Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 — 29 июня 1174)
Князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150—1151.
Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157 — 1174.
Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича.
Слайд 2
Андрей Боголюбский
Юрий Долгорукий умер в 1157 г. в Киеве.
Еще при его жизни его старший сын Андрей бежал из Вышгорода, где его посадил править отец, в Ростово-Суздальскую землю.
Причиной бегства стало, по рассказу летописи, стремление Андрея уклониться от царивших в Южной Руси усобиц, вызванных соперничеством из-за киевского великого княжения.
С собой Андрей увез «чудотворную» икону Богоматери, написанную, по преданию, св. евангелистом Лукой.
Андрей Боголюбский увозит икону Богоматери из Вышгорода.
Миниатюра Лицевого летописного свода.
Слайд 3
Легенда рассказывает, что неподалеку от г. Владимира кони, которые везли повозку с иконой, встали и не могли сдвинуться с места.
Ночью князю явилась Богородица и повелела поставить ее икону во Владимире, построив для нее храм.
Подчиняясь велению Богоматери, Андрей перенес столицу княжества из Суздаля во Владимир.
Сюжет иконы – явление Богоматери князю Андрею.
Слайд 4
Владимирская икона Божией Матери
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука.
По оценкам искусствоведов, икона написана в Константинополе, в XII в.
Слайд 5
Андрей Боголюбский
?
Какую цель преследовал Андрей, увозя икону из Вышгорода на Север?
В Средние века государство обязательно должно было иметь собственную религиозную святыню. Икона Богоматери и должна была стать такой святыней нового самостоятельного государства, которое Андрей собирался создать в Ростово-Суздальской земле.
Богоматерь Владимирская.
Икона византийского письма, XII век.
Слайд 6
Андрей не стал жить во Владимире. Он основал свою резиденцию на месте явления Богоматери. По названию этого замка – Боголюбово – князь Андрей стал именоваться Боголюбским.
Палаты Андрея Боголюбского с церковью Рождества Богородицы.
Реконструкция.
Слайд 7
Андрей Боголюбский
?
Чем же на самом деле объяснялся перенос столицы во Владимир?
Скорее всего, тем, что в Суздале и Ростове князю приходилось считаться с волей веча, а Владимир считался лишь «пригородом» старших городов и потому не имел веча.
Таким образом, власть князя во Владимире оказывалась сильнее, чем в Ростове и Суздале.
Успенский собор во Владимире.
Построен в 1158–1160 гг.
Первоначальный облик.
Реконструкция
Слайд 8
В самом Владимире Андрей также
вел большое строительство.
Город был окружен мощным валом с пятью воротами.
До наших дней сохранились лишь самые парадные – Золотые.
Золотые ворота Владимира.
Реконструкция.
Ворота сооружены в 1164 г.
В 1795 и 1810 гг. подверглись серьезной перестройке.
Золотые ворота. Современный вид
Слайд 9
«До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти».
— В. О. Ключевский.
Слайд 10
Андрей Боголюбский
В 1169 г. войска Андрея взяли и разорили Киев, в котором тогда правил Мстислав Изяславич Волынский.
Однако Андрей не переехал в Киев, а отдал его младшему брату Глебу.
О чем свидетельствует отказ Андрея от великокняжеского престола?
Из-за постоянных усобиц Киев утратил свое прежнее значение и уже не был столь привлекателен для князей других русских земель.
?
Святой князь Андрей Боголюбский.
Икона.
Слайд 11
Андрей Боголюбский изгнал из Владимиро-Суздальского княжества дружину своего отца (бояр) и стал опираться на младшую дружину – «детъцких».
В Суздальской земле частные вотчины стали появляться только в XII в. Дружинники получали вотчины по княжескому пожалованию. Поэтому они полностью зависели от князя.
Если в Киевской земле дружинники были
соратниками князей, то во Владимиро-Суздальской – их слугами.
Слайд 15
А поводом для убийства стало решение князя казнить брата его жены. Братья казненного во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя, в ночь на 29 июня 1174 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове и умертвили князя.
Слайд 16
Чтобы Андрей не мог оказать сопротивления, его слуга Анбал вынес из спальни хозяина меч. Ночью убийцы перебили стражу, но в княжескую опочивальню пойти сразу не решились, а отправились в винный погреб, где напились для храбрости. Затем двое из них поднялись наверх и постучали в запертую дверь спальни. Проснувшийся князь спросил, кто его тревожит в неурочный час. Один из убийц назвался княжеским любимцем Прокопием. Его голос князь хорошо знал и, заподозрив неладное, бросился искать меч. В это время убийцы выломали дверь и ворвались в княжеские покои.
Слайд 17
При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи и эпиграфисты обнаружили несколько настенных надписей, в том числе надпись XII в., в которой говорится об убийстве князя Андрея Боголюбского в 1174 г.
Там же перечисляются имена его убийц — причем не все из них были известны ранее.
Слайд 18
Надпись находится посередине южной апсиды собора. Имена убийц (всего их около 20) перечисляются в левом столбце, там же написано проклятие в их адрес. Справа — краткое сообщение об убийстве. «Три первых имени известны по летописи — это Петр Кучков (в тексте есть его отчество — Фралович, вероятно, Флорович), Амбал и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Завершается список словами: „Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты“.
Слайд 19
Андрей Боголюбский
После смерти Глеба Андрей отдал Киев смоленским Ростиславичам. Но вскоре он рассорился с ними и потребовал от них убираться из Киева и Русской земли.
Ростиславичи ответили: «Если ты хочешь говорить с нами не как с князьями, а как с подручниками, то Бог нас рассудит».
Таким образом, Андрей полностью подчинил себе дружину, освободился от ограничений своей власти вечем и стремился заменить отношения старшинства между князьями отношениями господства и подданства.
Власть Андрея – деспотическое самодержавие.
Андрей Боголюбский. Худ. В.М. Васнецов
Слайд 20
Усобица после смерти Андрея
После смерти Андрея в Суздальской земле началась усобица между его младшими братьями Михаилом и Всеволодом и его племянниками Ростиславичами (детьми старшего, рано умершего сына Юрия Долгорукого).
Юрий Долгорукий
Ростислав
Михаил
Всеволод
Ярополк
Мстислав
В этой усобице Ростиславичей поддерживали Ростов и Суздаль, а Михаила и Всеволода – Владимир.
В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу.
Вскоре Михаил умер, и во Владимиро-Суздальской земле стал единолично править Всеволод.
Слайд 21
XVIII веке
Андрей Боголюбский
был причислен к лику святых.
Историки дают его правлению достаточно критическую оценку.
«Современники готовы были видеть в Андрее проводника новых государственных стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только инстинктами самодурства.» Василий Осипович Ключевский.
Слайд 22
Источники
www.istpravda.ru14886//news/
http://1543.su/history/