Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фундаментальная лингвистика
Слайд 2
Здравствуйте!
Алексей Виняр
alexvinyar@yandex.ru
Денис Рахман
drahman2@mail.ru
https://vk.com/fikl_fd
а кто вы (пройдите гугл-опрос: https://forms.gle/eHgqwvAgN92ucTXx8)
Слайд 3
Что будем делать
что такое язык и лингвистика (наука о языке)
из чего состоит язык (уровни языка)
какие бывают языки (и каких не бывает)
вокруг лингвистики (социо, антропо)
как это все применяется на практике
и задачки!
Слайд 4
Оценка
По 10-ти балльной шкале, переводится в пятибалльную в самом конце
активность на занятиях (0,1+)
ридинги (0,2+)
контрольные (0,3)
домашки (0,4)
8-10 => 5
6-7 => 4
4-5 => 3
Слайд 5
Язык
Не тексты!
язык это обобщение, как у любой науки
язык -- это система знаков, но не любая система знаков -- язык
Язык -- это общая способность для всех людей
Слайд 6
Язык и тексты
или язык (langue) и речь (parole)
Слайд 9
Язык это абстракция
Одна умная девочка
Ещё одна умная девочка
Здесь две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
Слайд 10
Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд?
Здесь две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м
Слайд 11
Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд?
Здесь две _____ _______
а) умные девочки
б) умных девочки
h = 9,8 * 102 / 2 = 490 м
номер эксперимента.результат
1.488,2 м
2.490,7 м
3.489,3 м
Слайд 12
Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень абстракции!
А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Слайд 13
Язык это абстракция
В зависимости от научной задачи - разный уровень абстракции!
А мужик-от, что мужику, уехал, на уме нету, что там робенок у меня или чего ли. А ты-то мучьсе с робенком-то, ты-то мучьсе век.
Капуста надо почистить.
Слайд 14
Как, например, физика
Какое расстояние пройдет свободно падающее тело за 10 секунд? 490 м.
А что такое свободно падающее тело? Материальная точка.
Но ведь не бывает материальных точек.
Капуста надо почистить.
Капусту надо почистить.
Слайд 15
Язык это система знаков
означаемое
котик
означающее
Слайд 16
Язык это система знаков
Связь произвольна!
Конкретно в случае языка.
Ну, так обычно считается.
Слайд 18
Язык и другие системы знаков
Слайд 19
Означаемое и означающее: разница между языками
qejuqɬikin – теленок-самец до года
ɬewmiɬeŋ – теленок, чувствующий привязанность к матери
kəteɣət – стельная важенка
kəwʔiɬʔən – важенка, у которой сдох теленок
jʔiɬəɬʔu – «луннолицый олень»
ejkeki – олень без пальцеобразного отростка у изгиба рогов
…. И так еще очень-очень много
renriŋiɬɣən - бюстгалтер
ɬʔokwət - лифчик
Слайд 20
Что такое язык: саммари
Коммуникативная система, присущая человеку как виду
Система знаков, части которых связаны произвольным образом
Чтобы разглядеть систему, нужно уметь обобщать и абстрагироваться
Слайд 21
А что же такое лингвистика
О, ты лингвист…
Слайд 22
А что же такое лингвистика
язык обобщается из устной речи, а не из письменной
не про то, чтобы научиться говорить на иностранном языке
не филология
о том, как правильно, а не о том, как есть
Слайд 23
Про то, как говорят, а не про то, как пишут
Слайд 24
Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Слайд 25
Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин использует слово брег, а не берег?
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Слайд 26
Лингвистика vs. филология
Лингвистика:
откуда в русском языке пары типа брег-берег?
Филология:
почему Пушкин использует слово брег, а не берег?
Лингвистика -- про язык. Филология -- про культурно значимые тексты.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Слайд 27
Про то, как есть, а не про то, как правильно
Учитель русского: “Говорить [звОнит] неправильно”
Лингвист: “Смотрите!”
Всегда было на окончании: сидит, бежит, спешит
Всегда было на корне: учит, ловит, держит
Было на окончании, сдвигается (или сдвинулось) на корень: звонит, включит, солит
Было на корне, сдвигается на окончание: кажется, такого нет...
Слайд 28
Лингвистический анализ
Наука старается найти более общие причины конкретных явлений
Физика: не “дух холодного ветра” и “дух огня”, а разная скорость частиц
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
Read – read Bleed – bled
Breed – bred Meet – met
Lead – led Feed – fed
Слайд 29
Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д – блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд
Слайд 30
Лингвистический анализ
Лингвистика: что с английскими “неправильными” глаголами?
ри:д – рэд бли:д – блэд
бри:д – брэд ми:т – мэт
ли:д – лэд фи:д – фэд
CОГЛ_и:_т/д -> СОГЛ_э_т/д
Отличие от учебника: всегда ищем более абстрактный и общий уровень описания, а не перечисляем случаи
Может быть проще заучить список, чем учить непростое правило
Слайд 31
А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует
Слайд 32
А что такое правила языка?
Грамотное/неграмотное лингвистов не интересует
А вот грамматичное/неграмматичное -- да.
мой кофе vs моё кофе
я пью кофе vs *я пьёт кофе
как отличить -- спросить “наивного носителя”
Слайд 33
А как его спросить-то?
Так и спросить.
Это называется элицитация.
I see the...
*cat.cats
cat.*cats
Слайд 34
И что он нам скажет?
I see...
английский.хантыйский
the cat
*the cats.kɛtien
*kɛtiŋaλan
*kɛtiλan
*the cat
the cats.*kɛtien
kɛtiŋaλan
*kɛtiλan
*the cat
the cats.*kɛtien
*kɛtiŋaλan
kɛtiλan
Слайд 35
Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Слайд 36
Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
(Что сделал Денис?)
Англ: He went to school
*Went to school
Итальянский: È andat-o a scuola
AUX идти-3SG.MSC в школа
*Lui è andat-o a scuola
Слайд 37
Не только про язык, но и про Язык
Какие границы нашей языковой способности?
Надо (и можно) обобщать на уровне нескольких языков
Общее правило: местоименное подлежащее должно быть выражено
Но его не хочется выражать дважды
В итальянском есть разные окончания глагола для разных чисел и лиц подлежащего, а в английском (почти) нет
Есть типы языков
“обязательно подлежащее”.“обязательно согласование”.“обязательно оба”
бывает.много.мало