в жизни современного общества
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.
Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Слайд 10
Наука в жизни современного общества
Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры?
стремление получить истинное знание
использование художественных образов
опора на представления о добре и зле
отражение окружающего мира
Слайд 11
Наука в жизни современного обществ
Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 12
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно.
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Функции образования (справка)
Слайд 13
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Основные принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) общедоступность образования;
4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
5) светский характер образования в государственных учреждениях;
6) свобода и плюрализм в образовании;
7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)
Слайд 14
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
- начальное (1-4 кл.);
основное (5-9 кл.);
среднее (полное)
10-11 кл.).
начальное;
среднее;
высшее.
+ система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)
Слайд 15
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?
начальное профессиональное образование
основное общее образование
полное (среднее) общее образование
среднее профессиональное образование
Слайд 16
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А.Б.В
..
Слайд 17
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религия – это:
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Функции религии в жизни общества (справка)
Слайд 18
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Политеисти-ческие
Монотеисти- ческие
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
магия
Иудаизм
Синтоизм
Даосизм
Индуизм
Буддизм
Христианство
Ислам
Признаки мировых религий (справка)
Слайд 19
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозной организации:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Слайд 20
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.
Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.
Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)
Слайд 21
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определённые правила поведения.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 22
Мораль
Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Специфика норм морали:
мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;
всеобщий характер;
действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.
Слайд 23
Мораль
Основные категории морали
Основные категории морали (справка)
Слайд 24
Мораль
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
Моральные требования и представления:
1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).
Функции морали в обществе (справка)
Слайд 25
Мораль
Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2).
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения…….
Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.
Слайд 26
Мораль
Могут быть приведены следующие характеристики:
неписаные законы (им подчиняются все, как должному);
стихийный характер формирования;
мера требований общества к людям;
мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения.
Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Слайд 27
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом.
Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.
Слайд 28
Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.