Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
стили и стилевые направления и течения дас в условиях
постиндустриального общества
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ
Слайд 2
Предпроектный анализ в дизайне арх. среды
РАСЧЕТНО_ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТ И СВЕТ В ГОРОДЕ»
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ
Ст.гр. 5 ДП-01
доцент
Хасанова А. Ф.
Михайлов С .М.
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ.
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕНТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ
Раскрываются особенности стилеобразования в дизайне индустриального и постиндустриального периодов, понятие «локальное художественное стилеобразование» и его отличительные признаки. Выявляются основные этапы становления и исторического развития локального стилеобразования как проектного метода в дизайне ХХ века.
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Слайд 6
4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ.
ЭТАП 1.
Начало ХХ века. Появление первых фирменных стилей. Художественная программа для фирмы АЭГ Петера Беренса (1907-1910 гг.) является одним из первых примеров фирменного стиля в истории дизайна. Фирменный стиль АЭГ был разработан как сложная система организации целого и представлен маркетинговой и художественной концепцией изделий, рекламным образом товара, новой корпоративной идеологией, проектом модернизации производства и технологии, новой бизнес-программой
рис. 1 Рекламный плакат АЭГ
рис.2 Эволющия фирменного знака АЭГ
Слайд 7
4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ.
ЭТАП 2.
Середина ХХ в. В 1950-60-е гг. в условиях развития экономики и обостряющейся рыночной конкуренции фирменные стили получают широкое распространение, ста-новясь средством в решении социально-экономических задач. В это время формируются графический язык фи-рменных стилей, состав и принципы графического построения их элементов. На смену «изобра-зительным» товарным знакам компаний приходят абстрактные формы и композиции, отражающие эстетику функционализма.
рис. 3 Пишущая машинка фирмы Olivetti. Дизайн Э. Соттасс.
Слайд 8
4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ.
ЭТАП 3.
Вторая половина ХХ в. Фирменный стиль как универсальный проект-ный метод дизайна. В конце 1970-х и 1980-е годы в общей мето-дологии развития фирменных стилей происходит увеличение художественной состав-ляющей, превращающее их в обособленный проектный инструмент (метод) в решении архитектурно-художест-венных задач. Фирмен-ные стили как проектный метод в особенности получают развитие в условиях планового хозяйствования и государственного ди-зайна социалистических стран. Логическим завершением стала теория фирменных стилей ВНИИТЭ в виде «дизайн-программы»
рис. 4 Коллектив дизайнеров ВНИИТЭ.
Слайд 9
4 ОСНОВНЫХ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ.
ЭТАП 4.
Конец ХХ - начало XXI вв. Персонификация фирменного стиля и брендинг. Происходящие изменения в современном обществе в условиях его перехода на стадию постиндустриального нашли свое отражение и в ходе дальнейшего развития локального художественного стилеобразования в дизайне.
Фирменный стиль «эволюционирует в бренд», становясь проектным средством в процессе брендинга. При этом брендинг начинает использоваться и применительно к городу и даже региону.
рис. 5 Мета-бренд города Петербург.
Слайд 10
КУЛЬМИНАЦИЯ В РАЗВИТИИ ФИРМЕННЫХ СТИЛЕЙ СТАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО
АРХ.-ХУД. СТИЛЯ ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ.
Предпосылки возникновения локального архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города:
- тематическое оформление городских пространств для празднеств (средневековые карнавалы, религиозные церемонии и революционные праздники Советской России);
- система оформления ведомственных пространственных комплексов (военная униформа, королевская почта...);
- план ленинской монументальной пропаганды (1919 г.) и генеральные схемы художественно-декоративного оформления и монументальной пропаганды городов (1980);
- проекты колористического оформления Москвы (1924 г.) и архитектурно-художественного оформления городов (1980);
-художественно-пространственная организация туристического обслуживания (туристские маршруты «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье» в СССР и пр.).
Слайд 11
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Слайд 12
ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ. РАЗВИТИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ДОМИНИНТ.
Локальное художест-венное стилеобразование нашло широкое распрост-ранение во второй половине ХХ века при организации во многих европейских городах пешеходных улиц. В процессе их создания возникала задача формирования художест-венной и стилистической целостности достаточно крупного пространст-венного комплекса, в составе которого было много разнохарактерных и стилистически разно-родных объектов. Решение этой задачи взял на себя дизайн, в арсенале которого были фирменные стили.
.
рис. 6 Пешеходная улица Строген в Копенгагене.
Слайд 13
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ПРИНЦИПОВ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ ОКАЗЫВАЕТ АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ.
Особенностью форми-рования локального художественного стиля ансамбля пешеходной улицы стало то, что значительное влияние на разработку принципов стилеобразования оказывал существующий здесь архитектурный контекст. Поэтому получаемый результат только с определенной оговоркой можно назвать фирменным стилем, более точным будет термин «локальный архитектурно-художест-венный стиль», возника-ющий в результате синтеза фирменного стиля с архитектурным контекстом - «законами места» (С. Михайлов).
