Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Работа с одаренными детьми - одно из основных требований формирования компетентной личности в условиях развивающей направленности обучения»
Подготовила: Новикова Л.Н.
Слайд 2
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
Слайд 3
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4
У одаренного ребенка следует развивать:
его внутренний деятельностный потенциал,
способность быть автором,
способность быть творцом,
быть активным созидателем своей жизни
Слайд 5
Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Практическая деятельность.Познавательная деятельность.Художественно -эстетическая деятельность.Коммуникатив-ная деятельность.Духовно-ценностная деятельность
одаренность в ремеслах,
спортивная
организационная.интеллектуальная.Хореографиче-ская
сценическая
литературно-поэтическая
Изобразитель-ная
музыкальная.лидерская
Аттрактив-ная (установка на другого человека в совместной деятельности).одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов
одаренность в служении людям
Слайд 6
Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»
Слайд 7
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
Слайд 8
Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”
общая
(или интеллектуальная) одарённость
специальная одарённость
Слайд 9
Виды одарённости по критерию
“особенности возрастного развития”:
ранняя одарённость (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);
поздняя одарённость
Слайд 11
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Слайд 13
Основные принципы обучения одарённых детей:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип учета возрастных возможностей.
Слайд 14
Две целевые установки процесса развития талантливых детей:
- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка ( вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития),
- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов
( изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития)
Слайд 15
Для работы с одаренными надо выбрать:
Форму работы
Цели и задачи
Содержание
Методы обучения
Слайд 18
К внеурочной деятельности относятся:
факультативы;
предметные недели;
театрализованные праздники;
творческие мастерские;
олимпиады и конкурсы по предметам;
научно-практические конференции.
Слайд 19
Цель: способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Работа с одарёнными учащимися:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможнос- ти учащихся для формирования их речевой компетентности.
Слайд 20
Создание ситуаций успеха (необходимое условие для развития одаренности).
Обучение конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми (ребенок должен чувствовать себя востребованным).
Организация стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся.
Повышение интеллектуальной нагрузки, излагая интересные факты, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания;
развитие познавательной активности.
Организация внешкольной занятости ребенка.
Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Слайд 21
Нестандартные формы работы на уроках:
● дискуссии и диалоги;
● творческие задания;
● семинары, практикумы;
● игровые задания, ребусы, викторины,
видеоуроки
Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей учащихся:
● творческие конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны;
● всероссийские, а также дистанционные олимпиады;
● элективные курсы, кружки
Слайд 22
Методы формирования информационной компетенции:
работа с различными источниками информации,
использование метода проектов,
Использование ресурсов сети Интернет (учебно-образовательный портал учи.ру, Международная олимпиада «Эстафета знаний», Международный конкурс «Лига эрудитов»)
Слайд 23
Методы формирования социальной компетенции:
использование системно-деятельностного подхода в обучении через проведение уроков – практикумов, деловых игр, семинаров, конференций,
участие в социально-значимых проектах (День открытых дверей, День пожилого человека, День матери)
Слайд 24
Методы формирования коммуникативной компетенции:
участие в научно-практических конференциях
участие в дебатах
участие в организации и проведении предметных недель
Слайд 25
Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся:
Ускорение обучения
(раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.).
Углубление обучения
(школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)
Обогащение обучения
(научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
Проблематизация обучения
(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
Слайд 26
Положительные результаты в работе:
стопроцентная успеваемость по русскому языку и литературе;
повышение качества образования по русскому языку и литературе;
результативность сдачи ОГЭ по русскому языку;
ежегодное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в Международных дистанционных олимпиадах(4 Международный конкурс «Старт», Международный «Навстречу знаниям», «Книг желанные страницы»,
результативность участия детей в различных видах творческой деятельности
Слайд 27
Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
активные формы обучения;
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в школьных и муниципальных олимпиадах;
проектная деятельность обучающихся;
научно-исследовательская деятельность обучающихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
Слайд 28
Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся
Дискуссионные формы организации обучения:беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия,круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).
Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра.
Смешанные формы организации обучения: индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций.
Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.
Слайд 29
Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:
нравственность
желание работать нестандартно
мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися
увлечённость своим делом
знание психологии одарённых учащихся
поисковая активность
эрудированность
знание всех областей человеческой жизни
любознательность
Слайд 30
Результативность участия
Слайд 31
«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”