Презентация - Словообразование


СловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразованиеСловообразование
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: «Словообразование»
Подготовила: Милованова А.В

Слайд 2

Цели:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, какие существуют единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; учиться правильно выполнять словообразовательный разбор слова; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.

Слайд 3

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Слайд 4

Морфемика
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово. Значимые части слова: окончание, основа, корень, суффикс, приставка

Слайд 5

Части слова
Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов и словосочетаний в предложении. Среди окончаний есть и нулевые. Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу кроме корня могут входить суффиксы и приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

Слайд 6

Не имеют окончаний
Наречия Формы слов: Инфинитив глагола Деепричастие Несклоняемые имена существительные и прилагательные Имена прилагательные в простой сравнительной степени Служебные слова: предлоги, союзы, частицы, междометия

Слайд 7

В основу слова не входят
Окончания Суффиксы инфинитива –ть(-ти-) Суффикс глагола прошедшего времени –л- Суффикс глагола в форме повелительного наклонения –и- Суффиксы прилагательных и наречий в простой сравнительной степени –ее(-ей), -ше(-е)

Слайд 8

Части слова
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Слайд 9

чередующиеся
-кос- -касА-
-лаГ- -лоЖ-
-раСТ- -раЩ- -роС-
--зар- -зор-
-гор- -гар-

Слайд 10

Способы словообразования
Морфологический способ
Неморфологический способ

Слайд 11

Способы словообразования
Морфологический способ
Суффиксальный
Приставочный
Бессуффиксный
Приставочно- суффиксальный
Сложение

Слайд 12

Приставочный способ
- появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки
преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать

Слайд 13

Суффиксальный способ
- появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса
Желток желтый Глазастый глаз Зеленеть зеленый

Слайд 14

Приставочно-суффиксальный способ
появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса
сокурсник курс переносица нос вчитаться читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.

Слайд 15

Бессуффиксный способ
- появление новых слов без добавления аффиксов.
Заплыв заплывать Синь синий Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)

Слайд 16

образование новых слов путём соединения двух или более
Сложение

Слайд 17

Способы словообразования
Неморфологический способ
Лексико-семантический
Морфолого-синтаксический
Лексико-синтаксический

Слайд 18

Лексико- семантический
- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)

Слайд 19

Морфолого синтаксический
появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]

Слайд 20

Лексико-синтаксический способ
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный высоко + качественный Тотчас тот + час

Слайд 21

Теоретические сведения
Выполнить словообразовательный разбор – значит с помощью цепочки слов выяснить способ образования слова.

Слайд 22

Обратите внимание
Словообразовательный разбор
«помощник» для
морфемного разбора
От какого слова образовалось? (ищи ближайшее родственное слово) Каким способом образовалось? Мечтательный мечтатель
Из каких морфем состоит? Мечтательный

Слайд 23

Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!

Слайд 24

Теория без практики мертва!

Слайд 25

"Кто больше?"
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

Слайд 26

Распределительный диктант
Приставочный.Суффиксальный.Приставочно-суффиксальный.Сложение
...

Слайд 27

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.
з
а
о
е
т
е
подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель
о
и
о
о
ь
о
т
е
е

Слайд 28

Проверь себя
Приставоч ный.Суффиксаль ный.Приставоч но-суффиксальный.Сложение
подрасти прегрустный преглупо.пирожок медвежонок завистливость, самолётик.бездорожьеошейник вверху.пароход лесостепь мореплаватель

Слайд 29

Для ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.
Что такое словообразование? Какие морфемы вам известны? Дайте их определение. Какие способы образования слов в русском языке вы знаете? Приведите примеры.

Слайд 30

Спасибо за внимание!