.
рис. 7-10 Николай-Фиртель, Берлин.
С. Михайлов
Слайд 14
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЛОКАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОИСХОДИТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Реализация принци-пов локального художест-венного стилеобразо-вания происходила главным образом в двух направлениях:
- проектирование бла-гоустройства, многопред-метных гарнитуров и комплексов уличной мебели и оборудования;
- проектирование общего цвето-графичес-кого решения городского ансамбля и систем его визуальных коммуни-каций.
.
рис. 11 Победитель конкурса по разработке МФА
Слайд 15
ПРОЕКТЫ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ГОРОДА.
В 1980-х гг. получают распространение проекты историко-архитектурной экспозиции, разрабаты-ваемые для исторических городов. Для обеспе-чения художественной и стилистической целост-ности исторически ценного архитектурного ансамбля также исполь-зовался метод локального художественного стиле-образования, основанный на «законах места». При этом эти законы места (художественного стиле-образования объектов архитектуры и предмет-ного наполнения город-ской среды) выявлялись в процессе натурных и рет-роспективных исследо-ваний.
.
рис. 12 Исаакиевской площади (Санкт-Петербург)
Слайд 16
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕНТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Слайд 17
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ
Принцип «персони-фикации архитектурно-художественного стиле-образования в дизайне города», направленный на индивидуализацию ансамбля и выделение его среди себе подобных.
В отличие от истори-ческих художественных стилей стилеобразование в дизайне города носит субъективно-объективный характер и приобретает локальность. Изначально предполагает индивиду-ализацию и выделение объекта среди себе подобных, а вместе с тем и повышение общей выразительности, путем внесения в него сред-ствами дизайна новых образов и семантических знаков.
.
рис.13-14 Мемориальный комплекс принцессы Дианы в Лондоне (2000-2004)
Слайд 18
32
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ.
Принцип «систем-ности архитектурно-художественного стилеобразования в дизайне города», преду-сматривающий систему взаимосвязанных и иерархически выстро-енных локальных архи-тектурно-художественных стилей.
Локальный худо-жественный (фирменный) стиль подразумевает наличие общих принци-пов, программы или концепции формообра-зования для ряда разнородных объектов, их цветового и художест-венно-графического решения, которые нап-равлены на формирова-ние единого смыслового, художественного и стилевого целого.
.
.
рис.15 Часть проекта по созданию фирменного стиля улицы Щапова
Слайд 19
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ УТРАЧЕННЫХ ЦЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ.
Принцип «знаковой реконструкции в дизайне города средствами ло-кальных художественных стилей», направленный на воссоздание средства-ми современного дизайна утраченных ценных качеств исторического места.
Исполь-зуется дизайн в создании памятных знаков, в том числе и пространствен-ных. Он способен нести с собой совершенно новые и неординарные решения, отвечая духу времени и эстетическим идеалам современного человека.
Дизайн может служить проме-жуточным звеном в процессе воссоздания утраченного объекта
.
рис.16 Проект временных пространственных «зна-ков-модулей» на месте разрушенных храмов в Свияжске, КазГАСУ, 2008
Слайд 20
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ГОРОДСКОГО АНСАМБЛЯ, ЕГО АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ.
.
Принцип «Временной актуализации локальных художественных стилей в дизайне города», способ-ных периодически преоб-ражать облик места в городе.
Динамика процессов, протекающих в совре-менном информационном обществе, требует адек-ватной организации пред-метно-пространственной среды, способной быстро реагировать на изме-нения ситуации, нести новую информацию и периодически обнов-ляться.
Активная роль здесь отводится городскому ди-зайну. Его недолговечные и мобильные формы, масштабные и соразмер-ные человеку, форми-руют «дизайн-прост-ранства».
рис.17-20 Инсталляции на праздновании 775-летия Берлина
Слайд 21
заключение
В процессе исследования был выявлен ряд особенностей локального архитектурно-художественного стилеобразо-вания, в индустриальном дизайне:
- субъективно-объективный подход к художественному стилеобразованию (концептуальность, программность формообразования, авторство стиля);
- социальная направленность стилеобразования;
- адресность художественного стилеобразования: принадлежность фирме, месту, событию и др.
- преемственность принципов стилеобразования и стремление к устойчивости во времени;
- формообразование с ориентацией на высокотехнологич-ность производства;
- дифференцирование – выделение локальным стилем объектного комплекса из ряда себе подобных.
Слайд 22
Хасанова А. Ф. (студ.), Михайлов С. М.(преп.)
Казанский Государственный Архитектурно-Строительный университет
Казань,2019