Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МКОУ «Чинарская средняя общеобразовательная школа 1» Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» урок литературы в 7а классе
Гасанова М. А. -учитель
русского языка и литературы
Слайд 2
Цели:
1. Раскрыть смысл названия рассказа «Хамелеон» и определить его художественные особенности;
2. Расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения;
3. Способствовать формированию нравственной позиции обучающихся.
Слайд 3
Антон Павлович Чехов
1860-1904
Слайд 4
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П.Чехов.
Слайд 5
Теоретическая разминка. Литературный диктант
1. Что нес городовой в решете?
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
3. Какова фамилия городового?
4. Как звали «золотых дел мастера»?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
8. Кому принадлежала собака?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя
Слайд 6
Литературный диктант (проверь себя)
1. Что нес городовой в решете? крыжовник
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?очумелов
3. Какова фамилия городового? елдырин
4. Как звали «золотых дел мастера»? (Хрюкин)
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?палец
6. Какие в основном собаки были у генерала? породистые
7. Кто такой Прохор? Генеральский повар
8. Кому принадлежала собака? (брату генерала)
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?шинель
Слайд 7
Вспомним изученное.
Слайд 8
А.П.Чехов родился в городе Таганроге.
Слайд 9
Дом, где родился А.П.Чехов (г. Таганрог, ул. Чехова, д.69)
Слайд 10
Словарная работа: Болезнь диагноз пациенты
Слайд 11
кроссворд “Угадай больных чеховских героев
Слайд 12
Словарная работа: Болезнь диагноз пациенты диагноз – хамелеонство.
Слайд 13
Заглавие - смысловой стержень произведения
«Хамелеон»
ХАМЕЛЕОН м.
род ящерицы теплых стран.
Одно из южных созвездий.
*Человек изменчивый, двуличный.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля
Слайд 15
Стилевые особенности рассказа: название рассказа говорящие фамилии
Слайд 16
Говорящие фамилии
Очумелов (дурной, очумевший)
Хрюкин (свинья, хам, невежа).
В зависимости от того, генеральская
собака или нет, меняется взгляд
Очумелова на происходящее: то
«бешенная собака», «бродячий скот»,
«подлость одна», то «нежная тварь»,
«цуцик этакий», «шустрая собачонка».
Слайд 17
Композиция рассказа
– Придумайте пять предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени:
1) Через базарную площадь идёт полицейский Очумелов.
2) Он слышит визг собаки.
3) Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.
4) Очумелов долго выясняет, кому принадлежит собака.
5) Узнав, что хозяин собаки – брат генерала, он продолжает свой путь по базарной площади.
Вспомните элементы композиции.
– Какие элементы композиции соответствуют выбранным предложениям?
1 предложение – экспозиция;
2 – 3 предложения – завязка действия;
4 предложение – развитие действия;
5 предложение – развязка
Художественные детали в рассказе
Слайд 18
По базарной площади идут Очумелов и Елдырин
Экспозиция
Завязка
Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой
Кульминация
-Это, кажись, генерала Жигалова!-говорит кто-то из толпы
Развязка
Толпа смеётся над Хрюкиным
Слайд 19
Что мы узнаём из экспозиции?
Место действия
базарная площадь
время действия
полдень
действующие лица
Очумелов
Елдырин
Слайд 20
Художественная деталь
решето с крыжовником
…За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником…
шинель
Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем...
- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...
Слайд 21
Юмор и сатира Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности. Способы комического эффекта: говорящие фамилии художественные детали
Слайд 22
ДЕРЕВО СОВЕСТИ
Какие качества, должны составлять основу характера человека и должны быть с вами всегда?
кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”Приложение № 2
Слайд 23
Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?
Излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
угодничество
чинопочитание
лицемерие
Почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
Лицемерие, лицемерство ср. лицемерность ж. свойство, качество, состоянье лицемерного.
Слайд 24
Тест по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» 1. Продолжите высказывание А . П . Чехова : «Краткость — ... » а) основа творчества; б) сестра таланта; в) идея произведения. 2. В рассказе «Хамелеон» в качестве средства юмористической характеристики используются : а) «говорящие» фамилии; б) ремарки автора; в) элементы биографии. 3. Из перечисленных ниже фамилий выберите ту , которая не относится к рассказу «Хамелеон» . а) Елдырин; б) Хрюкин; в) Акинфов. 4. Слова «пущай» , «кузькину мать» , «харю» — это элементы : а) разговорного стиля; б) научного стиля; в) делового стиля. 5. Особенностью юмора в рассказе «Хамелеон» является : а) композиция рассказа; б) наличие подтекста, внутреннего смысла; в) гневное обличение пороков общества. 6. Укажите фамилию полицейского надзирателя . а) Очумелов; б) Пичугин; в) Елдырин. 7. Жанр произведения: а) рассказ б) очерк в) повесть 8. Что является кульминацией рассказа ? а) разговор Очумелова с Прохором; б) полицейский лебезничает перед генеральским поваром;
Слайд 25
кроссворд
.1........
..2.......
....3.....
....4.....
...5......
6.........
7.........
.........
Слайд 26
По горизонтали:
Кто шагал за надзирателем?
2. Фамилия купца.
3. Что выражали глаза борзого щенка?
4. Имя…Митрича.
5. Какого цвета было пятно на спине щенка?
6. Фамилия генерала.
7. Как зовут генеральского повара?
8. Чем было наполнено решето?
По вертикали: 1. Фамилия полицейского надзирателя.
Слайд 27
Проверим?
.1.Г.О.Р.О.Д.О.В.О
..2.П.И.Ч.У.Г.И.Н
....3.У.Ж.А.С.
....4.М.И.Т.Р.И
...5.Ж.Е.Л.Т.Ы.Й
6.Ж.И.Г.А.Л.О.В..
7.П.Р.О.Х.О.Р...
К.Р.Ы.Ж.О.В.Н.И.К.
Слайд 28
Порассуждаем..?
Есть ли в нашей жизни хамелеоны?
Слайд 29
Рефлексия: -сегодня на уроке я узнал, что… -мы сегодня говорили о… -я понял,что…
Слайд 30
Домашнее задание.
Написать сочинение : «Случаи хамелеонства в нашей жизни».