Презентация - Стили и стилевые направления и течения дас в условиях постиндустриального общества

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


стили и стилевые направления и течения дас в условиях постиндустриального общества
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ

Слайд 2

Предпроектный анализ в дизайне арх. среды
РАСЧЕТНО_ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТ И СВЕТ В ГОРОДЕ»
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ
Ст.гр. 5 ДП-01
доцент
Хасанова А. Ф.
Михайлов С .М.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ.
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕНТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Слайд 4

ВВЕДЕНИЕ
Раскрываются особенности стилеобразования в дизайне индустриального и постиндустриального периодов, понятие «локальное художественное стилеобразование» и его отличительные признаки. Выявляются основные этапы становления и исторического развития локального стилеобразования как проектного метода в дизайне ХХ века.

Слайд 5


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Слайд 6

4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ. ЭТАП 1.
Начало ХХ века. Появление первых фирменных стилей. Художественная программа для фирмы АЭГ Петера Беренса (1907-1910 гг.) является одним из первых примеров фирменного стиля в истории дизайна. Фирменный стиль АЭГ был разработан как сложная система организации целого и представлен маркетинговой и художественной концепцией изделий, рекламным образом товара, новой корпоративной идеологией, проектом модернизации производства и технологии, новой бизнес-программой
рис. 1 Рекламный плакат АЭГ рис.2 Эволющия фирменного знака АЭГ

Слайд 7

4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ. ЭТАП 2.
Середина ХХ в. В 1950-60-е гг. в условиях развития экономики и обостряющейся рыночной конкуренции фирменные стили получают широкое распространение, ста-новясь средством в решении социально-экономических задач. В это время формируются графический язык фи-рменных стилей, состав и принципы графического построения их элементов. На смену «изобра-зительным» товарным знакам компаний приходят абстрактные формы и композиции, отражающие эстетику функционализма.
рис. 3 Пишущая машинка фирмы Olivetti. Дизайн Э. Соттасс.

Слайд 8

4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ. ЭТАП 3.
Вторая половина ХХ в. Фирменный стиль как универсальный проект-ный метод дизайна. В конце 1970-х и 1980-е годы в общей мето-дологии развития фирменных стилей происходит увеличение художественной состав-ляющей, превращающее их в обособленный проектный инструмент (метод) в решении архитектурно-художест-венных задач. Фирмен-ные стили как проектный метод в особенности получают развитие в условиях планового хозяйствования и государственного ди-зайна социалистических стран. Логическим завершением стала теория фирменных стилей ВНИИТЭ в виде «дизайн-программы»
рис. 4 Коллектив дизайнеров ВНИИТЭ.

Слайд 9

4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ. ЭТАП 4.
Конец ХХ - начало XXI вв. Персонификация фирменного стиля и брендинг. Происходящие изменения в современном обществе в условиях его перехода на стадию постиндустриального нашли свое отражение и в ходе дальнейшего развития локального художественного стилеобразования в дизайне. Фирменный стиль «эволюционирует в бренд», становясь проектным средством в процессе брендинга. При этом брендинг начинает использоваться и применительно к городу и даже региону.
рис. 5 Мета-бренд города Петербург.

Слайд 10

КУЛЬМИНАЦИЯ В РАЗВИТИИ ФИРМЕННЫХ СТИЛЕЙ СТАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО АРХ.-ХУД. СТИЛЯ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ.
Предпосылки возникновения локального архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города: - тематическое оформление городских пространств для празднеств (средневековые карнавалы, религиозные церемонии и революционные праздники Советской России); - система оформления ведомственных пространственных комплексов (военная униформа, королевская почта...); - план ленинской монументальной пропаганды (1919 г.) и генеральные схемы художественно-декоративного оформления и монументальной пропаганды городов (1980); - проекты колористического оформления Москвы (1924 г.) и архитектурно-художественного оформления городов (1980); -художественно-пространственная организация туристического обслуживания (туристские маршруты «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье» в СССР и пр.).

Слайд 11


ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Слайд 12

ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ. РАЗВИТИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ДОМИНИНТ.
Локальное художест-венное стилеобразование нашло широкое распрост-ранение во второй половине ХХ века при организации во многих европейских городах пешеходных улиц. В процессе их создания возникала задача формирования художест-венной и стилистической целостности достаточно крупного пространст-венного комплекса, в составе которого было много разнохарактерных и стилистически разно-родных объектов. Решение этой задачи взял на себя дизайн, в арсенале которого были фирменные стили.
.
рис. 6 Пешеходная улица Строген в Копенгагене.

