Презентация - Фонетика


ФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетикаФонетика
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


ФОНЕТИКА
Подготовила: Милованова А.В

Слайд 2


фонема
Фонетика
фонология
фóн

Слайд 3


УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Звук, различающий значения разных слов и разные формы одного слова, называется фонемой.
Наука, изучающая фонему называется фонологией.
Наука, изучающая произношение звука (артикуляцию) и его слуховые признаки (акустику), называется фонетикой.

Слайд 4


УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Фонетика изучает только звуки человеческой речи или звуковой состав языка. Она не изучает другие звуки окружающей нас действительности.
Звуки человеческой речи выполняют смыслоразличительную функцию, то есть различают значения слов.

Слайд 5

ФОНЕТИКА.
Термин восходит к fonetikos (греч.) – «звуковой, голосовой». Фонетикой называется раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их - артикуляционной, - акустической и - функциональной характеристиках.

Слайд 6

Кроме того, в фонетике изучаются: звуковое строение слогов и слов (силлабика); ударение (акцентология); интонация (интонология). Особым разделом фонетики является орфоэпия, в котором описывается совокупность норм литературного произношения. К фонетике примыкают графика и орфография. Графика изучает написание (начертание) букв, а также соотношение между буквами алфавита и обозначаемыми ими фонемами. Орфография – это совокупность правил написания слов.

Слайд 7

ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ
ПЛАН 1. Членение звуковой речи. 2. Основные фонетические единицы. 2. Линейные (сегментные) и нелинейные (суперсегментные) фонетические единицы.

Слайд 8

РЕЧЬ
- это сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь представлена в 3-х формах:

Слайд 9

УСТНАЯ РЕЧЬ
- представляет собой звуковой поток, который распадается на звенья. Они (звенья) являются фонетическими единицами языка и следуют один за другим. Ими являются: ТЕКСТ; ФРАЗА; РЕЧЕВОЙ ТАКТ (СИНТАГМА); ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО; СЛОГ.

Слайд 10

1.ТЕКСТ
- это исходная единица членения, которая носит в основном не фонетический, а коммуникативный характер. Текст ограничен в речи заметными паузами, а в некоторых случаях можно заметить интонационный рисунок, в котором прослеживаются вступление, кульминация и завершение.

Слайд 11

2.ФРАЗА
- 2-я по величине фонетическая единица. Она вычленяется из текста при помощи 2-х средств: а) пауза б) интонация

Слайд 12

3.РЕЧЕВОЙ ТАКТ (СИНТАГМА)
- это фонетическая единица, произносимая как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный небольшими паузами. Членение фразы на синтагмы определяется прежде всего значением, которое говорящий вкладывает во фразу. Пр.: Казнить нельзя | помиловать. Казнить | нельзя помиловать.

Слайд 13

4.ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО
- это отрезок звуковой цепи, объединяемый одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному знаменательному слову или знаменательному слову со стоявшим с ним ближайшим служебным словом.

Слайд 14

5.СЛОГ
- это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. ЗВУК – простейшая, далее не делимая фонетическая единица. В слоге один звук слоговóй, составляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают неслоговые звуки. Подчинённость, иерархия звуков и создаёт слог, имеющий свои границы – начало и конец.

Слайд 15


В фонетике выстраивается такая линейная последовательность единиц, образующих сегменты речи: звуки, слоги, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Эти фонетические единицы расположены в линейной последовательности и называются ЛИНЕЙНЫМИ, или СЕГМЕНТНЫМИ. Они последовательно идут друг за другом.

Слайд 16


СУПЕРСЕГМЕНТНЫМИ единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки и слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ.

Слайд 17

система гласных звуков.
Гласными называются звуки, состоящие из голоса. При образовании их воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая преграды.

Слайд 18

Гласных звуков в современном русском языке – 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. При классификации гласных учитывается: 1) участие или неучастие губ; 2) степень подъёма языка при движении его по вертикали; 3) место подъёма языка, связанное с движением его по горизонтали.

Слайд 19

1. Участие или неучастие губ
= ЛАБИАЛИЗАЦИЯ. Лабиализованные гласные (огубленные): [о],[у]. Все остальные гласные – нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Слайд 20

2.По степени подъёма языка
При классификации по признаку подъёма языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении, – это характеристика гласных по степени подъёма языка.

Слайд 21

Слайд 22

3.По месту подъёма языка
При классификации по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении, – это характеристика ПО МЕСТУ ПОДЪЁМА ЯЗЫКА.

Слайд 23

Слайд 24


[и] [ы] [у]
[э] [о] [а]

Слайд 25

Система согласных звуков
СОГЛАСНЫМИ называются звуки, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума. Шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает разные препятствия.

Слайд 26

согласные классифицируются по 4 признакам: 1) по месту образования; 2) по способу образования; 3) по участию в их образовании тона и шума (голоса и шума); 4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости / мягкости);

Слайд 27

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования – это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования – это значит указать, каким образом создаётся преграда и как она устраняется.

Слайд 28


1. По соотношению голоса и шума согласные делятся на: а) шумные – [б], [д], [ж] и др., б) сонорные – [н], [м], [л] и др. По участию голоса шумные делятся на: а) звонкие - [б], [в], [г] и др., б) глухие - [п], [ф], [к] и др.

Слайд 29


2. По способу образования (по характеру преграды на пути воздушной струи) согласные делятся на: а) Смычные. При их образовании органы речи смыкаются, образуя преграду на пути воздушной струи. Среди смычных выделяются: - взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом - [б], [п] и др., - аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель - [чʼ], [ц]. б) Щелевые. При их образовании органы речи сближаются, образуя щель, через которую с трением проходит воздушная струя - [в], [ф], [ж], [ш].

Слайд 30


в) Смычно-проходные. При их образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи. К ним относятся носовые, при образовании которых часть воздушной струи проходит через полость носа, например [н], [м]; боковые, при образовании которых проход возникает по бокам языка – [л]. г) Дрожащие. При их образовании смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Речевой орган колеблется в струе проходящего воздуха - [р].

Слайд 31


3. По месту образования (по активному действующему органу) согласные делятся на: а) Губные, среди которых выделяются: - губно-губные, при образовании которых преграда создается сближением нижней и верхней губы - [б], [п], [м], - губно-зубные, при образовании которых преграда создается сближением нижней губы с верхними зубами - [в], [ф] и др. б) Язычные, среди которых выделяются: - переднеязычные -[д], [т], [с], [н]),[ж], [ш]); - среднеязычные - [j]; - заднеязычные - [г], [к], [х].

Слайд 32


4. По дополнительной артикуляции согласные могут быть: - палатализованными - [п’], [р’], [с’], - веляризованными, а также - назализованными, - лабиализованными.

Слайд 33

Задания
Сколько раз встречается указанный согласный звук? [З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. [Д’] Дед Демьян ходил на молотьбу. [C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе. [Б’] Борис бидон бросил в прорубь. [В’] Всегда вкусна свежая морковь. [Т’] Твоими бы устами да мёд пить. [К’] Язык мой- враг мой. [B] На дворе трава , на траве дрова.

Слайд 34


Спасибо за внимание!