Слайд 13

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ПРИНЦИПОВ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ ОКАЗЫВАЕТ АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ.
Особенностью форми-рования локального художественного стиля ансамбля пешеходной улицы стало то, что значительное влияние на разработку принципов стилеобразования оказывал существующий здесь архитектурный контекст. Поэтому получаемый результат только с определенной оговоркой можно назвать фирменным стилем, более точным будет термин «локальный архитектурно-художест-венный стиль», возника-ющий в результате синтеза фирменного стиля с архитектурным контекстом - «законами места» (С. Михайлов).
.
рис. 7-10 Николай-Фиртель, Берлин. С. Михайлов

Слайд 14

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЛОКАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОИСХОДИТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Реализация принци-пов локального художест-венного стилеобразо-вания происходила главным образом в двух направлениях: - проектирование бла-гоустройства, многопред-метных гарнитуров и комплексов уличной мебели и оборудования; - проектирование общего цвето-графичес-кого решения городского ансамбля и систем его визуальных коммуни-каций.
.
рис. 11 Победитель конкурса по разработке МФА

Слайд 15

ПРОЕКТЫ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ГОРОДА.
В 1980-х гг. получают распространение проекты историко-архитектурной экспозиции, разрабаты-ваемые для исторических городов. Для обеспе-чения художественной и стилистической целост-ности исторически ценного архитектурного ансамбля также исполь-зовался метод локального художественного стиле-образования, основанный на «законах места». При этом эти законы места (художественного стиле-образования объектов архитектуры и предмет-ного наполнения город-ской среды) выявлялись в процессе натурных и рет-роспективных исследо-ваний.
.
рис. 12 Исаакиевской площади (Санкт-Петербург)

Слайд 16


ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕНТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Слайд 17

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ
Принцип «персони-фикации архитектурно-художественного стиле-образования в дизайне города», направленный на индивидуализацию ансамбля и выделение его среди себе подобных. В отличие от истори-ческих художественных стилей стилеобразование в дизайне города носит субъективно-объективный характер и приобретает локальность. Изначально предполагает индивиду-ализацию и выделение объекта среди себе подобных, а вместе с тем и повышение общей выразительности, путем внесения в него сред-ствами дизайна новых образов и семантических знаков.
.
рис.13-14 Мемориальный комплекс принцессы Дианы в Лондоне (2000-2004)

Слайд 18

32
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ.
Принцип «систем-ности архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», преду-сматривающий систему взаимосвязанных и иерархически выстро-енных локальных архи-тектурно-художественных стилей. Локальный худо-жественный (фирменный) стиль подразумевает наличие общих принци-пов, программы или концепции формообра-зования для ряда разнородных объектов, их цветового и художест-венно-графического решения, которые нап-равлены на формирова-ние единого смыслового, художественного и стилевого целого. .
.
рис.15 Часть проекта по созданию фирменного стиля улицы Щапова

Слайд 19

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ УТРАЧЕННЫХ ЦЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ.
Принцип «знаковой реконструкции в дизайне города средствами ло-кальных художественных стилей», направленный на воссоздание средства-ми современного дизайна утраченных ценных качеств исторического места. Исполь-зуется дизайн в создании памятных знаков, в том числе и пространствен-ных. Он способен нести с собой совершенно новые и неординарные решения, отвечая духу времени и эстетическим идеалам современного человека. Дизайн может служить проме-жуточным звеном в процессе воссоздания утраченного объекта
.
рис.16 Проект временных пространственных «зна-ков-модулей» на месте разрушенных храмов в Свияжске, КазГАСУ, 2008

Слайд 20

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ, ЕГО АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ.
.
Принцип «Временной актуализации локальных художественных стилей в дизайне города», способ-ных периодически преоб-ражать облик места в городе. Динамика процессов, протекающих в совре-менном информационном обществе, требует адек-ватной организации пред-метно-пространственной среды, способной быстро реагировать на изме-нения ситуации, нести новую информацию и периодически обнов-ляться. Активная роль здесь отводится городскому ди-зайну. Его недолговечные и мобильные формы, масштабные и соразмер-ные человеку, форми-руют «дизайн-прост-ранства».
рис.17-20 Инсталляции на праздновании 775-летия Берлина

Слайд 21

заключение
В процессе исследования был выявлен ряд особенностей локального архитектурно-художественного стилеобразо-вания, в индустриальном дизайне: - субъективно-объективный подход к художественному стилеобразованию (концептуальность, программность формообразования, авторство стиля); - социальная направленность стилеобразования; - адресность художественного стилеобразования: принадлежность фирме, месту, событию и др. - преемственность принципов стилеобразования и стремление к устойчивости во времени; - формообразование с ориентацией на высокотехнологич-ность производства; - дифференцирование – выделение локальным стилем объектного комплекса из ряда себе подобных.

Слайд 22


Хасанова А. Ф. (студ.), Михайлов С. М.(преп.)
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный университет Казань,2019